Звенит колокольчик. С такими ходят здесь овцы, коих здесь бесчисленные толпы. Они сливаются в пейзаже с белыми камнями, и понять, что здесь рядом не камень, а шерстяные ребята, можно по звуку колокольчика. Я лежу в палатке, это моя первая ночь на улице. В горах Норвегии в августе все еще очень рано встает солнце, и, вероятно, вместо петухов звенят и подают свой голос барашки. Я хочу открыть глаза, вылезти из палатки. Кажется, я только открою молнию и увижу трех белых баранов, вставших у моего мотоцикла и обсуждающих кубатуру и расход топлива, но тяжелая дорога в предыдущий день и понимание, что грядущий день легче не будет, не дали моим векам разомкнуться, и я продолжила пребывать во сне.
Пусть эта ночь будет самой запоминающейся, и утро самым мирным и прекрасным. Солнечная погода, отсутствие городских звуков, я нахожусь в кемпинге, в горах, недалеко от места, где я заберусь на Кьерагболтон, на камень, как-то невзначай повисший над бездной между двух скал. Я не была в своей лучшей физической форме, ползти нужно было около двух часов по камням и скалам, то вверх, то вниз, постоянно наблюдая какие-то чудесные пейзажи, будто из рекламных плакатов.
Немного рискованно было поехать в одиночку на старом мотоцикле в путешествие через горы и фьорды по Норвегии. Я всегда мечтала покорять просторы, путешествовать через моря и горы, но чем возвышенней для тебя мечта, тем страшнее воплотить ее в жизнь. Каждая воплощенная мечта открывает новые горизонты твоих возможностей. Сказать, что мне было страшно, ничего не сказать. Сложно было решиться. Непросто было и подготовиться. Что меня пугало больше всего? Наверное, что я попаду в какую-нибудь переделку на мотоцикле: уроню его, разобью, сломаю или улечу с какой-нибудь скалы, замёрзну, потеряюсь, не туда заеду, буду платить огромные штрафы за нарушения покоя норвежцев, что мне не понравится поездка, а денег будет потрачено много, что я опоздаю на паром, что не успею посмотреть всё то, что хочу посмотреть, что мне банально не будет хватать денег на дорогу, бензин или типа того. И, конечно, этот голос в голове: «Зачем вообще куда-то ехать, сидела бы лучше дома...».
Один мой друг сказал, что обязательно нужно поехать, а другой добавил, что до Стокгольма ходят паромы. Так начался период оценивания билетов на паром и поглядывания на мотоцикл. А ещё я купила палатку!
Вскоре я поняла, что лучше ехать в одиночку, чем со случайным попутчиком. Тем более, я всегда стесняюсь, что я еду медленно. Я составила примерный маршрут под свои возможности по силам и времени, чтобы путешествие стало запоминающимся, и я получила максимальные эмоции.
В общем я проехала 3338км по одометру, а все путешествие примерно 3800 км. Мотоцикл 1998 года Suzuki FreeWind XF650 и я. Маршрут был такой: Рига (Латвия)-Вентспилс-паром-Нюнесхамн (Швеция) - Эребру - Кьераг (Норвегия) - Одда - Берген - Олесунн - Гейранген - Лестница троллей - Нюнесхамн (Швеция) - Вентспилс (Латвия) - Рига
Первая ночь.
Можно ли считать мои первые 200 км до Вентспилса после рабочего дня моим первым днем? Я прыгнула на мотоцикл и так долго не могла выбрать заправку, которая мне нравится, и вообще остановиться, что пришлось переключиться на резерв и занервничать из-за возможности обсохнуть где-то среди Курземских лесов. Конечно, в итоге я заправилась на заправке с неизвестным названием на левой стороне дороги. А за 10 минут до погрузки на паром я промокла почти насквозь. И вот моя первая ночь - на пароме, конечно, я не выспалась, в 5 утра начали звать на завтрак через внутреннее радио, а соседки по каюте принялись вести светское шепотание. А я лишь думала о том, что мне сегодня придется долго-долго ехать под дождем, и лишь бы успеть в Макдак к завтраку и без воды с неба. Возникла очередь на выход с парома, т.к. парковался он целый час. А ты стоишь в дорожной тяжелой одежде, с рюкзаком и еще каким-то барахлом, и не рад нифига, хоть и твое путешествие начинается.
По Швеции ехать скучно: дороги хорошие, пейзажи спокойные. После завтрака начался крепкий дождь, с которым дождевик не справлялся, а я ехала дальше и дальше в воду. Заехала в Билтему, купила горелку и второй дождевик. А дождь и не думал прекращаться. Я промокла насквозь, приближалась темнота и Норвегия, но о ночевке в палатке было думать просто страшно. Заправка, букинг и примечание хозяевам, что мне потребуется сушка.
И вот, Новрегия! Как же ты меня обрадовала всем, и концом дождя, и солнцем, и людьми, у которых я остановилась и высушила всё.
Второе утро.
Чудесное утро, душ, сухие шмотки, завтрак, кипяток в термос. Выезжаю из милой деревушки и мчу мимо Осло к каким-то прям красивым заповедникам. Съезжаю со скоростной трассы и начинаю ловить этот кайф: остановки у красивых озер, стоянки с туалетами с водой, столики, скамеечки. Попиваю какао и все думаю о том, как я полезу на Кьерагболтон. Держу путь уже прямо туда в ближайший кемпинг, потому что ночевать каждый день через букинг я не осилю, дорого! Палатка, горелка! Я уже в предвкушении как доберусь до кемпинга, как первый раз поставлю палатку и приготовлю еду на горелке.
Как описать сумерки в горах, небольшие озера, тишь и глушь, и только овцы ходят , то там, то тут. Становится прохладно, а дорога через перевал оказывается закрыта. Забор, и табличка, что все это откроется только в 8 утра! Я уже представляю в панике, как конечно я поставлю палатку вот тут у дороги, что благ кемпинга мне не видать и что завтра еще придется потерять часа два чтобы добраться до фьорда с зажатым наверху камнем. Но нет, машина промчалась мимо меня и не вернулась, она как-то просочилась через забор. Может и я смогу? Обнаруженный строитель пояснил, что портал работает следующим образом: забор открывается, мотоцикл проезжает, останавливается, мотоциклист закрывает забор и едет дальше. Со следующим забором все тоже. Я была поражена! Я проехала через перевал, останавливалась у водопадов, встретила этих людей на машине, они нашли гигантского размера грибы и радовались, и заодно тоже глазели на водопад. Я была от всего происходящего в восторге, дорога проходила местами по краю пропасти, но асфальт везде был идеальный. И везде были овечки, иногда они превращались в камни, а иногда наоборот камни оживали, начинали звенеть колокольцами и бросались под колеса.
Уснула в тот вечер под овечий шум. Все хорошо, все как и задумала, зарядила девайсы, умылась, поела. Палатка, рядом мотоцикл. Завтра наверх к камню.
Третий день.
Я стою над упавшим мотоциклом и понимаю, что сил поднять его у меня нет. Я хочу есть, спать, да и вообще на ручки, и свернуться клубочком. Я не доехала до кемпинга, через полчаса стемнеет, я неудачница и идиотка. Ну залезла на камень, ну и что, все равно все не то. Эх.
У меня не было выбора (мотоцикл надо поднимать, скоро совсем стемнеет), я постучала в стоящий рядом дом, и с наивным лицом спросила неужели это кемпинг, и нет ли в нем мест? Босой парень сказал, что мест действительно нет, хоть это и кемпинг. Я сделала вид, что не ожидала такой ответ, но смирилась, и сказала, что раз все так неудачно, не поможет ли он мне с мотоциклом, а то он упал. Он сбегал в дом за обувью и вышел на улицу. Мы подняли мотоцикл, и он сказал, что рядом есть гостишка, она конечно закроется сейчас, но он может позвонить и попросить, чтобы меня дождались и что проводит, чтоб я не заблудилась. Как же мне было грустно пилить хоть и 10 минут, но в обратную сторону и платить какие-то баснословные деньги за жилье. Неудачница, но обещанный завтрак немного грел душу. И я решилась согласиться.
У номера оказался дополнительный вход, можно было припарковать мотоцикл прямо под окном и легко затащить вещи. Огромная кровать и даже еще одна спальня на втором этаже. Богато.
Четвертый завтрак.
Я прекрасно спала всю ночь, а утром, у меня уже не было никаких мыслей, что я неудачница, что я что-то не успеваю или, что у меня что-то не получится. Я не уверена, что я успею доехать до всех мест, что планировала, но то, что я довольна и счастлива, что еще несколько дней у меня будут приключения и красота кругом - это было точно. У меня был лучший завтрак. Я взяла кофе, кисель, омлет, ещё съела яйцо всмятку, какие-то три вида хлеба с нарезкой с сыром с вареньем. В общем, я была счастлива, что я ела человеческую еду, что не поскупилась и остановилась в этом отеле. Неспешно говорила гудморнинг соседям и крепила свой скарб на коня. Дальше я ехала в место под названием Одда.
Я видела очень много счастливых людей, которые останавливались, пропускали друг друга, и это было удивительно мирно и приятно. Водопад был почти прямо на дороге, и чтобы его увидеть нужно остановиться, а парковка сделана на совсем небольшое количество машин, но тем не менее, люди, останавливаются и идут это быстренько смотреть, на дороге даже пробка, но это стоит того и никто не кипишует. Вода попадает прямо на проезжую часть от этого водопада! И это вот первое, что ты видишь, подъезжая к этому городу Одда. В самом городе с набережной открывается вид на чудесный фьорд, дорога проходит у подножия вдоль воды. Недалеко от города в горах есть ледник, его видно издалека, но многие идут прямо к нему несколько часов. Я перекусила на берегу горной речки, и я поехала дальше в цивилизованный населенный город на берегу моря - Берген, когда-то бывший ганзейским. В Бергене на набережной было припарковано много мотоциклов, так я поняла, что там можно припарковаться бесплатно и пойти прогуляться. Во всех плавсредствах, припаркованных рядом, кипела жизнь, народ ел, пил, слушал музыку, наслаждался вечерним пятничным солнцем и даже не выходил в море. Поднявшись на фуникулере на смотровую площадку над городом, я глядела на него сверху. На моих глазах начался лютый ливень, и тут же светило солнце, туристы прятались в сувенирных лавках, а я предвкушала, что снова облачусь в оба дождевика и помчу дальше. В Норвегии очень много тоннелей, в них конечно нет дождя, это круто, но когда этот туннель длится по 10км, то уже с нетерпением ждешь света в его конце.
Пятый дождь.
В кемпинге, в котором я планировала остановиться, не было мест. И в другом, и в следующем тоже. Я поставила очередную точку на карте и поехала к ней. И вот я вижу, что администрации на месте там нет. Я позвонила и выяснила, что я могу поставить палатку, а расплатиться утром. Все домики были заняты - выходные, а жаль. Мне повезло, и пока не было дождя, я поставила палатку. Приготовила ужин, наелась и потом спала без задних ног уже под звуки дождя. На следующий день, судя по прогнозам, меня ожидал дождь, дождь и дождь. И ничего интересного по пути. Разве только паромы. Ну, что делать, будем отдыхать перед утомительной дорогой на север, на следующий день я заранее бронирую комнату в общем гостевом доме на каком-то острове, главное не растаять за эти сутки. Утром еле-еле в перерывах между дождём и другим дождём я упаковала все вещи кроме палатки на мотоцикл, заклеила все щели, куда может просочиться вода, строительным скотчем. Ну, все? И вот думаю: как из нее выйти? В шлеме или без? Собрала волю в кулак и вышла из зоны комфорта в дождь, расплатилась за ночлег и отправилась в путь. Я ехала в Олесун. Весь день шёл дождь, дождь шёл, переставал и начинал идти снова, лил и лил.
Я вспоминала солнечный день на Кьераге, как я шла по тропе, как за каждой горкой ожидала, ну вот, ну где же этот камень, а он все не появлялся. Кто-то скользил в кроссовках, кто-то потащил с собой собак и детей, кто-то нес в руках палки для скандинавской ходьбы. Солнце нещадно слепило и светило, было жарко. В самом конце появились таблички, что скоро вот-вот мы все доберемся до цели. В какой-то момент мы обнаружили снег, кто-то побежал с ним фотографироваться. Но что мне снег? У меня была другая цель. Добравшись до места, я сунула свой телефон какой-то приятной женщине в руки и побежала в очередь на камень. Люди, стоящие передо мной, не очень бодро, а со страхом на него залезали. Я знаю, что могу напугаться до дрожи в коленках, но нет. Не сегодня. Я смотрела только на маленькое металлическое колечко, торчащее из скалы. Никаких поручней, никаких страховок. нет. Надо зайти на камень, поднять руки вверх, типа ура, я это сделала, а потом уже можно и бояться. И сейчас я так устала, надо забраться на него, а дальше разберемся.
И ведь я это сделала на самом деле! Ура. И вот я уже сижу перед краем скалы, смотрю на синюю гладь воды. Там внизу отсюда все кажется таким маленьким, что и не разглядеть. Стала смотреть в бездну. Дрожи в ногах всё равно не было, вид слишком нереальный, недостижимый. Немного воспринимается просто как какая-то фотография или картинка из интернета. Не пугающая, а непонятная и красивая. Съела все, что с собой взяла, выпила воду. Ну да, я сделала это. Блин, я крутая. Путь обратно был чуть легче лишь потому, что известно, сколько еще идти. 3 спуска и 2 подъема по пути обратно. Но такие спуски, что не сильно они и легче подъемов. Еще раз спасибо всем, кто советовал все-таки взять трекинговые боты, это стоило того.
Но вернемся в пасмурный Олесун. Хозяин дома оказался мотоциклистом, и мы с ним даже успели поболтать на тему мотоциклов, моего маршрута в целом, а купаться в море он мне не советовал, холодно же, вода +14. Смешно, такое же холодное как наша Балтика летом. Конечно, я искупалась. Как же отлично я спала. Мокрая палатка покоилась на мотоцикле, а я в теплой кроватке.
Шестой паром.
Есть такое культовое место Гейрангер фьорд. По фьорду ходит паром, но не простой, а типа туристический, дорогой. И чтобы ты не пропустил ничего интересного, голос из динамика говорит, в какую сторону надо смотреть. Скажу сразу, что даже пока паром никуда не тронулся, то все равно вид был очень достойный, горы и вода, тучи и солнце. И вот мы помчали. Какое же это зрелище, когда с одной горы на другую повисает радуга. Зеленоватая вода бликует на солнце, и местами в ней плавают белые птицы. То слева, то справа на скалах видны водопады. А одна из скал похожа на лицо застывшего великана. Как бы переварить всю эту красоту!? Нереально. И через радугу мы проплыли. Съехав с парома, дорога идет вверх на горы, на смотровые площадки, забираться по ним сложно, как и спускаться вниз. На одной из площадок была пробка, и мотоцикл слегка перегрелся и задымился. Сверху открывался вид на все эти горы, паромы, водопады, - красота. Когда это все увидел, уже жизнь не зря прожил. Это был предпоследний день в красоте. На десерт у меня Дорога Троллей.
Седьмые облака.
Я остановилась ночевать перед Дорогой Троллей. Приехала рано, заселилась в домик, пошла смотреть водопад в горной речке и гулять по природной тропе. Я искупалась в этой речке, холоднющая вода, сильное течение, прозрачная водица. После спала как убитая. Не верилось, что все это со мной происходит. Утром парни из соседнего домика предлагали кофе, а другие соседи - байкеры дразнили коз, которые паслись рядом: забавно, взрослые суровые дядьки, а как дети.
После перегрева мотоцикла, я слегка боялась, как я преодолею этот серпантин.
На смотровой площадке перед спуском встретила тех же туристов из Китая, что вчера были на пароме, а они узнали меня. Машинки, кемперы, сама дорога - все выглядело игрушечным с высоты смотровых площадок. Мне было грустно спускаться, все-таки это что-то последнее, значимое, что я хотела увидеть, где я хотела проехать за это путешествие. С Дороги Троллей и начинались мои мысли об этом путешествии. И вот пора заканчивать это сказочное приключение. Я заезжаю в облако, повисшее над долиной, еду медленно, да и не страшно совсем. Перед каждым поворотом машины не помещаются, приходится тормозить, ждать, как они разъедутся. На каждом таком участке я выключаю двигатель и оставляю мотоцикл на передаче, не опасаясь перегрева на холостом ходу. Внизу кафешки, статуи троллей и путь домой.
Восьмой потоп.
Что ты чувствуешь, когда ты возвращаешься из сказки в жизнь. Суровую. Начался слишком сильный дождь, часть дорог была перекрыта, а видимость местами отсутствовала. В какой-то момент меня подстраховала встречная фура, мигнув дальним светом, я сбавила скорость, а за подъемом на трассе стояли машины, заполнив обе полосы. Плавно смогла проплыть мимо них, иначе и не назвать движение в тот вечер. Дождь шел стеной. До Швеции в тот день я не доехала. В Макдональдсе висело объявление, что не все ингредиенты доехали до них, и возможно помидорки будут просто из местного магазина. Нашла ночлег на ферме. Коммуна фермеров отреставрировала старое здание и сдавала через букинг по хорошей цене. Впервые за все путешествие я нашла не асфальтированную дорогу в Норвегии, рядом с этой фермой, наконец-то заляпала мотоцикл. Добрые хозяева показали, где у них сушильное помещение, а моя комната напоминала келью. Скромно и просто, кровать, стул, стол. Утром из окна были видны коровы, жующие траву. Овцы остались в горах.
Девятый рассвет.
Последний день был пасмурный, но дождь успокоился. В городе Оребро река немного выходила из берегов. Я все крутила ручку газа, слушала музыку, она меня грела в самые мокрые дни, и ощущала этакое послевкусие поездки. Удивительное состояние, когда ты все успел, устал, но счастлив. На дороге перед портом встретила огромную толпу мотоциклистов. Они гоняют просто, без цели, от кафе до кафе, летают, а я еду, как пенсионер, на своем уставшем коне, но у меня за душой столько впечатлений, потрясений и эмоций...
На пароме я ем огромную тарелку шведских фрикаделек с пивом! Такое простое счастье. После туристических пакетов и каши.
Утром я попала как во сне в туман, туманище.. Солнечный рассвет и много-много росы. Сначала он окутал визор, а потом и очки. Последнее преодоление. Я неспешно плелась за фурой, т.к. почти ничего не было видно. И вот я в Риге.
Места ночевок:
Паром Stena Baltica (8,5 часов в пути)
Hybel i underetasje 700m fra strand (Трёгстад, Норвегия) - шикарные апарты на цокольном этаже
Suleskard Campingground fjellsenter (Tjørhom, Norway) - кемпинг с овечками
Bykle hotell (Bykle, Norway) гостишка с завтраком
Bruvoll Camping & Hytter (Hundvin, Norway) кемпинг с дождем
Flemsøy (Олесунн, Норвегия) комната в доме на острове
Gudbrandsjuvet Camping (Sylte, Norway) домик недалеко от дороги троллей
Fokhol Gård (Stange, Норвегия) комната на ферме
Паром Stena Scandica (8,5 часов в пути)