Надо избавляться от иллюзий и перестать быть слугами заблуждений.
Я об одной из собственных иллюзий, царивших в моей голове до недавнего времени. Иллюзии просто так из ничего не появляются, как правило, они навеяны определенным информационным потоком или фоном - это не суть важно, а важно то, что, став жертвами иллюзий, люди потом с течением времени ни за что не хотят с ними расставаться, цепляются за них всеми своими конечностями и зубами, то есть становятся их покорными слугами. Видя, как ослеплены и страдают этим другие люди, стоит посмотреть и на себя: не стал ли и ты слугой какого-нибудь заблуждения, пусть даже самого милого и пушистого, на первый взгляд.
Некоторое время назад начав знакомиться и изучать современный педагогический опыт европейских стран, я не могла не восхититься с какой добросовестностью и последовательностью они подходят к организации учебного процесса в школах, к созданию и реализации образовательно-воспитательных программ для детей и педагогов. Меня восхитили не столько хорошие условия труда европейских учителей, сколько демократические подходы внутри педагогического сообщества и школ. В чём это выражается? Например, в том, что к мнению рядового учителя прислушиваются, пусть не всегда и не во всём. У нас же рядовой учитель сродни половой тряпке, его мнения и предложения вообще никак не воспринимаются ни коллективом, полностью раболепным перед начальством, ни начальством, полностью формальным: на бумаге всего много и красиво, в жизни очень мало и совсем некрасиво.
В чём ещё выражается т.н. европейский демократический стиль в организации педагогической работы? В том, как общаются учителя между собой и со своими руководителями: всё вежливо - с обеих сторон, свободно и открыто: учителя спокойно обсуждают с завучами и директорами все проблемные вопросы. У нас же всё с точностью наоборот: все учителя, как один, стремятся показать перед начальством картину максимально возможного благоденствия и удовлетворения всем, даже тем, чего нет и в помине (все недовольства и жалобы под ковром, по курилкам и кухням). Если тот же молодой, ещё не опытный учитель идёт у нас за помощью к директору или завучу - пиши пропало, замордуют. Там же нет такого как у нас формализма и лицемерия, поэтому педагогу с неудобными вопросами, а тем более проблемами - всестороння поддержка. А была бы и у нас та самая поддержка и открытое общение участников школьного процесса - не стало бы ни жалоб, ни недовольств, ни сплетен, потому что трудности решались бы сообща, пусть не все сразу, пусть постепенно - это внушало бы оптимизм, это бы вдохновляло педагогов лучше работать, ценить учебное заведение, в котором они трудятся, с истинным уважением, а не с фальшивым заискиванием холопа относиться к руководству. Некоторое время назад это поняли и сейчас развивают во многих европейских школах, садиках и т.д. У нас же все всем и всегда показательно довольны: если и выходят учителя на митинг, пикет, то только с лозунгами о маленьких зарплатах, других вопиющих проблем и требований у наших учителей (за исключением одной-двух белых ворон) нет. У нас, как всегда, всё замечательно, только заплаты подкачали.
Этот европейский подход не мог не вызвать моего искреннего уважения. Но ещё большее уважение и желание подражать вызвали образовательно-воспитательные программы, создаваемые для того, чтобы приобщать детей к природе, развивать чувство любви и благодарности природе, общаться с животными, например, с собаками, которых с участием школьников готовят к жизни со слепыми людьми, или другими инвалидами, одинокими пенсионерами. И программы эти - это не кипы бумаги, пылящиеся в шкафах методистов и директоров школ! Это работающие программы, целый комплекс занятий и не только теоретических, но практических. Например, приобщение к здоровому питанию: занятия, на которых дети готовят, готовят много и вкусно, потом всё это съедают вместе с учителями и родителями. Или ведение школьного огорода, выращивание без химикатов, собственными руками овощей и фруктов, использование их для приготовления еды в школьных столовых. И всё это делают сами дети, и не одну грядочку - посадили и забыли - для галочки о внеклассной работе или для единственного в году урока «День Земли», и не для «показательных выступлений» перед заглядывающим иногда высоким начальством. Экскурсии, разнообразная внеклассная деятельность учащихся с педагогами, экологами, защитниками окружающей среды. Целые школьные коллективы (ученики, администрация школы и учителя) организуют проекты по экономии в школе бумаги, переработке бытового мусора, использовании вторичного сырья на уроках труда и изобразительного искусства, сбору дождевой воды и мн.др. Это не может не вызывать восхищения и радости за них, европейцев, и грусти, что у нас ничего такого и близко не делается. Вся социальная, воспитательная работа в наших школах (если она есть у кого-то вообще хоть в каком-то минимуме) настолько формальна и лицемерна, что вызывает отвращение и у школьников, и у учителей, формально отбывающих на классном часу лекцию о вреде курения по приказу начальства, а со звонком бегущих в подсобку-курилку (а дети знают, куда и зачем училки бегают - от них ведь воняет потом весь урок, как из пепельницы!). Такая работа является антивоспитанием, полным выхолащиванием юного человека.
Что ещё восхищает у них? Работа по развитию навыков общения и сотрудничества - этому уделяется очень много внимания (у нас - 0). Занятия ведутся так, чтобы дети постоянно общались не только с педагогом, но и с одноклассниками, учились слушать других, выражать свои мысли, работать в команде, помогать друг другу при выполнении тех или иных заданий (у нас это возбраняется).
В чём же ошибка, что же смущает автора данной статьи, почему не следует восхищаться этим опытом современной европейской педагогики? Потому что всё это не клеится с устройством европейского капиталистического общества. Капитализм - это весьма чёткая система, где есть богатые, которые управляют бедными, есть ресурсы и есть их собственники, распорядители и потребители в одном лице - бизнесмены и их корпорации, распоряжающиеся богатствами планеты. Да-да, и потребители в первую очередь именно они, а не простые люди, покупающие зубную пасту в супермаркете и пользующиеся электричеством в квартире. Потому что именно производители и коммерсанты, торгующие товарами и услугами, получают и потребляют основную долю прибыли от этого процесса. Покупатель в магазине по сравнению с ними - это таракашка, перебивающийся крошкой хлеба на барском пиру. Бедные, простые люди - априори подчинённые и обслуга богатых, даже если в школе они сидели за одной партой с будущим банкиром и вместе с ним делали стенгазету или поливали картошку на школьном огороде. И пусть он теперь хороший хозяин (для тех, кому посчастливилось у него работать), платит своим работникам вовремя хорошую зарплату, но откуда он берёт эти деньги? От финансовых спекуляций, операций и т.д., кому от этого плохо, кому он делает зло? Учебник по экономике гласит: в одном месте (у кого-то) прибывает, значит откуда-то (у кого-то) убывает - и это закон! Т.е. богатство одних - это намеренная и всегда узаконенная бедность других (и болезнь, и смерть, и преступления, чтобы добывать себе на еду, или на наркотики и алкоголь, чтобы не видеть своего униженного положения…). Кто-то прогорел на кредитах и стал бомжем, а у кого-то ворованные у государства или полученные от финансовых махинаций прикарманенные деньги на зарубежных счетах в оффшоре… Только и всего-то, никто ни в чём не виноват, система такая!
Сидит милая английская учительница и читает английским деткам притчу о добром самаритянине (которую они часто читают деткам, например, перед Рождеством), а в это время правительство этой европейской державы отдаёт приказ бомбить таких же учителей и детей какой-нибудь мусульманской или слишком социалистической страны, неугодной, отказывающейся подчиняться европейским державам. Вот в этом-то месте и не сходится. Не сходится с притчей о добре.
У себя они экономят и свою английскую и немецкую воду, и свои местные леса, и животных, в них живущих, а российские и тропические леса они отнюдь не жалеют - они вырубаются и используются европейскими промышленниками со страшной силой, безо всяких сантиментов и соблюдений экологических требований. И охотятся европейские туристы и бизнесмены тоже не в своих местных лесах (т.к. там охота на многих животным теперь запрещена, да и не осталось у них уже почти диких животных - ведь почти всех уже истребили, и волков, и лис, и ещё много кого). Зато теперь в Африке, и в той же России, можно очень много крови пустить всласть, и даже на исчезающие виды животных! Чужое не жалко! Если есть деньги, конечно! Любые прихоти за ваши денежки! И снова не сходится - не складывается картина сотрудничества и взаимопомощи, заботы о планете, об экологии, водных и лесных ресурсах, животных…
В школах детки учатся слушать друг друга и уважать противоположную точку зрения, а европейские (не говоря уж об американских) политики и бизнесмены никогда не прислушивались, и не собираются, к мнениям других стран и конкурентов по бизнесу и всегда подминали всех под себя - поэтому так богато и жили до нынешнего кризиса, да и при нём тоже, хоть и жалуются. Евроньюз показывает и рассказывает, как европейцы (не из бедных, конечно, а т.н. средний класс) раньше каждый месяц ездили за рубеж, а теперь в своих многокомнатных домах сидят и новые формы бизнеса осваивают, чтобы поправить своё финансовое состояние, бедные-несчастные. Закон капитализма: у кого капитал, тот и прав, тот и вправе, тот и сила, всё остальное - лишь средства богатеть у тебя под ногами. Социальная ответственность бизнеса и государства - подачка простому народу, чтобы не бунтовал и на работу выходил исправно. Никакие программы (ни школьные, ни взрослые, ни государственные, ни международные) по защите животных и лесов, по построению добрососедской и добросердечной жизни на Земле невозможно встроить в капиталистическую модель, по которой живёт западная цивилизация. Это как одной рукой кормить, а другой грабить и убивать. Значит, либо эти программы останутся милой и хитрой обманкой для наивных простаков и двуликих ушлых приспособленцев, либо европейцам придётся рано или поздно стать …коммунистами. Или есть другие варианты?
Таким образом, ты (это я обращаюсь к себе и другим педагогам, родителям) можешь восхищаться чьим-то трудом, стараниями и успехами, но не дай своему восхищению ослепить тебя так, что перестаёшь видеть дальше своего носа и видишь только свои педагогические или родительские бирюльки: «развивающие» программы, уроки, всякие там «мотивации», умные книжки про воспитание и т.п. А то, какое место всё это занимает в нашей реальной жизни, и какое место займёт в ней этот ребёнок «для которого у нас создаются все условия» и осваиваются многомиллиарные бюджеты?..
Зинна.