Проект ЗИТКОМ по своей сути - Liberal, left.
Конечно, настолько, насколько не утрачены старые значения этих слов. Их смыслы идут из модерна, а
модерна больше нет.
Зитком предлагает
псевдо-модерн, имитацию модерна - как выражение переходного периода
к чему-то лучшему.
Либерализм предполагает основополагающую, безусловную ценность свободы. Но сам лозунг звучит иначе: Жизнь, Свобода, Стремление к счастью.
Жизнь стоит на первом месте. Свобода на втором. Свободу можно считать основополагающей ценностью, но первая ценность - это жизнь. Чтобы жизнь была, нужна свобода. И тогда возможно
стремление к счастью.
Понимание свободы, понимание зачем она, и что она дает в современном необществе почти утрачено. И оторвано от личности, от её рефлексии. Свобода воспринимается как нечто вне, как нечто где-то и для кого-то.
Итак, жизнь, свобода, стремление к счастью. Есть ли что-то одно, что всему этому противостоит? Да, это нищета. Между делом, если взять лозунг «Свобода, равенство, братство», то нищета и здесь окажется против всех пунктов.
Еще одно из выражений свободы - это свобода от принуждения. В том числе от экономического и культурного. Эти темы хорошо разобраны Франкфуртской школой.
Сейчас под видом этих идей подается зловонное пойло, в котором от изначальных смыслов и даже тем ничего не осталось.
Первые свободы от принуждения - это свобода от нищеты, это свобода от принуждения к эксплуатации. Эти свободы завесили листиками-симулякрами. Тем же black нужны достойные работа, жилье и организация жизни. Вместо этого их кормят белыми на коленях. Причем белыми третьей категории. Или «не быть скотом!» Ню-ню, в нищете - попробуйте. Цитата Достоевского о нищете в помощь. Про экономический либерализм, который есть идеология экономического принуждения, которое возможно только в условиях несвободы, и поэтому есть просто антилиберализм, вроде уже понятно. И так по всем прочим пунктам.
На каждую реальную вещь накладывается аккуратная заплаточка-симулякр. Покончить с нищетой можно только
социальными-социалистическими методами. Поэтому и left.
Свобода с нищетой не совместима. Потому что свобода требует ресурсов. Нет ресурсов - нет свободы. Поэтому для обеспечения свободы ресурсы должны распределяться. И эта система распределения и создает общество. Которое, в свою очередь, единственный способ жизни для людей. И которое создает людей с «благородством чувств» из винтиков. Даже не создает, а согласно Достоевскому, освобождает, поскольку «чувства» эти «врожденные».
Нищета не связана с конкретными цифрами. При зарплате в 400 долл. аренда может стоить и 150 долл, и 600 долл. Вопрос цены - это вопрос общественного перераспределения. Во втором случае свободы по сути нет, потому что есть нищета: люди не могут себе аренду позволить - значит, это нищета. Это экономическое принуждение к сожительству. И все эти цифры экономически регулируются. Нет рабочих мест - это тоже нищета. Это тоже отсутствие свободы. Нет времени, потому что работа съедает все - это тоже.
Наше общество - это общество хронически несчастных людей, мучимых одиночеством и страхами, зависимых и униженных, склонных к разрушению и испытывающих радость уже от того, что им удалось «убить время», которое они постоянно пытаются сэкономить. (с) Эрих Фромм.
Это было написано во времена, которые по нынешним меркам считаются хорошими. Тенденция к разрастанию нищеты кому-то видится с 1980-х, кому-то с 90-х. Но она есть, и она абсолютный факт. А за нищетой следует
вырождение. Да оно уже тут, на самом деле. И в такой тенденции, а масштабно переломлена она быть не может, создание обществ по принципам свободы (liberal) и распределения для свободы (left) видится единственным вариантом.
На фото: Эрих Фромм после ознакомления с интерпретацией своих идей феминистками.