"Латвийская монета" возвращается в золоте как символ удачи и счастливого будущего, ведь именно из традиций прошлого ведет путь к великим свершениям. Монета так же выражает особое признание выдающемуся латвийскому скульптору Теодору Залькалну (до 1930 года Гринбергу), так как воплощает его, появившуюся ещё в 1922 году, идею о золотой 20 латовой монете, В фондах Латвийского Национального Исторического музея сохранилась гипсовая модель монеты которая содержит все значимые символы Латвии.
" Воплощенные Залькалном художественные образы матери относятся к классике латвийской скульптуры. Созданные во время Первой мировой войны ростовые скульптуры, моделью которым послужила некая беженка из Курземе, служат символом страданий народа, его духовной силы во времена трагических испытаний. Так же и та женщина что изображена с платком на аверсе монеты ассоциируется с матерью, ведь платок у латышей один из материнских атрибутов, так как при рождении детей муж дарил жене платок который женщина повязывала выходя на люди. С платком связаны поверья, о том как найти правильную дорогу если заблудиться (если вывернуть платок на изнанку и снова повязать его вокруг головы, то появится правильная дорога), про улучшение памяти, если завязать узлы на углах и исполнение желаний если такой узел завязать одновременно с падающей звездой… Много позитивных событий всегда связывается с образом матери. Мать Ведет нас в бесконечный жизненный путь сквозь смену поколений, из небытия в вечность.
Женское начало дает жизнь человеку, а так же семье и государству. Женское начало сочетает и связывает духовное и материальное начало в один общий клубок жизненных ценностей. Символ женского начала в Латвии, так же является и символом плодородия, Что на реверсе символизируют - каравай хлеба, яблоко, кружка молока и сосуд для скабпутры (блюдо латышской кухни - кислая каша). Рядом с женскими символами, находится и мужской символ, символ активной деятельности, символ решительности - нож.
Многообразный язык символов создает рассказ о самом значимом для Латвии, характерном, незабываемом, что было у страны и национальной валюты при их рождении, что есть и сейчас и будет свято хранится будущими поколениями.
Это легенда Банка Латвии, но что то подсказывает мне что Зеленохолмиков (Гринберг-Залькалн) был проще и такой философией не заморачивался. А вот гипсовая модель из Латвийского Национального Исторического музея по которой в 2008 году была воспроизведена монета: