Строим танчики

Nov 10, 2013 15:18




Строим танчики
Это пост в рамках проекта "Новые города для новой нации" - все по проекту.
Ранее строили домики.

В программе ЗИТ.КОМ есть пункт
9.5. Предоставление госзаказа в области импортзамещения

Основная идея - это импортзамещение.
Например, страна закупает 1000 единиц тяжелой строительной техники по 500 тыс. долл. штука.
Итого уходит 0,5 млрд долл.
Появляется идея: выпускать эту технику самостоятельно. Трактор (а также бульдозер, экскаватоа, самоходный кран и траншеекопатель на его базе).

Можно начинать считать. Разработка - 1 млрд, исследования и лаборатории - 1 млрд, завод - 2,5 млрд, испытания и доводка - 0,5 млрд. Итого 5 млрд. Государство может выделить эту сумму, это пойдет в плюс к валютному балансу, это будет способствовать развитию, но прибыли не будет. В обозримом будущем сумму не отбить - 10 лет только на то, чтобы оборот сравнялся с инвестициями.
(Для сравнения - Авианосец «Форд»: разработка 5 млрд, строительство 9 млрд.)

В мире придумана следующая технология - разработка элементов для гражданского производства включается в цену военных разработок.

Например, у Боинга оборонный госзаказ дает половину оборота. ЕАДС (Аэробус) конкурирует с Боингом. Кстати, к вопросу - а что не спектакль? - именно конкуренция Боинга и Аэробуса - это не спектакль. Чтобы эффективно конкурировать, Аэробусу нужен такой же точно госзаказ. Да, и у Аэробуса госзаказ дает половину оборота. И везде стоимость военной техники завышена. Потому что в цену ее разработки входят элементы к гражданской технике. Конечно, еще и воруют, но не так много, поскольку конкуренция действительно есть.

До середины 20 века был период, когда можно было малыми силами запустить большой промышленный проект. Тех же авиастроительных фирм были сотни. Но уже во время войны все это многообразие начало сворачиваться. Боинг существовал и до войны. Но как серьезная компания он начался с госзаказа - Боинг построил порядка 50000 военный самолетов. Конкурировать с такой фирмой не смогли бы даже целые государства. Ни Германия, ни Англия, ни СССР не смогли создать стратегической бомбардировочной авиации. Бомбардировщики - да, строили, но чтобы они были стратегически эффективными, летать нужно было тысячами.

А потом, после войны, Боинг начал с большими трудностями строить гражданские самолеты. На базе тех самых бомбардировщиков.

Первые выводы. Теории «государство - ночной сторож» и «невидимая рука рынка» идут в утиль. Тиражную технику заказывает государство, а не «невидимая рука рынка». И сторожить ситуацию государство вынуждено не только в крайних ситуациях, но постоянно. Фирмам, чтобы быть конкурентоспособными на рынках техники, помощь нужна постоянно.
Итак, построить трактор? Чтобы построить трактор, нужно построить танк.

Последний танк, построенный в мире - это французский «Леклерк». Всего построили 750 штук. Из них 400 продали Эмиратам. При цене в 27 млн долл. за штуку в 2008 году это какое-то чудо.
Есть правило - чем выше тираж, тем ниже стоимость единицы. 1000 единиц - это мало.
Леопардов 2 было сделано порядка 3000, и их цена 6 млн. долл.

Делаем. Расходы увеличиваются. Разработка - 2 млрд, исследования и лаборатории - 2 млрд, завод - 3 млрд, испытания и доводка - 1 млрд. Итого 8 млрд.
На базе танка делаются различные военные машины, и всего их закупается, например, 1000 штук в год, из них 400 танков. Это немного. Цена будет 3 млн. Это тоже немного. Вычет 1 млн на работу. Итого 3 млрд в год. Четыре года госзакупок - 12 млрд. За это время отбивается сумма в 8 млрд начальных вложений.

Да, 12 млрд это больше чем 5 млрд.

Плюс - государство получает танк.
Плюс - разработка исключается из цены, и трактор становится сильно дешевле, тракторов можно сделать в разы больше, трактор снова становится дешевле, и трактор становится конкурентоспособным - его можно продавать по цене комплектующих и сборки.
Плюс - танки тоже можно попытаться продать. Выгодно даже по себестоимости.
Плюс - в перспективе производство тракторов можно выделить в отдельную фирму и приватизировать. И еще можно приватизировать созданные в процессе строительства вспомогательные подразделения, проходящие по пункту «исследования и лаборатории».

Выходит так, что вероятность отбить 12 млрд выше, чем отбить 5 млрд. И еще - основная масса потраченных денег - внутренние, а получить можно валюту. Внутренние деньги под такое дело можно и напечатать. Австрийская школа и Священный Экономикс разрешают, поскольку ожидается мультипликационный эффект.
Да, конечно, в некотором роде это явное мошенничество и неявный протекционизм. Но так делают все, а конкурировать с ними со всеми как-то нужно.

Таким образом включается промышленный мультипликатор. А чтобы мультипликатор умножал экономику дальше, нужно начинать делать по этой же схеме маленький трактор, колесный трактор и т.д.
Естественно, это задача не для частного бизнеса. Это задача национальная. И получается система: «одна страна есть один завод на мировом рынке». А сами заводы становятся огромными.

В современном мире концепция «Государство - это менеджер» не проходит. Только «Государство - это мы».
Поэтому в Программу ЗИТ.КОМ включен пункт о госзаказе. Потому что без госзаказа работать в современном мире невозможно. Есть, конечно, сумасшедшие гении, но они не в счет.

Есть легенда, что малый бизнес возникает сам по себе. На самом деле малый бизнес возникает как субподрядчик крупного при выполнении госзаказа. А совсем мелкий, вроде кафешек, возникает там, где есть деньги. То есть снова там, где выполняется крупный госзаказ.

Кстати, по причине невозможности разместить большой госзаказ небольшие страны, даже Украина, не могут развернуть конкурентоспособное производство (можно посмотреть на примере танка «Оплот»). И это же одна из главных причин объединения Европы.

новые города

Previous post Next post
Up