Коротенькая прогулка по Одессе. С несколькими картинками и старческим ворчанием

Oct 27, 2012 19:17




Вот так привычно начинался наш отпуск. Нет, это еще не «жемчужина у моря». Это Шереметьево. Скоро мы погрузимся в серебристый лайнер и через пару с небольшим часов окажемся в Одессе.
    Одессой принято восхищаться, и это, конечно, справедливо: город по-прежнему красив, он переполнен веселыми, дружелюбными, остроумными и общительными людьми. Правда, за многие годы ко всем одесским красотам я здорово попривык, но, с другой стороны, долгие перерывы между отпускными наездами не дали окончательно замылиться глазу. Я все чаще стал замечать не шибко благостные перемены в облике города, а в себе - какое-то занудное старческое ворчание. Впрочем, сейчас оно разбавлено сосредоточенностью на фотосъемке.

     Фотографировать в Одессе сколь-либо своеобычно очень даже непросто, собственно,  как и в любом туристическом центре мира. Всё уже миллионы раз «сфоткано» и растиражировано, даже если отбросить монбланы кадров, тупо нащелканных мыльницами и телефонами. Ну, в самом деле, жанры (ландшафты, «старая Одесса», дворики, кошки-собаки и прочая и прочая) давно освоены, ракурсы опробованы, закоулки исследованы. И что тут остается? Так называемая репортажка, точнее, то, что именуют стрит-фотографией. В ней, при колоссальном терпении, можно отловить много забавного и необычного (но для этого, между прочим, совсем не обязательно выбираться из насиженных мест). Есть еще режимный свет. Так фотографы именуют съемку в первые полчаса после восхода солнца и в последние полчаса до его захода. Таких снимков, из-за традиционной людской лени, относительно мало, чем и можно воспользоваться в честолюбивых творческих планах. А еще есть особые фотографические эффекты. Например, съемка в инфракрасном свете, где одним из первопроходцев засветился ваш покорный слуга. Но сейчас этот поезд отходит, набирая приличную скорость. И вовсе за горизонтом скрылась HDR фотография, в свое время вызвавшая «снос башки» у несметного полчища «фоткальщиков». Кстати, характерно, что настоящего успеха в ней достигли буквально считанные единицы. Все же чувство меры и вкуса - штука достаточно уникальная… Вот, собственно, и все, чем может довольствоваться фотограф, оказавшийся в чужих, но изъезженных  вдоль и поперек палестинах. Остальным надо в какие-нибудь тибетские или арктические дали вслед за долями, шатровыми и прочими крутейшими гуру. Что ни говори, а экзотика уже сама по себе дает весомый шанс привлечь публику. Разумеется, при должной технической подготовке и оснащении.
    М-да, я здорово отвлекся. Один из старых моих маршрутов - улица Гоголя и кусочек бульвара, названный именем Жванецкого. Оттуда, с Тещиного моста, открывается замечательный вид на Практическую гавань Морского порта.




К сожалению, панорамам с этой точки здорово вредит ярко-оранжевый пилон автоэстакады и многструнные его растяжки. Одесситы и все, кто здесь бывал знают о чем речь, ибо много раз сокрушались по поводу гигантской штуковины, мешающей фотографировать в выгодном ракурсе. Я рискнул пойти против «исторической правды» и всю эту «кислотную» конструкцию снес к чертям собачьим. Сия виртуальная операция в Photoshop'e стоила мне нескольких занудных часов, зато значительно облагородила ландшафт. Интересно, кому-нибудь еще приходила в голову подобное варварство?
    А вот и улица Гоголя. Говорят, что в Одессе она самая маленькая - протянулась всего на два квартала Свое литераторское имя она получила в 1902 году, а до этого была Надеждинской. Местные краеведы считают ее  самой красивой в архитектурном плане. Здесь и «Шахский дворец», и знаменитый «дом с атлантами» почетных граждан Фальц-Фейнов и множество других зданий, спроектированных знаменитыми зодчими. В мой объектив они не попали по причине глубокого и печального осознания невозможности конкурировать с фотолетописцами славного города. Но мимо легендарного дома №11, где некоторое время жил Гоголь, я пройти не мог. Хотелось удостовериться, что городские власти нашли-таки возможности привести в порядок знаменитое здание. Ага, щас! Вот, гляньте на это многолетнее позорище.



А ведь незалежные идеологи и по сей день поют свою любимую мантру о том, что  «Микола Гоголь був i залишаеться украiнським письменником». И вот так относиться к национальной гордости?



Если фактически заколочены мемориальные жилища, то что говорить об обычных парадных подъездах? И как тут не вспомнить профессора Преображенского:  «Почему убрали ковер с парадной лестницы? М-м? Что, Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? «Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд дома на Пречистенке нужно забить досками, а ходить кругом, вокруг, через черный вход? Кому это нужно?» Ну, нынешним чиновникам Маркс не авторитет (те, что помоложе, подозреваю, вообще не ведают, кто это такой), и им, точно, «это не нужно». В смысле ненужности поддерживать дома в приличном состоянии. Хотя, с другой стороны, это было бы явным поклепом на городские власти. В Одессе постоянно что-то восстанавливают, приводят в порядок, наводят марафет. Вот, кстати, наглядный  пример.



Это угол Гоголя и Сабанеева моста. Второе слева здание - картинная галерея графа Толстого, где нынче располагается Дом Ученых. Превосходная работа строителей-реставраторов, по-другому и не скажешь! Но, увы, как и везде на постсоветском пространстве, власти не ограничивают себя одной лишь заботой о благе народном - они много и откровенно воруют. Деловые люди тоже себе на уме и не горят желанием облагораживать собственность за свои кровные. И в самом деле, коли речь о «лице города», нехай он, город, и раскошеливается… За примерами можно не ходить, они везде. Недалеко вон Ланжероновская. Центр. Центрее не придумаешь. Прекрасная старинная улица, масса интересной архитектуры, Оперный театр на перекрестке с Ришельевской, шикарный отель «Моцарт», напротив престижная кофейня «Сальери», а рядом с ней… Смотрите сами. Вот этот жуткий кусок. И не один уже год!



Однако вернемся на Гоголя. В доме номер шесть длинный арочный проход. А ведет он в совершенно изумительный дворик.







Если вглядеться, за колонной с цветами виден колодец.  Он для сбора дождевой воды. Когда-то давно, уверяют знатоки, колодец служил своим хозяевам основным источником дефицитной влаги. Впрочем, с тех пор кардинальных изменений не приключилось. Водопровод, конечно, стал повсеместным, но воды в Одессе по-прежнему мало и ровно в полночь (а если повезет, чуть позже) оную напрочь, до утра, вырубают.



Вот еще одно украшение улицы - дом номер пять. Краеведы почему-то считают, что достроенный мансардный этаж на пользу ему не пошел, но мне так не кажется. Вполне себе симпатичный домик…
А еще мне понравилась какая-то удивительная тишина этой улицы, ее безмятежность, умиротворенность и спокойствие. Казалось, что только мы вдвоем нарушаем эту идилличность. Ну и кошки, конечно. В Одессе их по-особенному любят, уважают и нехило кормят, а те отвечают общительностью, непугливостью и вальяжностью.



Но каким же контрастом безлюдию и аристократической тишине совсем немногих одесских улиц смотрятся главные и неглавные городские магистрали. Это я о транспорте. Автомобили - краса и беда Одессы. Глаз радует  разноцветье и пестрота моделей. Очень много неприлично дорогих сверкающих машин, с которыми, однако, в немалых количествах соседствует уникальный, но все еще бегающий, автомобильный хлам. Если ко всей этой движущейся массе добавить изрядное число всевозможных мопедов, мотороллеров, скутеров и всяких прочих сигвеев (вы еще не видели таких штук с двумя колесами и рулевой палкой посередине?), то картина уличного движения становится воистину сумасшедшей. А еще большей сумасбродности ей придают одесские маршрутки. Они здесь совершенно особенные. Если собрать всех городских кошек и одновременно наступить им на хвост (пардон за живодерский пример), то их душераздирающий вопль покажется легким свистом по сравнению с визгом расстроенных тормозов почти всех этих маршруток. А еще в Одессе водители обожают давить на клаксон. По любому поводу и вовсе без повода, отчего затянувшееся на улице пребывание вызывает нервный тик.
    Нервические эмоции навещают даже крепеньких пешеходов, ибо машинами забито все доступное им пространство и даже тротуары. Это я о парковке. В Одессе под нею понимается то место, где одесситы оставляют свои машины. А оставляют они их на любом пятачке, включая тротуары и газоны. Когда я брожу по городу с фотокамерой мне всегда вспоминается «полезный» совет одного известного фотографа, предлагавшего творить урбанистические шедевры ранним утром, когда на улицах пустынно по причине отсутствия автомобилей. Это где пустынно-то, в Одессе? Ха-ха. Как говорят в этом городе, не смешите мои шнурки! Парковки, стоянки, гаражи…  Бред! Умные одесситы, сэкономив однажды на покупке недорогих комиссионных тачек, держат их там, где им удобно, а вовсе не там, где кем-то предписано.





Это и есть та самая штука по имени "сигвей".. Она недешева, и катаются на ней в основном не шибко юные мужики. Пока сигвеев в городе мало. Мне они виделись пару-тройку раз издалека, поэтому показываю не свою карточку. Стащена она у коллеги, обитающего по адресу http://ostrozub.com/2012/05/april-2012/, за что большое ему спасибо.
    И, в заключение, несколько совсем неворчливых штрихов. Можно тысячу раз прогуливаться по городу, в котором ты бывал тысячу раз, и не замечать самых, казалось бы, обыкновенных вещей. В этот раз меня буквально поразила акация, точнее цвет ее листьев. Обычно, к концу лета зелень темнеет и становится невзрачно-темной с какими-то пыльными оттенками. Но только не акация! Она и под самую осень изумляет своей весенней ярко-фисташковой зеленью. Её листья буквально светятся, когда смотришь на них сквозь солнце и становятся совершенно фантастическими рядом с привычным желто-красным убранством соседних деревьев.



Пару комплиментов в адрес одесских дизайнеров, включая будущих,  кто пока только учится и допускает, в своей искренней убежденности, легкие грамматические погрешности.



Давно хотел отметить стильный интерьер «французской» кондитерской  «BiZe» на Ланжероновской и необычную вывеску кофейного бутика «Illy» (это на Ришельевской, если не ошибаюсь).









Вообще в городе много всяких креативных штучек типа скамеек WiFi, хотя многое, пардон, стырено у зарубежных товарищей. Но тут уж никуда не деться - такова наша эсенговская творческая метода. Эх, опять стал ворчать…
    Вернусь-ка я лучше к кошкам. Люблю этих тварей, несмотря на шкодливую их натуру, на выходки, которые они учиняют в домашней своей сытой жизни. Впрочем, некоторые из них наслаждаются всеми прелестями вольного существования при полном, заметьте, разнообразном и сбалансированном питании. Места надо знать!



До новых встреч!

фотографии, фотографические заметки

Previous post Next post
Up