«Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

Oct 13, 2013 15:16

Беседа с одним из старейших насельников Свято-Троицкой Лавры, смотрителем Патриарших покоев архимандритом Илией (Рейзмиром)

Закрытая строительными лесами - здесь идет большой ремонт - Лавра выглядит непривычно. «Лесами» укутаны даже купола, повсюду снуют рабочие, на древних стенах - новая краска. Но вдруг понимаешь, что сиюминутное время здесь не властно: привычно течет в храмы народ Божий, кладет земные поклоны перед ракой преподобного Сергия, и даже воздух здесь кажется настоянным веками монашеских молитв. Человек, к которому я спешу, живет в Лавре больше 40 лет и является живым воплощением традиций этого великого монастыря. Одного из старейших насельников Лавры, смотрителя Патриарших покоев архимандрита Илию (Рейзмира) сам Святейший назвал старцем[1]. Конечно, мне страшно.


Архимандрит Илия (Рейзмир). Фото: А.Рахлина / Православие.Ru

Звоню отцу Илии с проходной. На том конце провода откликается удивительно молодой голос. И вот я у двери, за которой - сама история Лавры второй половины XX века (над которой, заметим в скобках, сейчас трудится архимандрит Илия). Я приехала узнать, что он думает о предложениях разделить исповедь и причастие.

- Батюшка, после публикации Проекта документа «О подготовке ко Святому Причащению» с новой силой начались дискуссии - и в православных СМИ, и в комментариях к Проекту. Многие - даже и священники - говорят, что исповедь и причастие нужно разделить и к причастию разрешить допускать без исповеди. Говорят, что исповедь - это «билет на причастие», что она формализуется, что люди чуть не выдумывают грехи… - задаю длиннейший вопрос, но старец не дает договорить:

- Нет! Это всё неправда!

Трудно - даже невозможно - передать на бумаге его интонации, когда он говорит об этом: очень просто и необыкновенно величественно одновременно.

- Испокон веков, со Вселенских соборов, от святых отцов - Василия Великого, Иоанна Златоуста - всегда было так: покаянная исповедь перед причащением Святых Христовых Тайн[2]. Без исповеди нельзя приступать к великому этому Таинству.

Если бы не было необходимо исповедоваться перед причастием, в Лавре это не было бы принято. Всегда сперва каялись, потом причащались.

В крайнем случае, в Светлую седмицу может быть исключение.

Апостол Павел говорит: «Да испытывает же себя человек» (1 Кор. 11: 28-29) и тогда приступает, потому что «ядый и пияй недостойно» в суд и в осуждение причащается.

Да испытает себя, то есть - проверит и покается. Это всегда было у нас в Православной Церкви, испокон веков[3]. Никто не мог приступить к причащению без исповеди.

- Батюшка, но вот такой аргумент выдвигается: дескать, часто исповедь идет во время литургии, в спешке, опять же - формально…

- Можно народ и накануне исповедовать - с вечера. Целую ночь, бывало, шла у нас в Лавре исповедь в советское время.

В 1970-е годы монастырей было очень мало: Почаевский на Западной Украине, Псково-Печерский и наш. Три. А народу тьма приезжало.

И целую ночь мы исповедовали - после всенощной до полпятого утра. А потом на раннюю литургию идем. Помолимся - и на позднюю.

А идешь с исповеди - на душе радостно. Люди не такие были, как сейчас. Горел огонек веры, молитвы.

В 1974 году - я еще был иеромонахом - работала тут одна девушка, в детском диспансере, бухгалтером. Они с мамой переехали из Владимирской области - оттуда много верующих перебралось к нам в свое время. А в советское время на улицах по вечерам освещения не было - темно. У здания, где она работала, выкопали какую-то канаву - она выскочила со света и упала в нее. И ударилась грудью. И пошло у нее затвердение. «Пройдет!» Не прошло. Начался рак. Перешло на вторую грудь. Ее увезли в Боткинскую больницу - в те времена там работали знаменитые профессора. Прооперировали, всю порезали - толку нет. Она заплакала, взмолилась: «Господи! Я же верующая! Почему я так страдаю!» - тогда же мало верующих было. И явилась ей Матерь Божия - прямо в советской палате - как живая, с Младенцем, вот как на Казанской иконе, и сказала: «Лидия! Почему ты ропщешь? Тебя никто не оставил».

И видение кончилось.

Выписывали ее как на смерть. И вот иду я в Троицкий собор - мама ее подбежала, плачет: соборовать надо. Я сказал: после соборования три раза причаститесь: завтра, потом еще через несколько дней, а потом еще. Мы так и сейчас делаем Великим постом: благословляем накануне исповедоваться и причаститься, потом - соборование, потом еще дважды причащаются.

И вот Лидия в третий раз причастилась - и исцелилась! От радости помчалась в Боткинскую, ее там на руках носили: «Лидия, что случилось?! Мы думали, вас похоронили уже! Кто вас исцелил?» «Соборование и причащение», - сказала она. Но она такой благодати не выдержала - выскочила замуж через три месяца! Троих детей родила. Один из сынков во Владимирской области сейчас священником служит. Такая была у людей вера.

…Даже что про народ говорить - а братия? Братия часто служат - иеромонахи, архимандриты, игумены - казалось бы, какие уж там грешки? А всё равно мы исповедуемся.

Отец Петр[4] был наш духовник, потом отец Кирилл (Павлов. - Прим. ред.)… У отца Кирилла исповедовались в Трапезном храме, приделе Серафимском. Он общую исповедь проведет в начале службы, а потом братия подходит, подходит, подходит - и все мы исповедуемся.

Хотя бы раз в неделю - а если нужно, то и два. Служим часто, а грехи всё равно есть: и рассеянность, и холодность… и самоуспокоение…

А тем более исповедь необходима людям сейчас, когда пошли интернеты, телевизоры, экономика рыночная. В прежние времена таких грехов, которые сейчас есть, многие даже и не знали. Тогда этих интернетов не было.

Это беда - интернет. Я скажу одно слово.

Как-то включил радио «Радонеж» и попал на «Народное радио». И вот выступавший обращается к родителям: смотрите за вашими мальчиками, чтобы они не увлекались компьютерными играми. Почему? Потому что не получится из них мужчины, и учиться они не смогут - атрофируется половая и умственная система.

А сейчас идут, плачут: выходят замуж, женятся, пять лет живут, десять - а детей нет. А что за супружество без детей!

И вот - одна из причин этого. Идет уничтожение народа через компьютерные игры. Не говоря уже о наркотиках. Это же страшное дело! Бедные люди.

- Батюшка, вы сказали, что раньше горел огонек веры, молитвы, а сейчас уже не так. Почему?

- С 1970-го по 1990-й открытые гонения на Церковь уже прекратились, но огонек веры и молитвы горел. А сейчас - полная свобода, монастырей, церквей много, в храмах по две-три литургии в день совершаются, литературы тысячи и миллионы тиражей - а многие говорят мне: «Отец Илия, да что ж такое, я не горячий, не холодный!»

Сейчас нужен подвиг над собою. Подвиг, великий подвиг!

Иначе так: пойдет угасание. Пойдет угасание, и всё.

Я на исповеди сейчас постоянно спрашиваю: когда вы последний раз причащались? Мы благословляем пожилым причащаться хоть каждую неделю, а молодым - хоть бы раз в месяц. А в Великий пост и молодым хоть каждую неделю.

Потому что это великая благодать, великая милость Божия. Святой Оптинский старец Макарий писал в свое время, что причащаются люди и получают великую благодать - конец приготовлений.

Конец приготовлений! Потому что кто недостойно причащается, тот в суд и осуждение. «Ядый и пияй да испытывает себя».

Пусть испытает свою совесть. Покается. С благоговением приступит. Нам даны все средства, чтобы достойно приступить к этому великому Таинству.

Раньше, в древние времена, и до революции, люди неделю говели, прежде чем приступить к причащению Святых Христовых Тайн. Постились, записывали грехи…

И до сих пор многие записывают свои грехи - и это правильно: на исповеди ведь всего не вспомнишь.

Человек заранее вспоминает, записывает, приходит, по бумажке читает, чистосердечно покаялся - всё! Многие, кто молится хорошо, - Макарий Оптинский об этом пишет - даже не причащаясь, получают особую благодать Божию, когда идет Таинство Евхаристии.

Нет другой такой истинной веры, как православная. Тем более - Русская Православная Церковь. Любой праздник возьмите: Успение Божией Матери, Рождество Божией Матери, Воздвижение, Преображение, Сретение, Благовещение, Введение во Храм, Пасха…

Каждый праздник имеет свою неописуемую духовную красоту. Она - в богослужении, в песнопении. Где эта красота есть у католиков, протестантов, лютеран? Орган играет - и всё.

Сокровищницами нашей Церкви являются святые Таинства, обряды, богослужения, многовековый опыт, запечатленный в творениях святых отцов и наших старцев.

Испытанный многовековый опыт Православия - покаянная исповедь перед причащением.

- Батюшка, а еще говорят - даже и священники, - что нужно, чтобы люди причащались как можно чаще, а исповедь и пост мешают: дескать, невозможно всё время поститься и исповедоваться.

- Это все пустые разговоры! А если не будут исповедоваться - то в суд и в осуждение! Почему болеют: рак, язва желудка?! Смерть внезапная? Потому что недостойно причащаются[5].

Лаврские духовники постоянно исповедовали братию и народ мирской!

Люди очень благодарят за то, как в Лавре исповедуют. У нас много иеромонахов, архимандритов выходят на исповедь: в будни, на праздники - десять человек, пятнадцать…

А вот еще пример - патриарх Пимен.

Он был замечательный регент. В 1929 году наш Параклита скит еще не закрыли - он там принял монашество, иеродиаконство, стал иеромонахом.

А потом - война. Всех брали. Был уже иеромонахом, а воевал.

Возвратился. Был настоятелем в Одесской области, потом - в Псково-Печерском монастыре, а потом - настоятелем нашей Лавры, с 1954 по 1957 год. Очень много сделал для восстановления.

А потом его поставили викарным епископом Московским.

У него был маленький дом в Перловке - на въезде в Москву, как от нас ехать. Там же, в Перловке, старцу Сампсону (Сиверсу) - я знал его немного, переоблачал после смерти, он великий угодник Божий, много пострадал за Христа - духовные чада купили домик. Рядом с домом Пимена - в трех метрах.

И вот Пимен, будущий патриарх - епископ! - каждую субботу приезжал в Перловку и исповедовался у старца.

Я вам одну статью хотел найти - не нашел. Все экземпляры раздал. Давно еще, иеромонахом, студентом, напечатал ее себе на машинке - называется: «Покаянная исповедь перед причащением».

В этой статье описано, как было от начала, от Вселенских соборов и до нашего времени. А заканчивается она так: и горе ожидает нашу Церковь, как это и случилось с Греческой и с теми Церквами, где исповедь перед причащением утеряна и где любой первый попавший может приступить к причащению. Горе! И у нас тоже может случиться это горе.


Архимандрит Илия (Рейзмир). Фото: А.Рахлина / Православие.Ru

- А вот жалуются, что Правило к Причащению длинное…

- Монашеское не надо, конечно, правило - многим длинных и не даем. Пожилым говорю: молитвы ко Причащению прочитайте. А молодым, кто имеет время, три канона, да можно даже и с утра - каноны и акафисты каждого дня. Это великая милость Божия, вы знаете, - акафисты… Акафист Спасителю, особенно - Матери Божией!

Но главное - именно исповедь! У нас в Лавре так принято, сколько я помню: и братия, и народ - мы постоянно исповедуемся.

- Очень много вопросов стал вызывать пост перед причастием. Говорят: «белые» священники часто сами не постятся перед совершением литургии, а с прихожан требуют.

- Ну, это бывает. Это им - грех… Перед Господом отвечать будут…

Моя мать нигде не училась. Девятнадцатого года рождения. Уже в восемь лет она пела в храме - без нот, по слуху.

И вот она рассказывала тоже, что перед Великой Отечественной войной многие думали, что конец мира уже: страшный беспредел был. Ссылали, расстреливали.

Есть у меня фотография - Зимняя сессия Священного Синода, 1933/1934 год. В центре - будущий патриарх Алексий I и митрополит Сергий (Страгородский). А по сторонам - множество архиереев.

Они все расстреляны. Все!

Живые остались только два человека: Алексий I и Сергий (Страгородский). Я увеличил эту фотографию, в рамочку повесил. Патриарху Кириллу показывал. Какие лица у них! Все они ждали расстрела.

«Черный ворон» - слышали об этой машине? Подъезжал «черный ворон» в два часа ночи - именно в это время. Кого забирал, тот живым не возвращался.

Закладывали друг друга все - сосед на соседа: «Я слышал: он против Сталина». Или против колхоза, или против партии. «Я слышал» - и всё, кончено! Суда не было - «тройка». Арестовали, вывезли, расстреляли.

Но всё равно - Церковь не отступила ни на йоту. Ни догматически, ни нравственно. Выдержала всё.

Страшное время было и в революцию, и после.

В 1923 году, за полгода до смерти патриарха Тихона, в Константинополе собрали совещание всеправославное[6] - на нем были поставлены вопросы, которые до сих пор мутят неумные головы: двоебрачие священства, отмена постов и новый стиль. Прошел только новый стиль.

Патриарху Тихону прислали сообщение: все православные приняли новый стиль.

Вот поэтому он святой, Тихон: сначала, как бы сгоряча, он указ о переходе подписал. А потом помолился, посоветовался со священномучениками - Петром (Полянским) и другими - и через две недели его отменил.

Что интересно - советская власть недокумекала: государство же в восемнадцатом году перешло на новый стиль, и, если бы они поняли, что новый стиль - это удар по Церкви, силой бы заставили. Но Господь им ум закрыл.

А дальше - война. Страшное дело. Можно книги писать - многие и написаны.

Наступил первый день войны. Сталин - об этом нигде не пишут - так напугался, что потерял речь. Три дня не мог сказать ни слова.

Выступил к пастве митрополит Сергий (Страгородский): «Дорогие братья и сестры! Встанем на защиту!» И по нашему выступлению составили речь Сталину. Тогда он и сказал: «Братья и сестры!» А до этого всё «товарищи» были.

И слава Богу, Господь не оставил - стало всё потихонечку меняться. И в 1943 году Сталин принял трех митрополитов - Сергия, Алексия и Николая.

Он ночью работал - ночью и принимал. Секретарь Алексия I рассказывал: думали, что они уже не вернутся: те, кого вызывали к Сталину по ночам до войны, живыми не возвращались.

А Сталин принял их хорошо - увидел уже, что Церковь победоносно помогла, особенно в Ленинграде. Если бы не Церковь, не Алексий I, будущий патриарх, - не выжили бы. И молебны служили, и помогали - кто как мог.

Сталин тогда их спросил: в чем нуждается Церковь? Сергий был уже глуховатый, старый. Алексий первым ответил: «Не хватает священнослужителей». «А где они делись?» - он, оказывается, очень плохо по-русски говорил, Сталин.

А Алексий не побоялся: «Некоторые стали генералиссимусами». Сталин улыбнулся - усиками.

Его же исключили с пятого класса Тбилисской семинарии за революционную деятельность. Да еще и закона Божиего не знал. Мама у него, старушка, верующая, говорят, приезжала еще до войны к нему в Кремль: «Сосо, когда ты станешь священником? Сосо!»

…Сколько же всего пережил наш народ! После войны открыли тысячи храмов. А что дальше? Появился Хрущев.

Он закрыл тысячи храмов. Он опозорил патриарха Алексия I.

На большие советские праздники в Кремль приглашали глав соцстран, дипкорпус, глав религиозных объединений. Восхваляли культ личности Никиты Сергеевича. «Дорогой Никита Сергеевич!» Выступают, хвалят, хвалят. «Слово предоставляется патриарху Алексию!» Он встал - и Хрущев его опозорил: «Садись! Хватит дурманить народ! Ваша эра заканчивается! В 1980 году последнего попа покажу по телевизору!» Тот сел.

И «показал»… Он погиб, Хрущев.

Я еще работал агрономом - это было в 1964 году… Приходит в восемь утра на работу директор. А ночью объявили, что Хрущева сняли за волюнтаризм. И вот директор - хороший мужик был - как бросит кепку на стол, как заругается: «Кому теперь верить? Сталину верили - его разоблачили. Хрущева разоблачили! Кому?!»

Э, думаю, бедный ты человек, не хочет никому верить…

Хрущева сняли в 1964 году, а скончался он в 1971-м. И никто не описывал его страшной смерти.

Его хоронили на Новодевичьем кладбище. Выкопали могилу, опустили - и гроб рухнул в подземелье. Никто не знает, на какую глубину: земля под ним провалилась. Улетел он в преисподнюю. Несколько самосвалов камней привезли - ничем не засыплешь. Тогда раскопали могилу, переложили железобетонными плитами, сверху засыпали и поставили памятник.

В 1971 году это было. До 1980-го он не дожил.

А ведь как воевал против Церкви.

…В шестидесятом поехал он в Закарпатье - по Западной Украине, поездом. На каждом вокзале пионеры, комсомольцы с букетами его встречали: «Дорогой Никита Сергеевич!» А Западная Украина - Ивано-Франковская, Тернопольская, Львовская области - присоединилась к СССР после войны. Там везде сохранились храмы. На колодцах - кресты.

Поезд едет, Хрущев смотрит, что везде кресты, и спрашивает строго: «А что это такое?!» Ему объяснили, что такое. «Чтобы я на обратном пути этого не видел!»

И начали закрывать храмы, а с уже закрытых снимать кресты.

Я в сельскохозяйственном техникуме тогда учился - большая деревня, три храма.

Простые люди кресты с храмов снимать отказывались. А кто тогда будет? Начальство! Председатель горсовета или колхоза или директор.

И вот там, где я учился, полез один человек на храм. Еще не успел крест снять, а девочка, дочка его маленькая, погибла. Четыре годика.

На Украине кушать на улице летом готовили - на примусах, это как самоварчики такие маленькие, на керосине. Примус горит, кушать готовится, мать ушла, а девчоночка крутилась, платьица украинские широкие, занялось платье - и сгорела. Отец даже не успел крест снять - а ему сообщили: дочь погибла.

Еще один случай в нашем районе произошел: полез начальник на закрытый храм, пробил купол, зацепил трос за крест, сел в трактор, первую скорость включил, потянул… И… Боже мой… Трос как урвался да его и убил. И начали в газетах про такие случаи писать - и кресты снимать прекратили.

…Всё наша Церковь пережила. Но ни на йоту не отступила. Ни догматически, ни нравственно, ни канонически - ни на йоту.

Жалко, что я вам эту статью - «Покаянная исповедь с причащением» - не нашел. Очень хорошая статья. Главное, там в конце говорится: это будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением.

Нам даны все средства для очищения, освящения, получения благодати Святого Духа, залог вечной жизни - исповедь покаянная и причащение Святых Христовых Тайн.

Это великая милость Божия.

С архимандритом Илией (Рейзмиром)
беседовала Анастасия Рахлина

9 октября 2013 года
Previous post Next post
Up