Одноэтажная Америка глазами российского провинциала.

Jun 18, 2015 21:19



Ну вот, не прошло и года, как я добрался до последнего снимка и дописал последние строчки своих впечатлений о недавней прошлогодней поездке за океан. Одно успокаивает, что всегда есть возможность похвалить себя на фоне еще более неторопливых отчетов своих виртуальных френдов и френдесс.
   Итак, одноэтажная Америка глазами некогда покинувших северную столицу и ставших тихими, добропорядочными провинциалами.

   Как вам заявочка моего «хедлайна»? Звучит претенциозно, неправда ли? В памяти сразу оживает классический вояж Ильфа с Петровым и его римейковая версия в исполнении Владимира Познера и шоумена Ивана Урганта. Надо, однако, заметить, что и классики, и второпроходцы размахнулись в свое время на солидные американские пространства, тогда как мы (это я про себя и жену свою) даже не помышляли о подобной широкомасштабной географии. Все наши планы волею обстоятельств ограничивались скромной частью восточного побережья Соединенных Штатов - Бостоном и энным количеством маленьких и совсем крохотных городков Массачусетса и Род-Айленда. Крохотных-то крохотных, но воистину знаменитых на весь мир. Это я о Кембридже с его Гарвардом и Технологическим институтом.
   Америка далека, хотя в мире есть и более задвинутые места. Однако для тех, вроде нас, кто в последние десять лет выбирался из дому не далее Одессы, вылазка в Новый Свет ощущалась почти как авантюра. С другой стороны, еще один украинский тур в ушедшем году смотрелся бы не шибко вменяемым мероприятием.
   Итак, мы перелетели через океан и две недели бродили по уже упомянутым местам американского востока. Кроме встречи с родными, никаких особых «репортажных» планов у нас не было. Поэтому мы почти стихийно переняли творческий принцип акынов «что вижу, то пою». Правда, у нас этот принцип немножечко изменился, поскольку запечатлевали мы только то, что казалось не совсем похожим на ранее виденное у себя дома. Совсем скоро, однако, выяснилось, что солидная доля этих непохожестей многократно отмечалась другими бытоописателями и что нам придется довольствоваться стереотипными рассказами. Ну, например, о неравнодушии американцев к национальному флагу, который вывешивается, воспроизводится или демонстрируется в довольно неожиданных местах




Остановились мы в Конкорде - уютном и спокойном городке в трех десятках километров от Бостона. Про такие милые и тихие места хочется сказать «богом забытые», но к Конкорду это вряд ли относится. Конкорд знаменит своей особой ролью в истории США. Основанный аж в 1635 году, Конкорд стал первым в штате поселением пуритан в отдалении от морского берега. А ещё он стал застрельщиком Американской войны за независимость. Именно здесь в 1775 году прозвучали ее первые выстрелы. Массачусетские колонисты высказали тогда резкое несогласие с решением английского короля лишить поселенцев права избирать должностных лиц . Пролилась кровь во имя благого будущего, в память чему в городе очень много мемориальных мест.










Конкорд добропорядочен и благополучен. Во всяком случае, здесь мы не видели бомжей, хипстеров и прочих маргиналов, чего, например, не скажешь о Бостоне. Надо полагать, местная публика достаточно состоятельна, чтобы позволить себе недешевые особняки, коттеджи и таунхаусы. Кстати, одноэтажная Америка - понятие само по себе весьма размытое, ибо в реальности раскрывается через инфраструктуру, экологичность среды и плотность застройки. В Конкорде плотность низка, среда насыщена фитоэлементами и пронизана кислородом, а инфраструктура развита и удобна. Впрочем, судите сами:


Это Конкорд.


А это тоже одноэтажная Америка где-то в окрестностях Лос-Анджелеса. О точной локации источник, к сожалению, умалчивает
Немного о примечательностях Конкорда

Первое, что бросилось в наши незамыленные глаза это домики, домики, домики - много симпатичных, аккуратных, уютных, ухоженных, утопающих в зелени домиков.






Ранняя осень прекрасна своими сочными теплыми красками. Но когда ты натыкаешься на ярко-красные листья неведомых тебе деревьев в разгар лета, это сродни неожиданно выпавшему снегу, и рука автоматически тянется к фотокамере.










Конкордовский "главпочтамт"

Никогда особо не задумывался, почему многие города вне нашего отечества выглядят как-то по-особому аккуратно, «подтянуто» и опрятно. Странный какой-то вопрос, согласен.. Да потому, что здесь постоянно метут, моют и подкрашивают. Но это не весь "секрет". Ландшафтный дизайн во многих западных городах не только искусство для богатеньких, но и обычная практика городских муниципальных служб.


Эти грузовички, чем-то похожие на комбайны, собирают «урожай» с обросших городских деревьев. Результат ласкает глаз самого привередливого созерцателя




Цирюльники на колесах в два счета сделают самую модную стрижку любому дереву или кустарнику.
О пище духовной

Городская муниципальная библиотека Конкорда изумляет своей академической внешностью - ни дать, ни взять, библиотека Конгресса. Хотя нет, это, скорее, миниатюрная копия Нью-Йоркской публички.


Вот таков он этот Нью-Йоркский храм знаний, где я, впрочем, никогда не был. Интернет-фото, давно потерявшие автора


А так выглядит один из интерьеров конкордского очага культуры




Людей в периферийной библиотеке ощутимо меньше. Но они есть, сидят прилежно за столами или вальяжно развалившись в кресле. Много детей. С книжками, кстати, а не с компьютерными стрелялками. Самые маленькие в сопровождении мамаш. Пока те листают что-то печатное, мелкие возятся с игрушками.








На отдельных столах выставка последних поступлений и литературы, рекомендуемой персоналом. Диапазон новинок впечатляюще широк - от комиксов до монографий по экономике и точным наукам. Биографическая литература на этот раз оказалась представленной толстенным томом про нашего президента. Насколько я сумел понять, книжка написана в нейтралистском стиле и без особых пропагандистских передёргиваний. В ней много фотографий и прочих иллюстраций.









В общем, конкордская библиотека удивила своей нетипичностью и живым интересом горожан к чтению. А ведь, напомню, в Конкорде живет немногим более 17 тысяч человек. Это уровень наших Покрова, Галича, Звенигорода или Приозерска. Уверен, и там есть библиотеки, но сдаётся мне, что по оснащению, фонду и персоналу они несколько уступают своему заокеанскому собрату.


И еще одна картинка из мира культуры. Детишки собираются на репетицию в Центр исполнительских искусств
И о пище телесной

Это я замахнулся, конечно. Полноценный рассказ о заокеанской гастрономии потребовал бы многостраничных площадей и вороха слюноисточающих фотографий. На самом деле история нашего похода в один из супермаркетов маленького Конкорда не имела ничего общего с каким-то там репортажным замыслом. Просто возникла не совсем обычная мысль… сварить борщ. Этим, собственно, и объясняется очень ограниченный фруктово-овощной ареал моих съемок.






Неплохой ассортимент для провинциального гастронома, неправда ли? Специально заглянул на сайт московской премиальной сети «Азбука вкуса». Как патриоту стало немножечко обидно. Ради корректности выводов переключился еще и на «Седьмой континент». Совсем расстроился. О «конских» отечественных ценниках в магазинах для богатеньких рассуждать не буду - нечего шляться там, где тебе не по карману…



Очень удобная эта штука - очищенные и аккуратно расфасованные в коробочки фруктовые деликатесы. Тут тебе и манго, и папайя, и маракуйя, и желтый арбуз с зеленой дыней и прочая и прочая. Кое что, между тем, можно найти и в наших магазинах, но как представишь, что купленное надо будет еще разделывать, вымурзавшись до кончиков волос, аппетит существенно снижается. И еще не факт, что экзотический фрукт окажется зрелым и с положенным ему вкусом. Кстати, и цены у нас повыше будут (это я о курсе лета 2014 года).

Да, кстати, народ везде одинаков, и так же, как у нас норовит сэкономить. Как? А очень просто - поездкой (благо, безлошадных тут нет) на ферму. Фермеры продают свой свежайший продукт по весьма конкурентным ценам, чем и радуют горожан.


Так выглядит вполне себе типичный фермерский дом. Вокруг поля. Внутри свой минисупермаркет. Снимать в нем не стал из-за царившего там полумрака и нежелания полыхать вспышкой, нарушая размеренный процесс фруктоотбора.


А это местный кошак, исправно исполняющий рекламные обязанности.


Но вернемся в городской магазин. Перед нами совсем другой, но тоже чрезвычайно привлекательный своими вкусностями сектор супермаркета. По левую сторону - мороженое, мороженое, мороженое… мороженое, по правую - иные замороженные продукты. «Иные» нас практически не интересовали, а вот мороженое… Признаться, я никогда не видел такого феерического множества разномастных сортов столь любимого народом продукта. Да, кстати, в Америке первая мороженица открылас в 1776 году.
Дороги, парковки, копы и машинки


Родина автомобиля находится от нас по соседству. Это, бесспорно, западная Европа. Но автомобильная промышленность родилась все-таки в Америке. Пишут, что деятельностью американских автопромышленников охвачены более 200 государств и территорий. Понятное дело, что за долгие годы прониклись они не только производственными делами, но и повлияли, пусть опосредованно, на создание комфортной для автомобилиста инфраструктуры. Дороги в Америке, да простят мне эту жутчайшую банальность, хороши. Они не тревожат водителя думами о скором ремонте подвесок и прочих ходовых железок, а едущему пассажиру позволяют сладко дремать часами. Я читал, что немецкие автобаны будут покруче. Наверное, это так - все же германские варвары не только рушили все подряд, но и заботливо перенимали мастерство античных дорожников. Можно представить, как оно оттачивалось тысячелетиями. Но оставим немцев в покое. На суждения среднестатистического россиянина гораздо больше влияет подсознательное сравнение заокеанских трасс с родной реальностью. Особенно, если сопоставлять их ранней весной, когда наши магистрали мало чем отличаются от «дорог войны». Нет, и американские дороги не без трещин, сколов и прочих расковырин, но оные, как мы успели заметить, пребывают в постоянном латании, не доводя тамошних водителей до гнева или отчаяния.






И еще один момент, заметно отличающий заокеанские трассы от большинства наших: они заметно лучше обустроены в навигационном отношении - много разнообразных, и очень ярких, указателей. Бросаются в глаза предупреждающие знаки. Например, предстоящее сворачивание обозначается длиннющим рядом стрелочек-галочек чуть ли не за полкилометра до поворота. Известно, что дорожная обстановка очень изменчива. Казалось бы, тут замучаешься информировать водителя. Однако чужестранные гаишники придумали простую штуку - тележку-табло. Она буксируется в нужное место и устанавливается на обочине. Яркие светодиодные строчки загораются от аккумулятора и сообщают едущим о переменах на дороге. Ясно, что новости отображаются на электронной панели практически мгновенно. Я как человек безлошадный многое, наверное, не заметил в американском дорожном своеобразии. А посему отсылаю читателя к интересной публикации «Дороги Америки», где он наверняка найдет для себя что-то ранее неведомое.


На заокеанских трассах, как и на многих городских магистралях, нет щитов наружной рекламы или располагаются они на приличном отдалении от сферы господства дорожных знаков. Это очень разумно, поскольку рекламный частокол чрезвычайно осложняет восприятие дорожной обстановки, ослабляя внимание водителя



Американцы строго блюдут правила парковки. Это неизмеримо дешевле, чем своевольничать, как это сплошь и рядом случается, например, в нашем отечестве. Водитель у нас совершенно искренне полагает, что одно из благ владения автомобилем заключается в удобстве подкатывания к потребному месту с точностью до сантиметра с последующей длительной стоянкой. Многие даже понятия не имеют, что во всех напичканных транспортом цивилизованных городах совершенно естественна ситуация, при которой владельцу авто частенько приходится парковать машину за полкилометра от нужного объекта. Что ж, таковы неудобства массового автовладения. Но, с другой стороны, водительское разгильдяйство это и проблема тех, кто по службе государевой обязан толком организовывать дорожные коммуникации. Не думаю при этом, что наш народ легко и сразу осознает пользу каких-то благих для себя новаций. Для этого понадобится, как минимум, 2-3 поколения крутящих баранку. Кстати, западный человек блюдёт правила вовсе не потому, что он от природы добросовестен и не потому, что власти денно и нощно пытаются ущучить его. Дело в том, что за долгие годы автомобилизации в цивилизованных мозгах прочно утвердился стереотип удобства автопилотного следования дорожным правилам. Если наш диковатый водитель, пустив побоку все предписания, каждый раз с выгодой для себя решает дорожную задачу (то есть действует «по понятиям»), то тамошний автовладелец предпочитает рулить «по закону». В результате автомобильная армада на трассе не виляет беспрерыно из ряда в ряд, не подрезает, не выскакивает невесть откуда и не устраивает друг другу реалити шоу «угадай манёвр». В итоге даже многочасовое движение становится комфортным и не выматывает нервы. Зато у пешеходов есть свои проблемы. В основном в маленьких городках и поселках. Там далеко не всегда есть тротуары, и если вы решили прогуляться на свежем воздухе, совсем неплохо предварительно изучить маршрут.


Копы как копы. Ну разве что экипированы круто и девицами слегка шокируют. Кстати, друзья, вы когда-нибудь видели на наших трассах гаишниц, да еще на таких улётных мотоциклах? Вот и я не видел. А в целом все, как у нас. К примеру, тот, который справа, полчаса прятался с локатором за чьим-то припаркованным джипером. Правда, зацапать в тот раз ему никого не удалось. Да он, наверняка, и не расстроился, ибо пополнять личный кошелёк подобным способом - последнее, что может посетить голову американского гайца. Репутация и материальные блага полицейской службы сильно перевешивают корысть. Но не спешите идеализировать заокеанского дорожного блюстителя. Эти ребята придумали гениальную вещь, по сравнению с которой левые штрафные поборы выглядят мелочным жлобством. Как мне рассказали, энное время назад местные власти, озаботившись безопасностью и спокойной работой дорожных ремонтников, приставили к ним специальные полицейские наряды. Отныне затевать любые штопания и разметки без копов стало невозможным, а опека сия вылилась в неплохой гешефт - 100 баксов. Нет, не в день, а в час охранного дежурства. Вот и спросите себя, зачем копам так уж париться, отлавливая не шибко злостных дорожных нарушителей? Ну разве что для демонстрации образцового усердия по службе.


Американские машинки прелестны. Если легковушки внешним своим видом, точнее брендами, не шибко отличаются от тех, что мельтешат на наших дорогах, то грузовики и всякий спецтранспорт задевают глаз чем-то доселе неведомым, непривычными формами, красками, никелем и неожиданным функционалом.


Мне показалось, что машины американской скорой помощи более удобны, чем наши. Это с точки зрения габаритов, то есть, комфортной работы медиков и оснащения их необходимой аппаратурой.


Доставка горючих смесей


Экземпляр из многочисленных моделей городских мусоровозов. Это из тех, что не пугают прохожих жуткой внешностью, навечно въевшейся грязью и несносными запахами.
"Это наша родина, сынок"

Не рискуя говорить «за всю» Россию, замечу, что в Самаре движущийся автотранспорт напоминает какой-то мутный грязевой поток. Во-первых, наши автопокупатели странным образом предпочитают черно-белую и серо-бурую цветовую гамму (что, к слову, справедливо и в отношении одежды). А во-вторых, и это главное, наш приволжский мегаполис живёт только в двух экологических средах. Это извечная всепроникающая пыль, которая с первыми каплями дождя или снега превращается в липкую повсеместную жижжу. Несущийся транспорт отчаянно разбрызгивает мерзопакостную субстанцию по всему окружающему, превращая город в какое-то мрачное грязевое убожество.
    Я отвлекся на эту филиппику с единственной целью, ничуть не злорадствуя, показать, как чисто, ярко, красочно и достойно может выглядеть любая местность, в которой муниципальные власти исправно исполняют свой долг. Прежде чем скоблить, скрести и мыть свои города и «деревни» они раз и навсегда покончили с источниками пыли и грязи, превращающими любую чистку в мартышкин труд. Во-первых, муниципалы стали закрывать открытый грунт специальной, очень похожей на опилки, смесью, иногда керамзитом, травой и прочими неведомыми мне укрепителями. И во-вторых, всякого рода газоны опустили ниже уровня дорожного полотна. При почти полном отсутствии уродов, паркующих свои колесницы на травке (что в наших палестинах чуть ли не норма) это дало яркий санитарно-гигиенический эффект. Тамошние водители, кстати, в отличие от наших, радуются ливням, которые не хуже автомоек очищают их машины, порой даже не оставляя дождевых налётов.
   Без ложки дегтя, однако, не бывает. Северо-восток страны - регион снежный, а бороться эффективно с заносами американцы так и не научились. Рассказывают, что бостонские коммунальщики просто вываливают на дороги тонны солевой смеси, а тамошние «ЖЭКовцы» капитально очищают тротуары и дворовые дорожки только к апрелю.


Вот так выглядит защитное покрытие газонов
"Есть такая профессия..."




Особая гордость Америки - её пожарные. И машины, и люди. Машины, переливаясь алой краской и сверкая никелем, притягивают взор и заставляют любоваться собою. А те, кто в них ездит это уже сами по себе герои. Американцы относятся к ним с величайшим почтением, примерно так, как мы в свое время относились к космонавтам. Разница в том, что сегодня имидж космонавта мало чем отличается от имиджа обычного лётчика, а вот огнеборцы по-прежнему носители высокого общественного престижа.
Чем знаменит Бостон


Бостон знаменит Кембриджем. Звучит несколько странновато, ибо Кембридж находится в Англии. Равно, как и знаменитый на весь мир одноименный университет. Это правда, но правда и то, что в самом начале XVII века на американском северо-востоке обосновались первые переселенцы-англичане. Они-то, не мудрствуя лукаво, и нарекли места своего обитания именами британских городов, коих теперь в США вагон и маленькая тележка.
   Американский Кембридж это фактически район Бостона, который отделён от него рекой Чарльз. В этот стотысячный городок можно легко добраться на метро, но дело не в расстояниях и административных делениях, а в том, что Кембридж является центром двух знаменитейших вузов мира - Гарвардского университета и Массачусетского технологического института.






Кебриджские улочки, ведущие к Гарвардскому университету. На заднем плане знаменитые ворота

Университет был основан в 1636 году и назван в честь английского миссионера и филантропа Джона Гарварда. Памятник Гарварду - место паломничества будущих и уже состоявшихся студентов. В их кругу, рассказывают, есть поверье, что если потереть носок туфли знаменитого филантропа, то можно с легкостью сдать экзамены. Именно поэтому носок выпирающей туфли отполирован до блеска.
   Гарвардский университет включает в себя 11 отдельных академических подразделений - 10 факультетов и Институт Перспективных Исследований Рэдклиффа с кампусами по всему Бостону. 85 гектаров основного корпуса университета находится в так называемом «Гарвардском дворе» в Кембридже. Бизнес-школы и спортивные объекты, в том числе Гарвардский стадион, расположены на реке Чарльз в Аллстоне, а объекты медицинского и стоматологического факультета находятся в Лонгвуде.


Ворота в Гарвардский двор. Студенты пользуются ими только дважды: В первый и последний день учебы. В остальное время для них открыты десятки других ворот и проходов. Главные - ни ни.


Наши студенты - народ благодарный. Ко дню окончания альма матер торжественно вручают ректоратам, деканатам и кафедрам памятные подарки - картины, кубки и прочее сувенирное богатство. Перепадает и преподам, пардон за каламбур.. А вот у американских студентов дары более фундаментальны. В память о своем выпуске бакалавры и магистры возводят ворота и устанавливают каменные скамьи, скамейки и скамеечки. Старейшие ворота Гарвардского двора перед вами, а образец типичной скамейки - чуть ниже.




Джон Гарвард. (Фото чужое. Автор неизвестен)


«Здесь был Вася». Был-то был, а вот пришлось-таки выстоять нехилую очередь, чтобы «сфоткаться» с Гарвардом.


Здание научного факультета. Чем выше твой этаж, тем ты круче.


В середине кампуса расположилась церковь, где мало того что исповедуют все основные религии, но еще и женятся. Минимальный срок бронирования даты свадьбы - десять (!) лет.


А вот это не церковь, а мемориальный зал Гарварда. Здание построено на пожертвования выпускников во время гражданской войны и должно было стать символом приверженности Бостона делу объединения Америки и движению за освобождение от рабства. Теперь это многофункциональное административное здание.


А здесь бывшие абитуриенты облачаются во все фирменное. Теперь они настоящие студенты Гарвардского университета!
Продолжение здесь

фотографии, нечто публицистическое, всякая всячина

Previous post Next post
Up