Fujifilm X20, или как фотографировать легко и непринужденно

Jul 24, 2013 15:17




Сразу оговорюсь, речь не о той легкости, которая следует из содидного опыта и профессионализма. Я о легкости в буквальном смысле. Это когда вместо тяжелого фоторюкзака за плечами, увесистой зеркалки на шее и громоздкого штатива под мышкой ты легко порхаешь с миниатюрной камерой и создаешь если не технические шедевры, то вполне себе приличные кадры, идеально подходящие для интернета, семейной летописи или раздачи друзьям, а может и бумажным журналам…


Двумя штрихами о громоздком и компактном



Сила наглядности в действии. Зайдите на сайт camerasize и сравните интересующие вас камеры на предмет габаритов. Сравнение по весу нарисовать сложнее, но о тяжести вам обязательно сообщат.

Тема, короче, не новая, но по-прежнему актуальная, а имя ей - «вторая камера продвинутого любителя». Это того, которому влом грузить себя  никак неокупаемыми килограммами (духовную отдачу пока оставим в стороне). Собственно, об этом я уже писал три года назад.  Сегодня эта нехитрая мысль так овладела умами, что даже искушенные фотографы  заговорили о глупости «таскания килограммового кирпича там, где качества зеркалки не требуется». Так, небезызвестный в фотографических кругах Дмитрий Новак (dmitry_novak) продал свою полноформатную пятерочку и купил беззеркалку Olympus OM-D E-M5. Насколько мне известно из ЖЖ, о сей покупке он нисколько не жалеет. Лично я, правда, к такому радикальному шагу еще не готов. Как ни крути, но большие матрицы зеркальных камер, вкупе с развитым парком оптики, дают во многом иную картинку. Оппоненты, правда, тычут пальцами в беззеркалки с APS-C и даже FF-сенсорами, но тут аргументы не шибко убедительны, поскольку большие матрицы требуют достаточно габаритной трансфокаторной оптики, а отсюда и приличный уже вес, и ощутимые размеры. Добавьте сюда совсем нехилые цены и спросите,  а в чем, собственно, резон отказа от старых, добрых зеркалок? Кстати, есть еще и эстетический, так сказать, аргумент. Гляньте, к примеру, на сониевское нексоидное семейство. Крохотное тельце камеры без видоискателя и здоровенная «дура» объектива. И выглядит как-то нескладно, и в карман не спрячешь. Ну, это на мой взгляд, конечно.

Fujifilm X20 как вариант выбора





Совсем другое дело новый Fujifilm с именем Х20. Вообще, вся «иксовая» серия уважаемого бренда ласкает глаз своим винтажным обликом, компактностью и особой тщательностью технического исполнения. Маркетинг здесь почти универсален - если молодое поколение выбирает ретро-стилистику по причине ее «прикольности», то старшие коллеги тянутся к винтажным фуджикам в силу своих ностальгических чувств.
    Надо, однако, заметить, что вся эта внешняя атрибутика не многого бы стоила без внутренних технических достоинств каждой из камер упомянутой серии. Впрочем, лично меня увлекла уже упомянутая модель Х20. Перебрав десятка два конкурирующих девайсов схожего класса, я без особых мук остановил свой выбор именно на этом «фуджике». Мне показалось, что создатели «двадцатки» нашли близкий к оптимальному баланс габаритов и качества картинки в сочетании  с высокой функциональностью и удобством управления.
    Не буду останавливаться на полной спецификации и подробном описании всех достоинств (равно как и всех слабых сторон) Х20. Это за меня с успехом сделали штатные рекламисты и многие независимые фотографы. Кстати, хотелось бы заметить, что в условиях перенасыщенности рынка, когда чуть ли не каждые полгода на прилавках появляется новая фотокамера, сам факт повышенного внимания профессиональных обозревателей к какой-то конкретной модели говорит о вероятной ее неординарности. Ну или о том, что последним со стороны фирмы поступило предложение, от которого они не смогли отказаться.

Чем же хорош этот новый «фуджик»?



Итак, некоторые отличительные и примечательные черты нового «фуджика». Почти все обозреватели на первое место ставят тот факт, что в Fujifilm X20 установлен совершенно новый сенсор, который раньше не наблюдался ни в одной камере. Это CMOS-матрица формата 2/3” с физическим размером 8,8х6,6 мм и разрешением 12 мегапикселей. Необычность ее в особом расположении пикселей различных цветов, которые образуют периодическую структуру и в которой повторяется массив из 36 точек, в то время как в обычных «байеровских» матрицах чередуется массив всего из 4 элементов. В этом последнем случае при съемке некоторых объектов, наподобие тканей, возникает муар. Для его удаления почти во всех камерах на матрицу ставится специальный низкочастотный фильтр, работающий через снижение резкости. Поскольку фуджиковская матрица X-Trans имеет иную структуру, она избавлена от проблемы муара, и снижающие резкость противомуарные фильтры на них просто не ставятся. Результат хорошо заметен - изображение с матрицы Х20 выглядит более резким и четким по сравнению с «зафильтрованными» аналогами. Некоторые знатоки даже утверждают, что оно вполне сопоставимо с картинкой кропнутых зеркалок. На мой взгляд, это, конечно, преувеличение, но, осторожно замечу, что не такое уж и большое. При некоторых условиях съемки и грамотной обработке разница форматов будет малозаметной даже для наметанного глаза. Конечно, если речь не идет о сверхувеличениях, значительных ISO и ощутимом кадрировании.. Кстати,  для «фуджика» ISO 800 являются рабочими безо всяких оговорок. Если вести речь об ординарных сетевых публикациях (вплоть до 1300 рх в длину), эту чувствительность можно запросто увеличить в два раза с сохранением вполне приемлемых качеств картинки.
    Еще одна «фишка» Fujifilm X20 заключается в особенностях автофокусировки. На матрице расположены датчики фазовой детекции, работающие в паре с обычной для компактов контрастной наводкой. В результате скорость автофокусировки у «двадцатого» фуджика составляет всего лишь 0,06 сек. Правда, говорить, что это инновация я бы не стал. Инженеры Фуджифильма испытали подобную технологию аж три года назад, и теперь ее используют другие корпорации. Но они были первыми.
Трудно обойти вниманием и такую важнейшую часть камеры, как объектив. В отличие от многих одноклассных камер он у «фуджика» светосильный. Это несменный 4-кратный оптический зум с эквивалентным фокусным расстоянием 28-112 мм и светосилой f/2-2,8. Объектив оснащен оптическим стабилизатором, который, судя по прошлой модели Х10 и по нынешним испытаниям, очень эффективен при съемке статичных сюжетов с рук.
    Еще о достоинствах новой камеры. Во-первых, это оптический видоискатель, который, кстати заметить, у абсолютного большинства компактов и многих беззеркалок попросту отсутствует. Это, однозначно, не есть хорошо, ибо ломает привычки традиционных фотографов и затрудняет съемку при ярком дневном освещении. Видоискатель в модели Х20 отличается от всех подобных устройств еще и тем, что в нем отображаются основные данные фотосъемки. Увы, остается непреодоленным главный минус всех оптических видоискателей - параллакс. При макросъемке он может заметно дезориентировать снимающего.
     И, наконец, другая примечательность Fujifilm X20 заключается в новом процессоре EXR II. В сравнении с прошлой моделью и многими конкурирующими устройствами он позволил избавиться от всякого рода подвисаний и торможений, чем значительно ускорил все процессы съемки и обработки изображений. Это благотворно сказалось на серийной съемке, возросшей до 12 кадров в секунду, а также на видеосъемке. Последняя у Х20 ведется с максимальным разрешением 1920х1080 и частотой до 60 кадров в секунду.

О спорном и бесспорном



Теперь о том, что в новой камере воспринимается неоднозначно. Лучшее враг хорошего. Маркетологи, одержимые страстью идти навстречу запросам потребителей (кстати, поди определи их адекватно!), впихивают в фотоаппараты все мыслимые и немыслимые фичи, фишки и мульки. Ну разве что с плеерами решили пока повременить. Казалось бы, такое участие в наших нуждах есть несомненное благо. Но это только на первый взгляд. Обилие всевозможных «крутилок» не просто утяжеляет навигаторы, но и оставляет открытым вопрос о самой их, крутилок, целесообразности. Мне, например, не шибко понятна идея распознавания лиц или, скажем, имитации цветовых особенностей некоторых популярных в прошлом пленок. Во-первых, аналоговые технологии стремительно исчезают и, соответственно, растет число фотолюбителей, для которых пленка вообще пустой звук. Знаком с одним молодым человеком, который толком даже не знает, как она физически выглядит. Думаю, что фуджифильмовские маркетологи в ближайшем будущем откажутся от непонятных народу «вельвий» и «провий» и просто перейдут к другой терминологии. А пленка… Увы, довольно скоро она останется лишь в памяти немногочисленных стариков и чудиков, свято верящих в превосходство аналога. Помните рафинированных меломанов с их «теплым, живым ламповым звуком»? Ну вот, здесь то же самое, только вместо музыки картинка с «тонкими и плавными тональными переходами. эффектом присутствия и неповторимым зерном».
   Среди множества забав в Х20 есть функция выделения желаемого цвета в режиме черно-белого снимка (Partial color);  есть также опция повышения контрастности и насыщенности цветов. У нас это именуется кислотными красками или цветом «вырви глаз», а у Фуджи - Pop color. Я совершенно скептически настроен по отношению к подобным фишкам. Необходимо четко понимать, что сколь-либо серьезное отношение к фотографии, требует хотя бы элементарного знакомства с графическими редакторами. Именно в них манипуляции с цветом обеспечиваются гораздо надежней, качественней и многообразней. Впрочем, это касается не только цветокоррекции. В Х20 есть имитатор виньетирования, эффектов известной оптической игрушки Lensbaby, а также софтфокуса, высокого и низкого ключа. Короче, раздолье тем, кому хочется «креатива», но влом париться со всякими там фотошопами. Более того, для шибко деловых и вечно спешащих в Х20 встроена поддержка карточек Eye-Fi (SD-карты памяти со встроенным передатчиком WiFi), с помощью которых камера связывается с компьютером, планшетом, смартфоном и т.п.
    Мне показалось, что более разумной  для серьезного фотографа выглядит опция расширения динамического диапазона статичного сюжета путем автоматического брекетинга и  склеивания нескольких кадров в один (что-то похожее на HDR). Этот режим может реально сократить время аналогичной постобработки в редакторе. То же самое можно сказать и о съемке панорам. Их «фуджик» сшивает довольно классно и с редким браком, который, надо признать, в основном связан с кривыми руками снимающего.

Без дёгтя - никак...



Ну и, наконец, о традиционных ложках дегтя.  Не знаю, что обнаружится в какой-нибудь поздней перспективе, но сегодня эти ложки, слава богу, не столовые, хотя и чайные способны на какое-то время вызвать раздражение. Немалочисленные уже владельцы «двадцатки» очень критично оценивают фуджиковский вариант RAW, представленный файлами RAF. Почти все в один голос твердят, что работа с ними в любом конвертере, включая фирменный фуджиевский продукт SILKYPIX Developer Studio Pro, настоящая головная боль. Ее можно было бы перетерпеть ради достойного результата, но он, увы, требует значительных трудозатрат. Это при том, что внутрикамерная конвертация в джипег совершается мгновенно и практически всегда с блестящим итогом. Насчет файлов jpeg могу подтвердить, что они у Х20 исключительно высокого качества с точнейшей цветопередачей и вменяемой насыщенностью даже при автоматическом ББ и прочих нейтральных установках. И это признают почти все без исключения. А что касается RAW, то лично я не стал бы абсолютизировать значимость тех или иных особенностей представления «сырых» данных, а вместе с ними и проблему «хороших», «адекватных» или «правильных» конвертеров. Это в значительной мере вопрос привычки, удобства и степени владения Photoshop' ом, который неизмеримо гибче и богаче любого конвертера (при том, что есть редкие вещи, которые в современных конвертерах сделать, конечно, проще и быстрее).
    Не очень продуманной показалась мне метода фуджиковской борьбы с шумами. Во-первых, обнаружилось крайняя агрессивность шумодава, в результате чего появилась возможность воочию созерцать отвратительный акварельный эффект. Во-вторых, шумодав оказался неотключаемым. Слава богу, компенсацией этого безобразия явился широкий диапазон регуляции эффекта. Практика показала, что есть веские резоны ставить шумодав в пассивную позицию -2,5 и больше никогда не заходить в данный пункт меню. Это очень близко к позиции отключения, и если возникла необходимость более активной работы с шумами, использовать возможности графического редактора. То же самое касается параметра резкости. Многие опытные любителя уводят его в минус, полагаясь на последующую редакторскую доработку.
    Пожалуй, никогда так остро отрицательно не реагировал я на второстепенные, казалось бы, проблемы камерных аксессуаров. Ну, купил аппарат и, если в комплектации не нашлось бленды или какого-нибудь там чехла, тут же, не отходя от кассы, приобрел бы отсутствующий, но нужный продукт - делов-то! Ага, щас!  Так, возможно, обстоят дела с любой камерой, но только не с Fujifilm X20. Тамошние подловатые маркетологи в стремлении увеличить барыши придумали нестандартную 40 мм резьбу под бленду и светофильтр, тогда как практически во всех фотомагазинах (включая крупнейшие зарубежные) упомянутые изделия имеют резьбу 40,5 мм. Ладно, хрен с ним, думает наивный покупатель, куплю фирменную бленду и фирменный защитный фильтр. Ну-ну, широко шагаешь, товарищ, штаны порвешь! Во-первых, днем с огнем этой брендовой мелочевки не сыщещь, тем более в провинциальном мегаполисе (и тем более нужного тебе серебристого цвета), а во-вторых, если и сыщешь, то по цене вполне себе неплохой мыльницы (!). А далее выяснится, что тупость уже обруганных выше маркетологов граничит и вовсе с какими-то мозговыми патологиями. Оказывается, внутри бленды есть некое переходное кольцо для вкручивания фильтров со стандартной уже резьбой 52 мм. Однако, поскольку бленда совсем не простая, а с боковыми прорезями (чтобы не препятствовать фокусировке), между передней линзой и фильтром образуется щель, в которую с успехом затягивается пыль и грязь. Вот такой «защитный» фильтр! Тут даже расхожее словечко «дурдом» покажется чрезмерно мягким.
    Примерно те же чувства может испытать какой-нибудь фотографический стиляга, решивший обзавестись фирменным кожаным футляром. Уверяю, ему будет очень трудно втолковать, что ценник на сей распрекрасный продукт не снят, по ошибке, с полтинника f/1,8.
Вообще-то любые аксессуары везде и во всем мире - штука очень даже недешевая. Ситуацию же усугубляют крайне жлобливые отечественные торговцы со своими неумеренными аппетитами. Но это уже отдельная тема и отвлекаться на нее мы здесь не будем. Тем более, что сообразительный и расчетливый наш народ уже не первый год как нашел паллиативное ибеевское решение - китайский производитель не спит!
    В завершение несколько нелестных слов в адрес составителей руководств пользователей, или, по-народному, мануалов. Кстати, это относится не только к фуджиевским «литераторам», но и к авторам многих других фирменных наставлений. Вообще-то, наш человек инструкций обычно не читает и обращается к оным, когда все иные варианты освоения или решения проблем исчерпаны. Те же немногие, кто прилежно следует официальным рекомендациям, черпают их, естественно, из руководств. Я не представляю себе реальной технологии их создания, но возникает впечатление, что все они писаны одним человеком - местами чрезмерно кратко, частенько бестолково и малопонятно. Чтобы не быть голословным, приведу пример с настройками меню в Х20, где, в частности, есть опции «тон светов» и «тон теней». Вот как они описаны: «выберите способ обработки светлых зон» и «выберите способ обработки теней». Все! Что это такое, для чего нужно, каковы варианты и последствия их отработки - молчок! На форумах эту тему пообсуждали и, ничего не добившись, бросили. Умиляет и другой момент, общий чуть ли не для всех мануалов - это страсть к сокращениям. Вот типичный образчик: «Расш. авторас. сцен»  - короче, сиди и гадай. Главное непонятно, зачем создавать сокращения при полупустых страницах мануалов - это же не интерфейс скупых, по определению, камерных меню.

Вместо вердикта



Обычно все тесты и обзоры завершаются краткими выводами и «приговорами». У меня, правда, не тест и даже не обзор, а заметки безлошадного человека, чертовски уставшего от фотосумок и рюкзаков и решившего раскрепостить себя с помощью неплохо работающей, легкой и стильной винтажной камеры. Последнее обстоятельство лично в моем выборе оказалось достаточно значимым. И, думаю, не только в моем - люди, снимавшие лейками (теми еще, трофейными), зоркими, федами, киевами, практиками и зенитами, не могут пройти мимо современного девайса с внешностью а ля ностальжи. На этом поле с «фуджиком» Х20 может конкурировать разве что «олик» OM-D E-M5. Но там уже совсем другой ценник.
    В фотографическом интернет-пространстве (да и в бумажных изданиях) Fujifilm X20 оказался в числе самых обозреваемых устройств. И если в знаменитый Dpreview он попал на тех же общих правах, что и любой другой фотоаппарат, то остальные издания обусловили свой выбор не только выгодами продвижения камеры, но и вполне реальными ее достоинствами. Кстати, тем, кто привык предварять свои покупки тщательным и всесторонним  изучением предмета, могу указать на некоторые ресурсы, содержащие не только изложение технических возможностей и ограничений «двадцатки», но и превеликое множество тестовых снимков.
    Итак, первая ссылка чрезвычайно полезна технодро аналитикам. Они получили возможность как интегрально, так и пофрагментно изучить специально сконструированную тестовую картинку, сфотографированную для сопоставления самыми разными камерами, в том числе и Х20
         Довольно объемный обзор, в основном за счет полусотни снимков, сделал изестный блогер, фотограф и тестировщик Антон  Мартынов (podakuni).   В обзоре есть ролик FullHD, снятый «двадцаткой».
Интересный материал о «фуджике» подготовили еще два сайта - prophotos.ru и onfoto.ru. Ну а те, кто снобистски убежден, что все стоящее публикуется исключительно за «бугром», могут почитать немецкий журнал «Ralfs FotoBude» или  англоязычный «TechRadar» Ну и поскольку продвижениие чужих публикаций в собственном блоге граничит, как бы это поделикатней сказать, с творческой импотенцией, предлагаю посмотреть и на мои картинки. Их пока не очень много, но долго ли умеючи? :)


Смотреть полноформатное изображение. Откроется в отдельной вкладке.. Здесь и далее  resize в Photoshop



Смотреть полноформатное изображение. Откроется в отдельной вкладке



Смотреть полноформатное изображение. Откроется в отдельной вкладке



Смотреть полноформатное изображение. Откроется в отдельной вкладке



Смотреть полноформатное изображение. Откроется в отдельной вкладке



Смотреть полноформатное изображение



Смотреть полноформатное изображение



Смотреть полноформатное изображение



Смотреть полноформатное изображение



Смотреть полноформатное изображение

На мой взгляд камера неплохо держит контровой свет



Смотреть полноформатное изображение



Смотреть полноформатное изображение

фототехника, фотографические заметки

Previous post Next post
Up