Еще в начале коронабесия, в мае 2020 итальянский философ Джорджо Агамбен опубликовал ироничную заметку
"Медицина, как религия", вот здесь её
русский перевод. Вот некоторые выдержки из перевода:
медицина, как и капитализм, не нуждается в особой догме, а просто берет свои фундаментальные понятия из биологии. Однако, в отличие от биологии, она формулирует эти понятия в гностическо-манихейском смысле, то есть в соответствии с крайне дуалистическим противопоставлением. Существует божество или злокачественный принцип, болезнь, чьими именно специфическими служителями являются бактерии и вирусы, и божество или благотворный принцип, которым является не здоровье, а исцеление, служителями культа которого являются врачи и терапия.
* * *
практика культа могла бы до сих пор оставаться, как и всякая литургия, эпизодической и ограниченной по времени, но неожиданно, как мы видим, она стала постоянной и всепроникающей. Речь уже не идет о принятии лекарств, медосмотре или операции, когда это необходимо: вся жизнь человека должна постоянно становиться местом непрерывного культового праздника. Враг, вирус, всегда присутствует, и с ним необходимо бороться безостановочно и без передышки.
* * *
Культовая практика больше не является свободной и добровольной, ограниченной только санкциями духовного порядка, но должна стать обязательной в нормативном плане. Сговор между религией и светской властью, конечно же, не новинка; новинка заключается в том, что он больше не касается, как это было в случае с ересями, исповедания догм, а касается исключительно отправления культа.
* * *
Медицинская религия безоговорочно отняла у христианства эсхатологический жест, который та опустила. Уже капитализм, секуляризировав богословскую парадигму спасения, отбросил идею конца времен, заменив его состоянием перманентного кризиса, без искупления и без конца. Кризис - это изначально медицинская концепция, которая обозначила в гиппократовском корпусе момент, когда врач решил, переживет ли пациент болезнь. Теологи присвоили этот термин, чтобы определить им окончательное решение, которое состоится в последний день.
Всё подмечено очень точно. "Медицинская религия" возникла, однако не с началом коронабесия: соответствующая ментальная установка уже как минимум несколько десятилетий распространяется по головам людишек: "а вдруг я чем-то болею"? До коронабесия, однако, не случалось столь масштабных попыток превратить ипохондрию из внутренней установки отдельных индивидов в обязательную социальную, а возможно и юридическую, норму - на этот аспект я тоже обратил внимание в мае 2020 в моей заметке
"Больной, как новая норма".
Чуть позже я наткнулся в книжке, посвященной светилам российской медицны на замечательный тезис, приписываемый одному из современников и соратников С.П. Боткина, примерно такое: "Очень рано А понял, что медицина имеет дело с вырождающимися особями". В этом можно узреть ключ к пониманию ситуации в современном западном мире, к коему одним боком примыкает и РФ-ия: "нуждающийся в постоянной медицинской помощи" = "вырожденец". Частным случаем вырождения можно считать старость, когда тот или иной дед или бабка продлевают своё бренное существование благодаря перманентной медицинской помощи. Всё это коррелирует с констатациями фвктов, который Пьер Розанваллон привёл еще в 1981 году в книжке "Кризис социального государства" ("La crise d'Etat-Providence"): 1) социальное государство с каждым годом становится всё дороже - доля обязательных отчислений (налогов и прочего) в ВНП постоянно растёт 2) наибольший рост расходов государства приходится на расходы на здравоохранение. Эти тезисы коррелируют с тем фактом, что доля пожилых людей в населении западных стран с середины прошлого века постоянно растёт, и продолжительность жизни высока: дожить до 80-90 лет во многих странах Европы - это обычное дело. Именно поэтому коронабесие так хорошо зашло на Западе - большая часть электората безумные меры поддерживает, многие и без вируса-чумы 21 века привыкли так жить.
Здесь мы подошли к первому пункту заявленной темы - расколу по отношению к "медицинской религии". Факт раскола социума в РФ по отношению к "мерам по борьбе с пандемией"
констатировали также в мае 2022 с формулировкой "Новый русский раскол" питерский умник С. Переслегин и наш крипторэбе Девятов. Крипторэбе увидел в этом расколе замысел мировой закулисы в отношении РФ, а не просто побочный эффект принимаемых мер.
В дальнейшем стало понятно, что коронабесие имеет в качестве одной из основных задач введение "паспортов здоровья", или иначе говоря присвоение в перспективе каждому жителю Планеты цифрового идентификатора, так или иначе привязанного к его телу. Без этого идентификатора должен был стать невозможным доступ практически ко всем общественным сервисам: без QR-кода не обслуживали предприятия общественного питания, общественный транспорт и даже система здравоохранения отказывалась обслуживать пациентов. Замаячила перспектива "цифровых денег", то есть формы денег , привязанных к персональному цифровому идентификатору, и которые невозможно потратить без его предъявления. Здесь уже прямая аналогия с "печатью Антихриста", упомянутой в Откровениях Иоанна-Богослова - "без которой ни купить, ни продать". Кукарекод (а точнее цифровой идентификатор тела человека) - это идеальное средство для контроля доступа, при помощи которого
перманентной угрозой отключения от всех общественных благ или же поражения в правах хозяева системы контроля доступа получают неограниченную власть над человеком, разумеется если у человека нет альтернативного способа доступа к необходимым жизненным благам. Ну так С. Переслегин в другой передаче - не про раскол, а про планы ООН к 2030-му - говорил про планы элиток, оглашаемые через ООН, полностью закрыть доступ человека к природной среде - чтобы жизнеобеспечение человека осуществлялось исключительно через "общество". Как не узреть в этих планах в совокупности с цифровизацией замысел Антихриста?
Ну так тема Антихриста - это основная тема русского религиозного раскола с конца 17 века! Неспроста наш крипторэбе призывает изучать опыт староверов, в особенности, беспоповцев. Согласно убеждениям староверов, Антихрист уже явился в этот мир, и он переживает последние времена. Фигуру Антихриста видели и в патриархе Никоне, и в императоре Петре Первом, и в последовавших за ним российских императорах, и в самом Государстве Российском. Несложно также разглядеть в жизни староверов опыт переживания того "перманентного кризиса", о котором говорил Дж. Агамбен: раскол случился, а стало быть и Антихрист явился в мир во второй половине 17 века, но окончательно Конец Света не наступил ни в 18-м, ни в 19-м и даже не в 20-м веках, и тем не менее "последние времена" уже наступили.
Самым интересным с моей точки зрения, и самым актуальным в контексте сегодняшней ситуации является опыт и учение староверов-странников, называемых также "бегунами" или "голбешниками". Лично я столкнулся с упоминанием этого течения в староверии совсем недавно, вот в
этой заметке. Приведу выдержку оттуда (она в свою очередь и в этой заметке явл
Во Владимирской, Костромской, Ярославской и Олонецкой губерниях жило много сектантов, которым давали название «бегунов». Свое происхождение они вели еще с реформы Никона. Убежденные противники тогдашней реформы, они отвергали не только исправленные богослужебные книги, не только реформированную Церковь, как попавшую во власть Антихриста, но и все, что было с Церковью связано, то есть прежде всего государство. Государство, правительство - все носили на себе печать Антихриста. «Бегуны» же, истинно православные, не должны были иметь с ними дела. Они принуждены были для этого жить вне государства, не брать документов, не обращаться к властям, не употреблять даже денежных знаков. Жизнь в мире становилась для них «невозможной», даже в те времена, когда государство было слабо; «бегуны» скапливались поэтому в северных полудиких губерниях, жили в лесах, в деревнях, о которых власть не знала, скрывали там свое собственное сектантское духовенство и вообще от людей прятались. Может быть, потому им и дали название «бегунов».
[продолжение заметки]
Конечно, в заметке много неточностей и неверных обобщений, о чем я сейчас расскажу. Но главное в учении странников-бегунов было неприятие государства, как такового, в котором они и видели фигуру Антихриста. Можно предположить, что Томас Гоббс узрел в нарождающемся в середине 17 века модерновом аппарате государства фигуру Левиафана - библейского зверя, на котором согласно воззрениям некоторых теологов и должен въехать в этот мир Антихрист, и тем самым он некоторым образом предвосхитил восприятие некоторыми христианами новой реальности - тогдашней "новой нормальности" - именно воспринимающие эту реальность таким образом и ушли в раскол от государственной церкви. И ничего хорошего эта новая реальность им не несла - только закрепощение, то есть по-сути рабство и умаление человеческого достоинства. Восприятие раскола, как антикрепостнического движения нередко встречается у тех, кто этот раскол изучал - от чиновников имперского МВД до историков.
Если во времена Никона староверов преследовали очень жестко, и часто казнили, то Пётр Первый в какой-то мере легализовал раскол, позволив староверам записываться в податные сословия с сохранением своей веры, но при двойном подушном налогообложении, по сравнению с прихожанами государственной церкви. Часть староверов пошла на такую легализацию, платя двойной оклад - подушную подать, другая часть давала взятки попам, чтобы те отмечали их в исповедных росписях, но сами при этом в церковь не ходили. Староверы-странники отвергали оба способа легализации, называя тех, кто выбрал первый способ легализации "записными", а тех, кто выбрал второй - "укрывающимися за попами". Таким образом, странничество представляло собой внутренний раскол в староверии. Внутри страннического согласия были и свои расколы: так были, например, "безденежные" - те, кто отвергал пользование деньгами, как помеченными "печатью Антихриста", а были и "статейники", создавшие структуру, чем-то напоминающую государство в государстве. Последние от использования денег не отказывались, так что процитированный выше текст содержит некоторую неточность - "безденежность" характерна далеко не для всех странников.
Разумеется, полный разрыв с миром Антихриста был всего лишь идеалом, редко достижимым на практике. Были, конечно, такие, как староверы Лыковы, обнаруженные геологами в 1960-е. Но большинство вынужденно было взаимодействовать с миром, проживая, например, нелегально в домах "странноприемников", что квалифицировалось имперским законодательством, как бродяжничество и жестко преследовалось, или же будучи "безденежными" пользоваться товарами, купленными за деньги другими людьми.
В общем, на фоне грозящей человечеству тотальной кукарекодизации опыт староверов-странников выглядит сверхактуальным и сегодня, как с точки зрения практической, так и теоретической - как обобщение опыта создания автономных от государства общин, разработки их идеологии и столкновения этой идеологии с реальностью. Литература, посвященная странникам обширна - их начало изучать еще имперское МВД в 1850-х. Например, по линии МВД ими занимался писатель П.С. Аксаков, написавший "Аленький цветочек". Из современных источников могу посоветовать:
1. Диссертацию Е.Е. Дутчак "Старообрядческое согласие странников (вторая половина XIX - XX век)" и
2. работу А.И. Мальцева "Староверы-странники в XVIII - первой половине XIX"
Обе работы скачиваются в Интернете. Ну и хочу оговориться, что я сам только-только приступил к изучению этого обширнейшего материала и могу констатировать разве что его сверхактуальность.
Ну и цель - сугубо практическая: как в условиях мира, в котором "умер Бог", то есть в котором подавляющее большинство населения, в том числе и заинтересованные в создании альтернативных государству (и тому, что от него осталось в нашем глобальном мире наступающего Антихриста) форм социальности, будучи при этом атеистами либо агностиками. Возможно ли "староверие без религии"? Ведь идеология ЗИТ - это как раз и есть то самое "медицинское староверие", движение в сторону отделения от обреченного общества доминирующего вырождения: собрать в ковчег новой социальности всех тех, кто не нуждается в перманентном лечении и тех (интеллектуальных и талантливых), в продлении земного существования которых кровно заинтересованы первые. Это всё жуткий фошшЫзьм, да. Но остальных всё равно не спасти - не сгинуть бы вместе с ними.