К. Рудестам - Групповая психотерапия
. Ф. Перлз - Гештальт-семинары
. Я. Морено - Психодрама
. Книга К. Рудестама Групповая психотерапия рассматривает такие методы работы в группе, которые делают упор на приобретении непосредственного живого опыта, составляющего основу обучения и развития личности.
Книга задумана как пособие к курсам клинической психологии, социальной психологии и развития личности для студентов и аспирантов. Она может быть полезной для самообразования в области исследования малых групп и для проведения психотерапевтических консультаций, а также для практиков, которые хотят пополнить свои профессиональные знания и усовершенствовать методы работы. Книга может принести пользу всякому, кому интересно, что происходит, когда люди объединяются в малые группы с целью исследовать свои отношения с собой и другими. В книге рассматривается в основном история развития американской групповой психотерапии.
Дэвид Ризман окрестил целое поколение «толпой одиночек», подчеркнув тем самым, что даже в присутствии других человек может чувствовать себя отрезанным от них, изолированным, одиноким. Бюрократические лабиринты современного общества вызывают у людей ощущение замешательства, недоверия и бессилия. В таких случаях опыт пребывания в специально организованных группах может помочь в решении проблем, возникающих при межличностном взаимодействии. Группа оказывается микрокосмом или обществом в миниатюре, отражающим в себе весь внешний мир и придающим реалистичность искусственно создаваемым отношениям. В семье, на работе или в группах, которые формируются по интересам, на людей ежедневно действуют такие факторы, как давление партнеров, социальные влияния, конформизм. Эти факторы и выявляются в психо-коррекционных группах, что оказывает соответствующее влияние на взгляды и поведение личности. В конечном результате опыт, приобретаемый в специально созданной среде, обычно переносится на внешний мир.
Второе потенциальное преимущество группы состоит в возможности получить обратную связь и поддержку от других ее членов, имеющих сходные проблемы или опыт и способных благодаря этому оказать существенную помощь. В процессе происходящих в группе взаимодействий осознается ценность других людей и потребность в них. В группе отдельная личность чувствует себя принимающей других и принимаемой другими, доверяющей им и внушающей доверие, заботящейся и окруженной заботой, оказывающей помощь и получающей ее. Реакции, возникающие и прорабатываемые в контексте групповых взаимодействий, могут помочь в разрешении межличностных конфликтов вне группы. В дружественной и контролируемой обстановке можно усваивать новые навыки, экспериментировать с новыми стилями поведения и получать опыт «проверки реалий» на специально подобранной группе партнеров.
В-третьих, в группе можно быть не только участником событий, но и зрителем. Наблюдая со стороны за ходом групповых взаимодействий, можно идентифицировать себя с активными участниками и использовать результаты этих наблюдений при оценке собственных эмоций и поступков. Множество обратных связей создает отражение личности сразу во многих ракурсах, позволяющее ей оценить собственное поведение и установки.
В-четвертых, группа может способствовать личностному росту. В группе личность неизбежно ставится в положение, вынуждающее ее к самоисследованию и интроспекции. Часто люди знают, чего они хотят, но, чтобы заявить об этом во всеуслышание, им требуется участие и поддержка. Каждая попытка самораскрытия или самоизменения члена группы вызывает одобрительную реакцию со стороны других ее членов, и, соответственно, повышается самооценка личности.
Двумя основными параметрами, по которым можно классифицировать различные типы групп, являются:
1) степень, в какой руководитель группы сохраняет за собой доминирующую роль в организации группы и управлении ее работой
2) значение, которое придается эмоциональному стимулированию членов группы по сравнению со значением, придаваемым рациональному побуждению к работе в группе.
Группа должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить необходимое разнообразие взаимодействий, и достаточно компактной для того, чтобы каждый мог чувствовать себя ее неотъемлемой частью. Считается, что минимальное количество членов жизнеспособной группы - четыре человека.
В отличие от терапевтических групп, т.н. группы личностного развития несколько более многочисленны - они могут насчитывать в себе от восьми до пятнадцати человек. Для того чтобы каждый член такой группы имел возможность высказаться и получить обратную связь, требуются более продолжительные сеансы работы. При использовании некоторых подходов к работе с группами, их численность в крайних случаях может превышать полсотни человек.
Если функции группы состоят преимущественно в решении каких-либо проблем, главенствующее значение имеет задача, а не психическое самочувствие отдельных личностей. В терапевтической группе или группе личностного развития главным является душевный комфорт их участников. Целью участия в группах развития может быть переживание радости и самоудовлетворения.
Мы являемся социальными существами главным образом вследствие нашей принадлежности к группам родственников, друзей, знакомых, посторонних нам людей, с которыми мы постоянно взаимодействуем. Процессы, происходящие в социальных группах или семье как ячейке общества, в усиленной и концентрированной форме имеют место в группах, которые создаются искусственно. Оказываясь в группе, индивиды попадают в незнакомую ситуацию, руководитель же группы может им при этом помогать, а может и не помогать.
Инструментом распределения многочисленных ролей или способов группового поведения по нескольким основным измерениям остается факторный анализ. Есть теория, основанная на отчетах психических больных об их общении друг с другом, которая говорит, что существуют четыре способа поведения в ситуации межличностных взаимодействий и эти способы можно расположить по двум биполярным координатам. Одна из них имеет на полюсах полное доминирование и полное подчинение. Полюса другой представляют крайняя враждебность и сильнейшая приязнь.
Другая теория выделяет восемь основных типов ролей, распределенных по парам противоположностей: романтик - буквоед, невиновный - козел отпущения, ментор - ребенок, сектант - объединитель.
В каждой психокоррекционной группе устанавливаются свои эксплицитные и имплицитные нормы. Обычно стандартом становится поощрение проявлений эмоциональной открытости и душевного тепла. Нормы поведения должны соответствовать целям группы. В большинстве психокоррекционных имеет место высокий уровень самораскрытия, откровенность в конфликтах и выражении приязни, признание каждым своих собственных чувств. Соблюдение этих норм способствует установлению честных и откровенных отношений между членами группы. Стиль реализации этой обратной связи может быть разным: в некоторых группах принято за правило высказывать замечания в мягкой и позитивной форме, в других поддерживается установка на резкую конфронтацию. Кроме того, нормы могут меняться по мере развития группы.
Наибольшая готовность к принятию групповых норм проявляется в сплоченных и гармоничных группах. Курт Левин определил сплоченность как «тотальное поле сил, заставляющих участников оставаться в группе». Сплоченность является ключевым понятием разработанной Левином теории групповой динамики. В целом чем лучше группа отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях, тем она сплоченней. Чем сплоченней группа, тем жестче групповой контроль над взглядами и поступками ее членов, тем строже в ней соблюдаются групповые нормы и тем выше степень принятия индивидами групповых ценностных установок. В сплоченной группе создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, и у членов ее формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает эмоциональную привязанность участников и лояльное отношение к общим задачам, обеспечивает группе стабильность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах и способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой, несмотря на разнонаправленность индивидуальных целей.
Термин «руководитель» подразумевает, что в группе главным является кто-то один и что именно он наделен властью оказывать влияние на других. В частности, в терапевтических группах предполагается, что квалификация, подготовка и опыт руководителя намного выше, чем у остальных членов группы. Влияние назначенного руководителя в группе огромно. То, насколько крепко он держит бразды правления в своих руках, сильно варьируется от группы к группе, но редко бывает, чтобы руководитель отпустил их совсем. Стремясь добиться максимальной личной ответственности и автономии членов группы, руководитель как единственный профессионал среди них в то же время обязан гарантировать благополучие каждого. Во всех ролевых взаимоотношениях поведение руководителя сводится к взаимодействию с членами группы в том смысле, что оказываемое им влияние зависит от готовности или способности других воспринять это влияние.
Если даже группы формируются без специально назначенного руководителя, все равно в процессе развития группы в большинстве случаев появляется один или несколько лидеров. Кто именно возьмет на себя эту роль, зависит от имеющейся в группе потребности в ней, индивидуальных качеств потенциального лидера и восприятия группой степени его соответствия этой роли. Лидерами часто становятся наиболее активные участники занятий группы. Важными детерминантами способности члена группы оказаться у власти являются производимое им первое впечатление и его умение и готовность вносить в развитие группы свой личный вклад.
Каковы ролевые функции руководителя? В психокоррекционных группах для лидера наиболее обычны функции эксперта, катализатора, аранжировщика и образцового участника.
Самой традиционной функцией руководителя-терапевта можно считать роль постоянного эксперта при группе. Почти при любых происходящих в группе взаимодействиях и практически в любой момент ее существования у руководителя есть возможность прокомментировать один или несколько процессов, которые могут одновременно протекать на нескольких уровнях: на уровне отдельных или нескольких участников, а также на уровне группы в целом.
В качестве катализатора руководитель группы способствует развитию событий в ней самим фактом своего присутствия. Он побуждает группу к действиям и обращает ее внимание на текущие ощущения и заботы ее членов.
группой. Быть руководителем в группе развития личности или в терапевтической группе - значит быть отчасти художником, а отчасти ученым, соединять чувства и интуицию со знанием методов и концепций. Интуиция и ощущения могут быть хорошими источниками информации, но эта информация часто оказывается искаженной субъективностью. По мере развития самосознания руководителя, углубления его опыта и знаний о групповой и личностной динамике возрастает достоверность его интуитивных представлений. Помочь в проверке ощущений и предчувствий могут концептуальные системы, позволяющие увидеть в реально наблюдаемых разрозненных элементах поведения целостный смысл.
Групповая терапия является фактически «ситуацию социального воздействия». Три процесса, имеющих решающее значение для любой психокоррекционной группы:
податливость
идентификация
присвоение.
Во-первых, члены группы решаются подвергнуться воздействию со стороны руководителя и партнеров и принять участие в работе группы. Во-вторых, члены группы идентифицируют себя со своими партнерами и с руководителем. Идентификация происходит в результате старания участников поддерживать желательные отношения в группе. В-третьих, члены группы присваивают групповой опыт. Присвоение происходит через «корригирующий эмоциональный опыт», являющийся следствием работы над разрешением тех «эмоционально перенасыщенных» ситуаций, которые создаются группой.
Члены группы должны сами опробовать новые способы поведения (податливость), посмотреть на себя с точки зрения руководителя или партнеров (идентификация) и распространить возникшие в ходе терапевтического процесса инсайты на специфические ситуации реальной жизни (присвоение).
Можно выделить следующие основные психотерапевтических факторы, которые свойственны большинству групп:
1. Сплоченность. Выше этот фактор уже был охарактеризован как условие, способствующее достижению группой успеха.
2. Внушение надежды. Вера в возможность изменений сама по себе обладает терапевтическим действием.
3. Универсализация. Люди приходят в группу каждый со своими проблемами, но скоро осознают, что и у других есть такие же трудности, такое же ощуще ние собственной несостоятельности и отчужденности от других.
4. Альтруизм. Целительным действием обладает сознание того, что каждый в группе может быть нужен и полезен другим.
5. Предоставление информации. В некоторых группах находят применение прямые инструкции и советы.
6. Множественный перенос. Любое искаженное восприятие реалий и любое нарушение в области взаимоотношений с другими людьми, вызванные про изошедшими в прошлом событиями, особенно семейными, проявляются в группе, которая, согласно психодинамической теории, сама уподобляется семье. Эмоциональные привязанности члена группы к ее руководителю, к партнерам или к группе в целом подвергаются проверке и, при необходи мости, рациональной и реалистичной оценке.
7. Межличностное обучение. Группа создает почву для исследования положи тельных и отрицательных эмоциональных реакций, а также для анализа новых форм поведения. Члены группы могут открыто просить друг друга о помощи и поддержке и демонстрировать сколь угодно сильные аффекты, способствующие приобретению корригирующего эмоционального опыта.
8. Развитие навыков общения. Явно или неявно, но члены группы совершен ствуют свои навыки жизни в обществе. Для овладения навыками общения используются различные приемы, например ролевые игры и обратная связь.
9. Подражательное поведение. Умение себя вести отчасти приобретается в процессе наблюдения за другими. На начальном этапе возможно подража ние поведению руководителя или других особо популярных членов группы с целью получения одобрения. Постепенно участники начинают экспери ментировать со всеми имеющими место в группе моделями поведения.
10. Катарсис. Когда долгое время сдерживаемые чувства вины, враждебности и т. д. или «недопустимые» побуждения находят выход в группе, это прино сит чувство облегчения и освобождения. Но главная польза от катарсиса состоит в усилении сплоченности, которое происходит вследствие интен сивного взаимодействия членов группы друг с другом в обстановке безопасности и понимания.
Рудестам создал в книге свою собственную классификацию психокоррекионных групп, характерных для штатов прошлого века. Все такие группы он разделил на следующие категории:
1. Т-группы
2. Группы встреч
3. Гештальт-группы
4. Психодрама
5. Группы телесной терапии
6. Танцевальная терапия
7. Арт-терапия
8. Темоцентрированное взаимодействие
9. Трансактный анализ
10. Группы тренинга умений.
Для Т-групп характерно налиие понятия об обучающей лаборатории и об обучении тому, как учиться, а также принцип самопрезентации, принцип обратной связи и принцип «здесь и теперь». Руководитель или тренер традиционной Т-группы осуществляет недирективное руководство ею, так что участники делят с ним и между собой ответственность за ход дел в группе и за решение стоящих перед ней задач.
В группах встреч целью является достижение аутентичности во взаимоотношениях между людьми и развитие личности. Ключевыми элементами концептуального аппарата этого движения являются такие понятия, как самораскрытие и осознание себя (включая осознание тела), а также личная огветственность, внимание к чувствам и принцип «здесь и теперь».
Основу концептуального аппарата гештальт-терапии составляют такие понятия, как фигура и фон, осознание и принцип «здесь и теперь», а также - полярности, зрелость и защитные функции. Считается, что человек приводит в действие свои защитные функции (интроекция, проекция или ретрофлексия) для того, чтобы заблокировать осознание тех сторон своей личности, которые вызывают у него тревогу. В процессе гештальт-терапии используется множество методик, направленных на то, чтобы помочь клиенту осознать имеющийся у него потенциал, в котором он прежде не отдавал себе отчета, а также те стороны его личности, которые прежде были от него скрыты. Исходно гештальт-терапия в группах была, в сущности, работой с отдельными участниками, а группа только создавала условия для этой работы.
Психодрама - это первый способ работы с группами, который не является исключительно вербальным, поскольку по своей сути он близок к драматическому действию. Основными понятиями в психодраме являются ролевые игры, спонтанность, теле, катарсис и инсайт. В процессе работы в группах психодрамы у участников возникают эмоциональные переживания, ведущие к инсайту и изменениям в поведении. Участники в драматической форме представляют важные для них внутренние конфликты или проблемы в отношениях с другими.
Телесная психотерапия включает в себя множество разнообразных методов работы в группах. Все эти методы основываются на признании существования тесной связи между психическими и физиологическими процессами, в частности на признании того, что личностные характеристики проявляются в позах, жестах и движениях.
Арт-терапия и танцевальная терапия представляют собой специализированные методы работы в группах, требующие соответствующей подготовки. Оба эти метода возникли на основе психоанализа и в прошлом применялись главным образом как вспомогательные методы в сочетании с вербальной психотерапией. Они позволяют обходить проблемы, которые возникают при недостатке у клиентов вербальных навыков, и преодолевать психологическую защиту. В последние годы как теоретическая база этих методов, так и круг лиц, по отношению к которым они применяются, расширились настолько, что они стали полноценными методами работы в психокоррекционных группах, вносящими большой вклад в рост и развитие личности.
<...>
Гештальт-группы
Основателем гештальт-терапии считается немецкий психолог Фрица Перлз. На него сильное влияние оказал экзистенциализм, из которого в психологию проникло убеждение в том, что человек сам создает мир, в котором он живет, и должен сам отвечать за то, что в нем происходит.
Вместо того чтобы искать корни проблем своих клиентов в их прошлом, Перлз стал исследовать то, как люди приспосабливаются к своему настоящему и живут в нем. При новой направленности психотерапия перестала быть системой извлечения значимой информации из воспоминаний клиента. Перлз считал, что необходимая информация о клиенте содержится уже в том, каким образом он вступает во взаимодействие с психотерапевтом и препод носит себя при первой встрече.
Если экзистенциализм рассматривает то, как люди переживают свое существование, гештальт-психология исследует то, как они его воспринимают. Воспринимающий активно участвует в процессе восприятия, он сам организует отдельные события в структуру и наделяет их смыслом. Такой взгляд был реакцией на ранние теории восприятия, в которых психические процессы сводились к простой сумме составляющих их компонентов, а воспринимающий рассматривался как пассивный реципиент отдельных свойств объектов. Перлз распространил разработанную гештальт-психологией теорию восприятия на все функции личности. Он стал использовать концепт «фигура/фон» для описания эмоций и телесных ощущений.
Вильгельм Райх повлиял на понимание Перлзом сущности сопротивления. Сопротивление как психотерапевтический термин обозначает возникновение внутренних блоков при попытках изменения или понимания человеком самого себя. Сопротивление можно рассматривать как механизм защиты от стресса, с которым сопряжено развитие и изменение личности. Райх предположил, что сопротивление в конце концов трансформируется в «телесную броню», то есть в физиологическую защиту. Он считал, что сопротивление изменениям можно преодолеть посредством воздействия на тело. Перлз воспринял представление о том, что сопротивление выражается в невербальном поведении, или «языке тела», и при этом жесты, манеры, мимика и позы содержат информацию, о которой сам клиент, как правило, даже не подозревает.
Перлз выступал против того, чтобы давать поведению причинное объяснение, то есть исследовать его, задаваясь вопросом «почему?», а личность рассматривать как пассивную пешку, управляемую внешними силами. Вместо этого Перлз сосредоточился на взаимодействиях между активной личностью и средой и рассматривал поведение через призму вопросов «что?» и «как?». Перлз заимствовал упражнения и методики из арсенала психодрамы, биоэнергетики и телесной терапии Александера, адаптировав их к собственным теоретическим построениям.
Хотя гештальт-терапия считается методом индивидуальной психотерапии, наибольшее распространение получила ее групповая форма. Традиционные гештальт-группы отличаются от большинства других психокоррекционных групп. Если в группах встреч и в Т-группах вовлекаются в работу и побуждаются к взаимодействию все участники, то гештальт-терапия в ее наиболее чистых проявлениях, то есть у самого Перлза и его ближайших последователей, представляет собой соглашение между руководителем группы и одним из ее членов, который добровольно берет на себя роль пациента и располагается на «горячем стуле», рядом с терапевтом. Остальные члены группы наблюдают за лечебным процессом взаимодействия терапевта с клиентом, никак этот процесс не комментируя, но молчаливо выражая свою готовность к поддержке. Некоторые практикуемые в гештальт-терапии упражнения может выполнять вся группа, но чаще часть ее членов занимает позицию наблюдателей. Значение такой позиции состоит в том, что самоосознание личности может происходить при наблюдении за поведением других. Любой участник может идентифицировать себя с тем, кто сидит на «горячем стуле». Кроме того, когда у одного из участников происходящие в группе события вызывают особо сильные впечатления, цепная реакция интенсивных эмоций может захватить всех. Поэтому считается, что для изменения личности может быть достаточно одного лишь наблюдения.
В основе психотерапевтического подхода Перлза лежат пять ключевых теоретических понятий:
а) соотношение фигура/фон
б) осознание и сосредоточенность на настоящем
в) полярность
г) защитные функции
д) зрелость и ответственность
Люди организуют получаемую информацию таким образом, что ее наиболее значимые составляющие занимают в сознании центральное место, тогда как менее значимые отходят на задний план. Перлз использовал это представление при описании функционирования личности. Он предположил, что процессы, в ходе которых формируется и завершается фигура, представляющая, например, какую-либо потребность (в получении поддержки, выражении гнева и т. п.), периодически сменяют друг друга.
Важнейшим для гештальт-терапии является понятие соотношения между фигурой и фоном. Считается, что процессы саморегуляции организма основаны на постоянном формировании и завершении фигур, или гештальтов. Гештальт определяется как система или конфигурация, из которой нельзя ничего изъять, не разрушив ее при этом полностью. Гештальт всегда формируется в контексте поля или фона. Мы выбираем из поля то, что имеет для нас значение, то, что нам интересно, это и составляет гештальт. В психокоррекционной группе фигурой обычно считается чувство, которое нужно выразить. Фигурой может стать гнев, разочарование, радость, сексуальное влечение или любовь, и тогда другие аспекты существования отходят на задний план.
Способность формировать четкие гештальты и завершать их зависит от умения сознавать свое состояние в каждый конкретный момент. Осознание происходящего и сосредоточенность на настоящем являются ключевыми понятиями гештальт-психологии. Чтобы удовлетворять свои потребности, надо находиться в постоянном контакте со своим внутренним миром и миром внешним. Внутренняя зона сознаваемого опыта включает те процессы и события, которые происходят в теле.
руется. Кроме внутренних и внешних зон существуют еще и средние зоны, или зоны фантазий. Они включают мысли, фантазии, убеждения, установки и все, что поддается концептуализации и доступно рассудку. Невротичность является результатом склонности фокусировать внимание на средних зонах в ущерб внутренним и внешним. Эта склонность вступает в противоречие с естественным ходом процессов в организме. Понятно, что большая часть информации, которую мы получаем, осваивая культуру и жизнь в обществе, относится к средней зоне: мы учимся концептуализировать наши мысли, обосновывать личные убеждения, защищать наши отношения и выносить суждения об окружающих. Однако Перлз придерживался мнения, что основной причиной психопатологии как раз и является чрезмерная склонность фантазировать и интеллектуализировать при интерпретации того, что мы осознаем. Когда мы «уходим» в средние зоны, то интересуемся в первую очередь нашим прошлым и нашим будущим. Мы предаемся воспоминаниям, строим планы, сожалеем и надеемся. Мы не живем настоящим и, соответственно, не уделяем должного внимания происходящему во внутренних и внешних зонах. Саморегуляция организма всецело зависит от способности осознавать, отдавать себе отчет в происходящем в данный момент (present- centered awareness), от способности полностью погрузиться в «здесь и теперь».
Полярность - это единичный оценочный конструкт или континуум. Полюсами такого континуума могут быть, например, «плохое» и «хорошее». В соответствии с гештальт-теорией через полярности мы организуем свое восприятие внешнего мира. Перлз исходит из представления о том, что личность организована по тем же принципам. Каждый из нас испытывает противоположные чувства: мы и любим, и ненавидим своих родителей; мы чувствуем себя счастливыми и одновременно испытываем грусть по завершении важного дела, которому была посвящена значительная часть нашей жизни; мы благодарны тем, кто помог нам в решении наших проблем, и одновременно за что-то обижены на них. Важно понимать, что полярности не являются несовместимыми противоположностями, а могут выступать в качестве неразрывного единства при формировании гештальта и при его завершении. Принимая оба полюса, вместо того чтобы игнорировать тот из них, который нас не устраивает, мы лучше осознаем и себя, и свои потребности. Осознав не дифференцированные прежде аспекты своей личности, можно сформировать четкий гештальт, определить свои потребности и удовлетворить их.
Через отношение полярностей может быть описано и функционирование отдельно взятой личности. Личность рассматривается как целостное образование, состоящее из двух компонентов - эго (Я) и ид (Оно). Когда преобладают побуждения из области эго, человек способен отличать то, что присуще ему, от того, что присуще всему остальному. Таким образом устанавливаются границы эго, которые помогают индивиду сохранять свою уникальность, нетождественность с внешним миром. Когда преобладают побуждения из области ид, индивид находится в тесном контакте с окружением, границы эго становятся расплывчатыми, и у него может возникать чувство идентичности со всем миром. Функционирование личности в режиме ид обозначается как идентификация. Эти два дополняющие друг друга аспекта личности ответственны за формирование и завершение гештальтов. Эго выделяет фигуру из фона, а ид завершает гештальт, вследствие чего фигура сливается с общим полем.
Большинство проблем, с которыми нам приходится сталкиваться в жизни, можно представить как результат неадекватных взаимодействий эго с окружающим миром. На угрозу или стресс мы отвечаем самоотстранением, бегством, потерей чувствительности к боли. Эти реакции выполняют защитные функции, они искажают или прекращают контакт с угрожающей ситуацией. Мы притупляем свою способность к осознанию угрозы до тех пор, пока она не минует. Такие реакции помогают нам приспособиться к целому ряду ситуаций - например, при невозможности удовлетворить какую-либо потребность или при наличии конфликта между несколькими потребностями. Однако, если угрожающая ситуация сохраняется на протяжении длительного времени или если мы подвергаемся множеству опасностей одновременно, нам становится страшно совершать даже обычные действия без использования защиты. В результате мы начинаем использовать защитные механизмы даже тогда, когда реальной угрозы нет. При этом функции ид и эго нарушаются, а мы теряем контакт с миром и собственным телом.
В гештальт-терапии выделяют четыре основных защитных механизма, используемых при контакте эго с окружением:
1 слияние
2 ретрофлексия
3 интроекция
4 проекция
Если идентификация является нормальным аспектом функционирования ид, слияние - это невротический механизм избегания контакта. Слияние (confluence) имеет место в тех случаях, когда личность не ощущает границы между собой и другими. Слияние можно распознать по склонности к употреблению местоимения «мы» вместо «я» при описании индивидом собственного состояния или поведения. Члены группы, считающие, что другие чувствуют то же, что и они, проявляют таким образом склонность к слиянию. Обнаружив, что между людьми различия все-таки есть, они могут либо сами почувствовать себя отверженными, либо отвергнуть всех вокруг, будучи не в состоянии смириться с мыслью о существовании таких различий. Не имея четкого представления о границах своего «Я», такие люди доходят до того, что им оказывается непросто отличить собственные мысли, чувства и потребности от чужих. В результате они утрачивают способность устанавливать и прекращать контакты с другими.
Буквально ретрофлексия означает «резкий поворот на себя». При ретрофлексии устанавливаемая эго граница между личностью и окружением смещается ближе к центру личности, так что человек начинает относиться к самому себе так, как он сам относится к другим людям или объектам. Это происходит от того, что когда-то стремление индивида удовлетворить свои потребности встретило сильное противодействие. Вместо того чтобы и впредь направлять свою энергию вовне с целью изменить окружение, индивид обращает ее на себя. Таким образом первоначальный конфликт с окружением переносится внутрь.
Лингвистически ретрофлексия выражается в употреблении возвратных местоимений. Ретрофлексирующий индивид говорит: «Я должен СЕБЯ контролировать», «Я должен заставить СЕБЯ выполнить эту работу», «Мне стыдно за СЕБЯ». При этом между Я-субъектом и Я-объектом действия проводится четкое различие.
Интроекция - это восприятие чужих убеждений и установок без критики, без попыток привести их в соответствие со своими. Соответственно, интроекты - это чужие убеждения, установки, мысли и чувства, которые были приняты без анализа, переструктурирования и поэтому не стали частью личности. В результате интроекции граница между «Я» и внешним миром смещается глубоко внутрь личности, и поэтому возможности для саморазвития оказываются ограниченными. Кроме того, интроекция приводит к тому, что энергия индивида уходит на попытки примирить концепции, которые не только чужды ему самому, но и несовместимы между собой, так что он буквально разрывается между ними на части.
Наиболее ранние интроекты внедряются в личность человека его родителями. Интроекты без всякого разбора и выяснения их ценности отправляются на хранение в бессознательное. Со временем отличать интроекты от собственных убеждений становится все труднее.
Проекция противоположна интроекции. При склонности к интроекции личность принимает в себя аспекты своего окружения, а при склонности к проекции человек переносит на окружение ответственность за то, что имеет причину в нем самом. Примером действия механизмов проекции могут быть постоянные жалобы на всеобщую холодность и черствость. В таком случае человек, вместо того чтобы отнести имеющееся чувство отчужденности к самому себе, воспринимает его так, как будто оно направлено на него из внешнего мира.
В гештальт-терапии оптимальное состояние личности называется зрелостью. Чтобы достичь зрелости, индивид должен преодолеть свою потребность в получении поддержки со стороны окружающих и найти новые источники поддержки в самом себе. Это до некоторой степени похоже на уход молодого человека из родительского дома, когда он лишается финансовой поддержки родителей и самостоятельно ищет источники существования. В гештальт-психологии рассматривается не финансовая, а эмоциональная зрелость.
Перлз полагал, что взрослый человек для достижения зрелости и выработки ответственного отношения к самому себе должен как бы слущить со своей личности все неврозы, слой за слоем, словно кожуру с луковицы. Первый слой Перлз называл клише. На этом уровне мы действуем стереотипно и неаутентично. Под этим слоем лежит следующий, искусственный. На уровне этого слоя в поведении преобладает лицемерие, межличностные отношения поверхностны, а истинные чувства скрываются притворством. Это как раз то состояние, когда человек манипулирует другими, чтобы получить поддержку, которая, как он считает, ему требуется. Под искусственным слоем лежит тупиковый. На этом уровне поддержки со стороны уже нет, а своих возможностей еще недостаточно. Мы стремимся избегать этого уровня так же, как стремимся избегать любой боли. Переживание тупиковой ситуации включает чувства растерянности, безысходности, тщетности любых усилий. Под тупиковым находится уровень «внутреннего взрыва» - имплозивный слой, или слой смерти.
Доходя до этого слоя, мы вступаем в соприкосновение со своим истинным «Я», с тем, что было похоронено под различными защитами. Перлз утверждает, что контакт с имплозивным слоем влечет за собой «внешний взрыв» - эксплозивный переход к аутентичности.
Задача гештальт-терапии состоит в том, чтобы стимулировать протекание процессов, естественных для каждого члена психокоррекционной группы. Долговременная цель группы заключается в достижении каждым ее участником зрелости посредством отказа от непродуктивных форм поведения и перехода к новым.
Функции, выполняемые гештальт-группами, можно разделить на 5 категорий:
1. Группа может служить средством психологической поддержки участников.
2. Группа может создавать условия для осознания участниками переживае мого ими «здесь и теперь» опыта.
3. Группа может служить основой для получения участниками опыта в рамках принципа «здесь и теперь».
4. Группа может выступать как активный соучастник индивидуальной работы каждого члена группы, вносящий в нее элемент драматизации.
5. Группа и происходящие в ней взаимодействия как динамичный и не изменно актуальный процесс.
Характерные для гештальт-групп процедуры можно, в соответствии с их функциями, разделить на шесть категорий. Эти процедуры применяют для:
1) развития способности осознания
2) интеграции полярностей
3) облегчения доступа к чувствам
4) работы с фантазиями
5) развития чувства ответственности
6) преодоления сопротивления.
Процедуры гештальт-терапии чрезвычайно действенны. Они позволяют участникам в кратчайшие сроки выявить удивительные, а порой даже пугающие особенности своего «Я». Соответственно, руководитель группы должен обладать достаточным опытом, чтобы справляться со сложными ситуациями. Это требование имеет отношение ко всем формам групповой работы, но особенно важно помнить о нем при использовании гештальт-методов. Руководителю гештальт-группы необходимо соблюдать баланс между конфронтацией, фрустрацией и поддержкой.
... //iakovlev.org/blogs.html?p=101