За время моей достаточно продолжительной учебы в Троице-Сергиевой Лавре мне приходилось встречать много разных делегаций. Пару раз я встречал группы космонавтов. У них есть традиция перед каждым полетом в космос приезжать в Лавру и служить там молебен в Никоновском приделе (небольшом храме, пристроенном к Троицкому Собору).
Один из Лаврских иеромонахов является ответственным за встречу космонавтов и рассказывал мне, что порой сопровождал группы не только до Звездного, но даже до самого Байконура. Я однажды был у него в келии. С радостью он показал мне несколько икон в своем уголке, которые космонавты брали с собой в космос и привезли обратно. Я точно помню, что среди них были иконы Божией матери и преподобного Сергия. Для меня все это было очень удивительным.
Однажды я провел обзорную экскурсию по Лавре для группы космонавтов, а затем когда мы вошли в Никоновсикй придел, где должен был быть молебен, один космонавт остался, а другой вместе со мной и космическим туристом отправился в музей Духовной Академии. По дороге космический турист пытался мне доказать, что любой может слетать в космос. Но потом оказалось, что для этого нужно «всего» двадцать миллионов долларов. Этого человека звали Чарльз. Он сделал свое состояние на том, что изобрел одну из программ Microcoft Office - Word. Из общения с этим человеком я понял, что он был совершенно неверующим. Один только Бог знает изменилась ли как-то жизнь этого человека после полета в космос.
После того как мы завершили с ними осмотр Церковно-Археологического кабинета, мы вышли из здания Академии и направились к Первой Лаврской гостинице. Там была запланирована встреча с благочинным Лавры и мы присоединились к другой части группы, которая уже пришла с молебна. Отец Павел подарил космонавтам памятные иконы, а они мне и ему свои фотографии с автографами. Если честно, мы их об этом не просили и звездной болезнью не страдали, но приняли памятные подарки с благодарностью. Видимо космонавты привыкли, что все просят у них автографы. После трапезы мне удалось поговорить с другим космонавтом. Его звали Федором, и ему предстоял второй полет в космос. Остальные двое, по сравнениям ним, были новичками. Федор. Мне сказал, что после полета в космос укрепился в вере. Он рассказал мне также, что у него много друзей-космонавтов, которые после того, как побывали в космосе, стали регулярно ходить в храм. Безусловно, такой рассказ меня удивил, потому что в нашем обществе принято противопоставлять науку религии, а тем более все, что связано с астрономией. И я спросил Фёдора: «Почему? Что такого случается с людьми в космосе, что они приходят к вере?» Он мне ответил:
«Находясь на земле, мы порой можем не обращать внимания на красоту окружающей нас природы и разумность устройства мира. Смотря со спутника на землю и другие планеты, вращающиеся вокруг солнца, нельзя не удивиться тому порядку, с которым устроено все в мире и Космосе. Планеты вращаются, но не сталкиваются между собой. Температура на земле - самая благоприятная для жизни. Продолжительность дня и ночи является именно такой, что за темное время суток человек успевает отдохнуть и набираться сил, чтобы продолжить работу на следующий день. На земле все приспособлено для человека и для жизни. Отрицать это было бы абсурдом.
Увидев Землю с космоса, и вспомнив обо всем этом, я утвердился в том, что есть Бог, потому что создать такой порядок в мире мог только Бог, имеющий величайший разум».
Click to view