НОРМАЛИЗАЦИЯ ИЗВРАЩЕНИЙ ИЛИ ИЗВРАЩЕНИЕ НОРМ?

Apr 24, 2012 04:00

Оригинал взят у botalex в НОРМАЛИЗАЦИЯ ИЗВРАЩЕНИЙ ИЛИ ИЗВРАЩЕНИЕ НОРМ?
Последние социально-политические события и комментарии посетителей моего блога побудили меня продолжить тему НОРМЫ в сфере сексуальности. Тема очень неоднозначная и краснотряпочная. Постараюсь изложить беспристрастно, как тому обучен.

Где грань между нормальным поведением и психической патологией? В медицине ее не всегда можно определить четко. Особенно щепетильны эти вопросы в областях, касающихся сексуального поведения. Что, например, подразумевать под педофилией?



Когда я привез из Праги оригинальный фотопринт Яна Саудека "Поцелуй" (Kissing the tears away), я никак не ожидал, что этот шедевр может вызвать резкий негатив у некоторых моих гостей. И хотя сам Саудек был знатным провокатором своего времени (это сегодня культовый фотограф признан национальным достоянием Чехии), вряд ли он мог предвидеть, что в будущем его "Поцелую" припишут педофильный сюжет. Знатокам творчества Саудека и в голову не пришло бы ассоциировать художника с гомосексуальностью или педофилией. В 1967 году, создавая "Поцелуй", художник обращался к воспоминаниям своего детства, когда вместе со старшим братом они пережили страшное время в детском концентрационном лагере. Но сегодня эта тонкая и трогательная картина, выражающая самые чистые и естественные чувства старшего брата к младшему, интерпретируется совсем иначе. Что ж, больное общество - больное восприятие.



По американским диагностическим критериям (DSM-4), перешедшим в Международную классификацию болезней (МКБ-10) это стойкое (более 6 месяцев) сексуальное влечение лица достигшего 16 лет к лицу не достигшему 13 лет (при этом возрастная разница не должна быть менее 5 лет). Надо отметить, что само по себе влечение к препубертатным подросткам не является заболеванием. Заболеванием оно становится, когда педофил испытывает душевные страдания (дистресс) в связи со своим влечением, либо прибегает к реализации своего влечения.

Однако в жизни бывают различные индивидуальные ситуации, и в 12 лет девочка может быть вполне половозрелой, тогда как другая пребывает в анатомо-физиологическом препубертате и в 16. Биологический возраст далеко не всегда совпадает с паспортным. В общем, все очень неоднозначно… Потому и возраст сексуального согласия унифицировать непросто, и в разных странах закон определяет его от 9 до 18 лет - гигантский разброс! Даже в богобоязненном Ватикане узаконен 12-летний возраст согласия. Проблема возникает, когда чье-то поведение противоречит культурно обусловленным моральным критериям общества. Тогда даже биологическая норма поведения может признаваться медицинской патологией.

Кроме того, благодаря некорректной манипуляции термином в СМИ, происходит путаница в общественном сознании, когда сугубо медицинский термин «педофилия» приравнивается к юридическому «преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетних лиц и детей, не достигших возраста согласия». Не случайно Уголовный кодекс РФ не содержит термина «педофилия» и это вовсе не упущение разработчиков закона.

Дело в том, что:

- далеко не все растлители малолетних - педофилы
- далеко не все педофилы растлевают малолетних

В действительности подавляющее большинство педофилов реализует сексуальные потребности лишь в своих мастурбаторных фантазиях, общением в Интернете, просмотром визуальной продукции соответствующего содержания. Что же касается растлителей малолетних, то ими нередко становятся пьяные отцы, которые на трезвую голову весьма далеки от педофильных наклонностей. Так что смешивать в кучу разные понятия нельзя. Когда вы слышите по телевизору или читаете в прессе, что кого-то в очередной раз обвиняют в педофилии, речь, скорее всего, идет о растлении малолетних, и как правило преступники эти по чисто возрастным критериям их жертв не подпадают под определение "педофил". Нельзя путать педофилов и с сексуальными садистами и маньяками-раптофилами (типа пресловутого Чикатило, которому было совершенно безразлично кого истязать - детей или взрослых, лиц мужского пола или женского). Эти категории психопатологий не имеют к рассматриваемой теме никакого отношения.

Продуктивно бороться с проблемой можно только при условии ее понимания. Любое заблуждение в таких вопросах приводит к охоте на ведьм, что мы и наблюдаем сегодня как в передовых США, так и в погрязшей в духовное средневековье России. Выдающий российский социолог Игорь Кон писал: «Во всем мире под флагом защиты детей нередко выступают малограмотные и сексуально озабоченные лица, вызывающие в обществе массовую истерию, когда люди начинают подозревать в педофилии всех и каждого». Излишняя истеризованность общества столь же опасна, как и его недоинформированность о проблеме. В итоге родители начинают избегать телесных контактов с детьми (что крайне неблагоприятно сказывается на психоэмоциональном развитии ребенка), взрослые опасаются выражать свои нормальные симпатии детям, в школах не остается учителей-мужчин, исчезает половое просвещение подростков в школах, вслед за чем растут показатели ранних беременностей и абортов у подростков, инфицированность заболеваниями, передающимся половым путем, включая ВИЧ и т. д. Короче, хотим вроде бы как лучше, а получается как всегда…




По понятным причинам женские педофильные пристрастия редко попадают в фокус общественного негодования. Однако представление о том, что все педофилы - сплошь лица мужского пола, неверны. Картина Адольфа Вильяма Бугро "Восхищение" известна в двух вариантах. Первый вариант 1895 года пришлось переписать в 1897-ом.

А пока у обывателя в голове всё мешается и формируется некорректное общественное мнение, происходит давление и на медиков, разрабатывающих диагностические критерии. Так, шекспировский Ромео сегодня вполне мог бы быть признан больным, молчу уж об отце Джульетты, который зачал дочь, когда ее матери не исполнилось и 13 лет. С улыбкой вспоминаю негодование профессора классической литературы одного из университетов США, с которым мне довелось столкнуться 2 года назад в одной деревушке под Манаусом (Бразилия). Когда он увидел, что 13-летняя жена владельца нашей биостанции (оба - этнические полуиндейцы) прилюдно и с гордостью кормит грудью своего малыша, его охватил благородный гнев. Даже убедившись, что 12-летние мамы - совершенная норма для этой деревни, он не успокаивался. Не помогли и мои примеры из любимого им Шекспира. Мозги многих американцев, даже интеллектуалов, промыты сегодняшней пропагандой и не приемлют никаких отклонений от официальной социальной модели собственного общества. Много веков белые, вооруженные христианские догматами, навязывают свои моральные ценности другим народам, нередко огнем и мечом…

Джеймс Кук в 1773 г. в своих дневниках пишет о публичных совокуплениях взрослых мужчин и девочек 11-12 лет на островах Океании. Контакты эти были не только приняты у местных, но и поощрялись, так как считались полезными для развития детей; гомосексуальные контакты с мальчиками также были обыденностью. В последнем своем путешествии (1776-1780) капитан встретился на Гавайях с гомосексуальными юношами aikane, которые являлись посредниками между англичанами и местными. Их функции в гавайском обществе высоко ценились, причем не столько сексуальные, сколько социальные, культовые и политические. Aikane сыграли ключевую роль в трагических событиях февраля 1779 г., в результате которых Кук был убит и съеден.

Р. Саггз, изучив общество на Маркезанских островах, отметил множественные примеры публичных гетеросексуальных отношений между взрослыми и детьми препубертатного возраста в Полинезии, что в этом обществе также было обыденностью, необходимой для развития детей. Среди племен Эторо из Папуа Новой Гвинеи, мальчикам по исполнении 10 лет и сегодня предписывается вступать в орально-генитальные контакты с мужчинами и глотать их сперму. Эторо убеждены, что лишь таким образом мальчику можно передать качества настоящего мужчины. Сразу оговорюсь, что такое гомосексуальное поведение никак не связано с сексуальной ориентацией местных жителей, подавляющее большинство которых гетеросексуальны. Среди соседствующих племен Калули, когда мальчик достигает 10-11 лет, его отец подбирает мужчину из племени, который наделяется правом "оплодотворять" своим семенем мальчика в период от нескольких месяцев до нескольких лет.

В племени намба на Новых Гебридах мальчики отдаются на воспитание мужчинам-воинам и в процессе этого воспитания должны сексуально удовлетворять взрослых. Гомосексуальные контакты здесь обязательны при инициации, которая завершается ритуалом обрезания крайней плоти у подростков. В племени аранда мужчины первоначально вступают в брак с мужчинами, а затем происходит смена мужчин на женщин. Среди сиванских племен Сев. Африки мужчины и мальчики традиционно и обыденно вступают в анально-генитальные контакты, при этом взрослые мужчины обмениваются сыновьями. Среди австралийских аборигенов аранда совокупление с детьми является общепринятым обычаем. Обычно мужчина, прошедший инициацию, но еще неженатый, живет с 10-12-летним мальчиком на правах супругов в течение нескольких лет, пока не женится на женщине.

Эти примеры можно продолжать много страниц, в чем нет большой необходимости. Кросс-культурный анализ позволяет понять биологические основы явления, из чего совершенно не следует, что обычаи отдельных культур следует возрождать повсевместно. Однако приведенных примеров вполне достаточно, чтобы сделать вывод: сексуальные взаимодействия взрослых с детьми никак не могут указывать на поголовные психические расстройства у членов рассмотренных обществ. Вероятно, подобные отношения в древности были распространены повсеместно. Таким образом, традиции Древней Греции и Рима, независимо от знания или незнания их, живы и поныне.



Кубок Уворрена (начало первого столетия нашей эры, Рим) был приобретен Британским музеем за рекордную для своей коллекции сумму в 1,8 млн фунтов. На одной из сторон кубка изображен юноша, совокупляющийся с подростком. Музейная табличка поясняет, что во времена создания кубка социально приемлемый возраст сексуальных отношений сильно отличался от сегодняшнего. Задача музея - продемонстрировать все транскультурное разнообразие разных времен и народов. Сегодня кубок Уворрена экспонируется на самом видном месте в зале древнеримской культуры, где рутинно проводятся экскурсии школьников. Среди ребят я заметил немало выходцев из мусульманских стран. Чуть раньше они с интересом рассматривали бюсты Адриана и его возлюбленного Антиноя (фото ниже), история которых изложена в отдельной экспозиции. Так в сознание подрастающего поколения закладываются терпимость и понятие о культурном разнообразии мира.

Кросс-культуральный обзор и современные научные данные, полученные из США, подтверждают гипотезу о возникновении «сексуальной привлекательности» детей сразу вслед за усилением их гонадной активности, при этом универсальным «возрастом начала привлекательности» во всех культурах, включая нашу, является возраст около 10 лет или чуть старше (подтверждено в исследованиях на здоровых мужчинах с плетизмографией). В каких-то культурах это традиционно реализуется в форме сексуальных контактов, в каких-то строго табуировано, признано патологией и/или преследуется по закону.

Известный отечественный специалист в области судебной медицины профессор Геннадий Борисович Дерягин пишет:

"Педофилия - явление вечное, в биологическом смысле - изначально конструктивное, так как любовь к детям, с явной сексуальной окраской или без нее, обеспечивает выживание вида, социализацию опекаемого. Современное же понятие педофилии как общественно опасного сексуального извращения и медицинской патологии, достаточно молодое. Оно является порождением воинствующего пуританства и феминизма в культурах западных стран во второй половине, вернее - в последней четверти ХХ века, более связано с политикой, так как сексуальность людей, борьба «за бесконечную моральную чистоту» всегда были козырными картами в политических играх. В невежественных и ханжеских представлениях ребенок является бесполым, ничего не понимающим, не видящим и не слышащим, безголосым существом."

Подобные беспристрастные суждения специалистов не принимаются большинством обывателей индустриально развитых стран. И дело здесь не только в религиозном пуританстве и ханжестве, как считает Дерягин. Тому существуют и естественные социальные предпосылки. Индустриальное развитие "белых обществ" позволило беспрецедентно продлить детство, когда психоэмоциональное взросление человека затягивается на много лет, чего не могли себе позволить древние культуры с их бытом и продолжительностью жизни. Сегодня в определении ВОЗ ребенком считается всякое человеческое существо, не достигшее 18 лет. Так что религиозная и моральная оценка сексуального поведения видоизменялась параллельно научно-техническому прогрессу, и то отношение к теме, что мы наблюдаем сегодня в западных странах, - закономерное социальное явление. Не обходится, однако, и без опасных тенденций. В частности, сильно смущает затягивание с деторождением, что ведет к снижению качества потомства и накоплению нежелательных патологий в популяции. Интересно также, что наряду с психоэмоциональной инфантилизацией юных членов общества наблюдается и ускорение в анатомо-физиологическом развитии (акселерация), связанная с повышением качества жизни. Эти два векторно-противоположных явления ведут к социальному конфликту: молодеющий сексуальный дебют идет в ногу с жестким табуированием сексуальности у подростков, а значит и с их невежеством в вопросах сексуальности со всеми вытекающими осложнениями. Двойной стандарт доходит до полного абсурда. Цитирую проф. Г. Б. Дерягина:

"Известны случаи привлечения к уголовной ответственности учителей биологии и ОБЖ за проведение со школьниками занятий по профилактике подростковых беременностей, заболеваний, передающихся половым путем, за объяснение физиологических и гигиенических аспектов полового созревания. В принципе, половое образование в нашей стране уголовно наказуемо. По ст. 135 УК РФ можно привлечь к уголовной ответственности каждого учителя, вводящего в свои уроки элементы полового образования; любого специалиста, проводящего со школьниками, не достигшими 16-летнего возраста, беседы относительно медико-гигиенических аспектов сексуальной стороны жизни человека (как правило, учителя приглашают для соответствующих бесед со школьниками врачей). Но к 16 годам начинать половое просвещение детей уже поздно: многие из них уже изнасилованы, заразились сексуально передающимися инфекциями, забеременели и сделали аборты, получили психотравмы из-за неумения сексуальных взаимодействий, завиктимизировались и начали впадать в патосексуальное состояние. Зато, благодаря «политике страуса», сохранено внешнее благополучие, рамки ханжеских приличий, берущих истоки в религиозности."

В поведении человека и животных можно выделить целый ряд поведенческих характеристик, которые, на первый взгляд, не только не способствуют воспроизводству, но даже препятствуют оному, однако, они возникают в процессе эволюции и продолжают сохраняться в популяции на протяжении тысячелетий. Такими признаками, в рамках традиционных эволюционных представлений, являются, в частности, гомосексуальная ориентация и сексуальные взросло-детские отношения, широко распространенные как у приматов, так и практически во всех человеческих культурах. Во многих случаях они играют важную роль в успешном выживании индивида и группы в целом. Сексуальные взаимоотношения детей и взрослых характерны не только для людей, среди приматов они выполняют социализирующую роль.

Подобные явления существуют в природе миллионы лет и будут существовать дальше как объективная реальность вне зависимости от желаний и мнений людей. Явления эти не обладают никакими оценочными категориями, пока к ним не присоединяется человеческое осознание. Именно тогда и появляются чисто человеческие «морально-прикладные» характеристики: «хорошее» - «плохое», «доброе» - «злое», «полезное» - «вредное» и т.д. При этом оценочные характеристики, как правило, отличаются от биологической нормы поведения человека, и сильно зависят от образованности оценивающего. Поэтому нормы сексуального поведения в сознании этнолога, психолога, врача и обывателя могут сильно разниться: одни опираются на наблюдения, другие на статистические данные, третьи на библейскую мораль и т. д. Все это неизбежно ведет к конфликту научного и социального мнения, при этом на каком-то этапе происходит их взаимодействие и взаимопроникновение, прежде чем рационально научное мнение принимается большей частью социума.

С немалыми трудностями столкнулись в недавнем прошлом врачи и в случае с той же гомосексуальной ориентацией.

В 1974 Американская Психиатрическая, а в 1975 и Американская Психологическая ассоциации признали гомосексуальность вариантом нормы поведения. Основанием для этого послужил тот простой факт, что феномен не подпадал под определение критериев болезни: гомосексуалы не испытывают ни физических, ни психических, ни социальных страданий (точнее могут испытывать, но не от ориентации как таковой, а от прессинга гомофобии, точно так же как от ксенофобии страдают черные, рыжие или левши). Вскоре и ВОЗ исключила такой диагноз из номенклатуры болезней (МКБ-10).

В 1998г в России под нажимом Евросоюза была окончательно и бесповоротно принята МКБ-10, и таким образом наши психиатры также прекратили заниматься гомосексуалами, которые благодаря принятому положению в одночасье превратились из больных в здоровых. «Лечение» гомосексуальности стало считаться дурным тоном, а те, кто еще вчера его практиковал и даже защищал по этой тематике диссертации, были причислены к шарлатанам.



Бюсты древнеримского императора Адриана (117-138 н. э.) и его легендарного возлюбленного юноши Антиноя в экспозиции Британского музея. Адриан познакомился с Антиноем в 124 г., когда следовал по провинции Вифиния на северо-востоке Малой Азии. С 128 г. юноша неотступно сопровождает Адриана. В 130 г. Антиной тонет в Ниле. Горе Адриана было безутешно и по его приказу Антиной был обожествлен. Похороны Антиноя не имеют прецедента в истории. На месте гибели своего фаворита Адриан основал город Антинуполь, где каждый год проводились игры в честь молодого бога. Культ Антиноя распространился по всей империи; он был последним богом античного мира, заслужившим много проклятий от ранних христиан. До нашего времени сохранилось около пяти тысяч  статуй, которые император воздвиг в честь своего любимца во многих городах. Масштабы увековечивания его памяти были исключительными - до нас дошло больше изображений Антиноя, чем любых других знаменитых римлян.

Несмотря на невозможность и далее относить гомосексуальность к психическим патологиям, общественное мнение продолжает противиться научно-медицинским критериям, тем более в условиях растущего клерикального мракобесия.

Но как бы то ни было, общественная мораль неизбежно претерпевает изменения, подстраиваясь под новые реалии жизни, и обывательское мнение медленно, но верно подтягивается до мнения ученых.

Многие западные страны демонстрируют небылаю термимость к инакочувствующим и инаколюбящим, отстаивая их гражданские свободы всем обществом. Вот такие песни поют сегодня дети на телеутренниках в Нидерландах. Как в таком социуме убедить паренька, что усыновивших его извращенцев ждет геена огненная?..

На наших глазах подобное произошло с онанизмом (еще один греховный порок, названный так по библейскому сюжету с Онаном). Еще в юности я читывал советские учебники, которые причисляли мастурбацию к перверзиям (т.е. извращениям), педагогам и родителям давались разъяснения, как надо искоренять порок у детей, описывались губительные последствия и осложнения «дурной привычки» на здоровье. Основоположник утилитаризма (позитивистского направления в этике) Джереми Бентам (1748 - 1832) приводил доводы в пользу необходимости декриминализации педофилии, мужского гомосексуализма и лесбиянства, а также мастурбации, выступая против мнения Монтескье и Вольтера относительно социальных опасностей этих явлений. Во времена Бентама мастурбация считалась не только наказуемым грехом, но и медицинской патологией. По мнению философа, основой нравственности и критерием человеческих поступков должна быть не религиозная этика, а польза, приносимая взаимным удовольствием. Утилитаризм, ставший популярным в XIX веке, противостоял викторианству. Прошли века и общество изменилось. Сегодня с онанизмом борются лишь самые дремучие родители, да сами же подростки, просвещаемые одной лишь Библией.
Меняются времена, меняются и нормы. И далеко не всегда легко отличить извращение нормы от нормализации извращения, как в медицине, так и общественном сознании.

Previous post Next post
Up