Сюжеты

Apr 25, 2022 06:24


Как сказала Екатерина Шульман, расширяя подход Маркса к истории, «История повторяется трижды - сначала в виде трагедии, потом в виде фарса, третий раз для идиотов».

Уж не знаю, о каком разе мы тут говорим, но как-то совершенно органично взгляд обращается к истории Германии первой половины XX века. И там открываются совершенно волшебные сюжеты, которые достаточно чуть-чуть литературно подрихтовать, чтобы получилась готовая пьеса.

Например, сюжет про великих немецких философов того времени Ясперса, Хайдеггера и Гуссерля, фамилии каждого из которых, в общем-то, на слуху.

Собственно, всё началось с работы Карла Ясперса, несколько «опережающей наше время», но не вижу смысла тянуть с её прочтением, если в принципе уже всё понятно. Чрезвычайно увлекательный цикл лекций Ясперса называется «Вопрос о виновности», написан по горячим следам в 1945/1946 и его подзаголовок сформулирован «О политической ответственности Германии».Он, собственно, отвечает на популярный ныне вопрос «Что вы делали последние восемь лет?» - «Диаметрально различно было наше восприятие событий: одни пережили катастрофу национального бесчестия уже в 1933 году, другие - в июне 1934 года, третьи - в 1938-м, во время еврейских погромов, иные - в 1942-м, когда поражение стало вероятным, или в 1943-м, когда сомнений в нем уже не было, а некоторые лишь в 1945-м, когда оно и в самом деле последовало».
Но я не об этом.
Я о разных жизненных сюжетах этих философов.
Я о том, что Ясперс в 1937 году был лишён звания профессора, выведен за пределы общественной жизни, все годы нацизма провёл тише воды, ниже травы, поскольку был женат на еврейке (по тогдашним законам евреев, которые состояли в браке c немцами, до первого проступка в лагеря уничтожения не отправляли, собственно, Виктор Клемперер по этой причине и выжил), и все работы Ясперса тех лет написаны в стол.
Я о том, что Мартин Хайдеггер 1 мая 1933 вступил в ряды НСДАП и прекрасно там себя чувствовал.
А также о том, что Эдмунд Гуссерль и вовсе был евреем. Ему посчастливилось умереть от плеврита в 1938 году, пусть и изгнанным отовсюду, пусть и в почти полном одиночестве, но, по крайней мере, в своей постели.
Его лучший ученик Мартин Хайдеггер на похороны еврея Гуссерля, как это принято было тогда формулировать, разумеется, не пришёл.
Прочие сюжеты воспоследуют.
Что же касается вышеупомянутой работы Ясперса, настоятельно рекомендую. Она пока не относится к разряду экстремистских.
 
Previous post Next post
Up