"Эй, вы! Бога нет!"
Так начал свое общение с католическими ксендзами, охмурившими автолюбителя Козлевича сын турецкоподданного Остап Сулейман Берта-Мария Бендер Бей (более известный, как Остап Бендер).
Вообще, тема взаимоотношения человека и тезиса о существовании бога ни чуть не менее интересна, чем, скажем, тема взаимоотношений человека и бога (вне зависимости от истинности его существования).
Например, в древнем мире, насколько можно судить по источникам, тема наличия/отсутствия бога поднималась вообще очень не часто - спорили скорее о качестве и количестве. Философам и прочим яйцеголовым было наплевать с самого начала, это потом появились теология и схоластика, как необходимые атрибуты постоянного самоутверждения церковной доктрины, а древние вообще любили разделять мир обыденный и мир сверхъестественный слишком уж жирной чертой. Простых земледельцев, конечно, могли интересовать те или иные аспекты культа, помогающие отделить себя от соседей и оградиться неким ореолом "правильности", но относились к этому "без надрыва" и если нужно было истребить население какого-нибудь города из экономических и политических соображений, то так его и истребляли, не вовлекая небожителей в процесс сильнее необходимого.
Особенно преуспели в религиозном прагматизме римляне. Скажем, присоединяют стальные легионы к империи (или еще республике - один хрен) новую африканскую провинцию. выясняется, что в данной местности особо почитаемо некое женское хтоническое божество. Римляне радостно рассказывают местным жителям, что признали в их кумире, скажем, Рею-Кибеллу и, что чтят ее не меньше местных жителе. В крайнем случае, совершенно новое божество просто добавлялось к немаленькому римскому пантеону и никаких проблем и никаких религиозных войн.
Страдающие комплексом молодой религии христиане, не отличались языческой веротерпимостью и причиняли очищающую благость налево и направо. Наиболее одиозные божества местных пантеонов объявлялись страшными демонами, как например, стало с Ваалом, Вельзевулом, Аполеем.
Впрочем, между собой новые властители умов тоже не ладили и всякого рода "принципиальные вопросы" (вроде дву- или три- единства) становились все острее и острее.
Новое время более или менее уравновесило картину, а на необъятных наших просторах, так и вовсе поставило с ног на голову. Вопрос о существовании бога был одним из тех, на которые в СССР (по крайней мере, официально) всегда был ответ.
Хотя сейчас мало кто задумывается о том, что пост патриарха. например, был восстановлен (после отмены его Петром I) ни кем иным, как "злодеем всея школьной истории" И.В. Сталиным.
И, тем не менее, можно сказать, что в целом религиозная составляющая общества была значительно искусственно занижена.
Сейчас у нас, по идее, баланс на уровне среднеевропейского - государство отделено от церкви и никто не мешает ходить в церковь, молиться и восхвалять почти какого угодно бога любое количество раз на дню. И, в то же время, никто, вроде бы, не преследует людей за "противные господу высказывания", "иноверие" и прочие.
Ну и все собственно.
Или нет?
Ни так давно на лондонских автобусах появилась цитата из библии "I am resurrection, and the life, whoever believes in Me will live." (не ручаюсь за точность перевода: "Я есть воскрешение и жизнь, кто верует в меня, будет жить.").
Британские атеисты ответили на это публикацией (так же на автобусах) высказывания "There's probably no God. Now stop worrying and enjoy your life." ("Видимо Бога нет. прекрати беспокоится и наслаждайся жизнью.")
На атеистическую рекламу поступило порядка 400 жалоб в соответствующие органы, однако Комитет Рекламных Стандартов Великобритании постановил, что слоган не нарушает законов страны и рекламу оставили.
Как вы думаете, а что было бы в России?
P.S. Перевод фразы "There's probably no God" в российских СМИ звучит как "По всей видимости Бога нет".
На мой взгляд это не совсем корректно (или даже совсем не корректно) т.к. если фраза Видимо Бога нет интуитивно читается примерно как "А вы не задумывались над тем. что Бога может и не быть? А может и быть", то По всей видимости Бога нет звучит уже. как "Бога нет, я точно знаю, но вы можете идти лесом - все законно!"
Или это мне все примерещилось?
P.P.S. У Ктулху, разумеется, было бы свое, особое мнение, но он, вероятно, спит и, по всей видимости, не может высказаться.
No harm to religious feelings meant.