ПРОГНОЗ 2016-Россия продолжит поиски дна на фоне роста рисков

Dec 31, 2015 00:25






МОСКВА (Рейтер) - Российская экономика, проходящая испытание на прочность низкими ценами на нефть, войной на Украине, операцией в Сирии и обменом санкций с США, ЕС и новым врагом Турцией, в следующем году продолжит движение по наклонной вниз в сопровождении спада производства, инвестиционного кризиса, падения уровня жизни и доходов населения.

Возрастающие геополитические риски, неопределенность с ценами на нефть и вероятность непродуманных действий властей в ответ на экономические проблемы будут основными вызовами 2016 года, говорят аналитики и эксперты.
Они ждут, что правительство будет и дальше заниматься затыканием дыр в отсутствие единой экономической политики и неготовности к переменам накануне выборов, а за кризис заплатят бизнес и население, которые могут столкнуться с дальнейшим ростом нагрузки и ограничений.

"Я не вижу выученных уроков кризиса 2009 года. Мы как двоечники второй раз не выучили урок и получаем теми же граблями по лбу", - сказал главный экономист ПФ Капитал Евгений Надоршин.

"Режим ручного управления дает о себе знать. Ограничено количество рук, которые могут принимать решение, и они заняты сейчас. Одна приличная часть отвлечена на цели, вообще никак не связанные с экономикой. Другая - занята текучкой, тушением пожаров. Нет готовности и времени даже задуматься об экономической стратегии. Есть набор индивидуальных решений: этот прибежал - ему это надо, другой прибежал - ему то надо".

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ

Весь год чиновники разных мастей пытались нащупать дно падения российской экономики. Но не смогли - с октября экономика возобновила снижение, несмотря на успокоительные речи руководства страны о том, что худшее позади. А в ноябре тенденция усилилась.

"Последний квартал года перечеркнул наметившиеся в третьем квартале хрупкие позитивные движения в экономике. Можно отметить усиление рисков более глубокого спада", - приводятся в отчете ВЭБа слова главного экономиста Андрея Клепача, в недавнем прошлом замглавы Минэка.

Ноябрьские данные не учитывают возобновившийся в декабре спад цен на нефть и усиление геополитической напряженности.

"Эти факторы во многом говорят в пользу устойчивости негативной тенденции и заставляют пересматривать прогнозы на следующий год в сторону понижения", - отмечает Клепач.

Основной сценарий Минэкономразвития предполагает среднегодовую цену на нефть в 2016 году $50 за баррель и небольшой рост ВВП на 0,7 процента. Консервативный сценарий ведомства основан на цене $40 и означает продолжение рецессии - падение ВВП на 1,0 процент.

Центробанк менее оптимистичен - базовый сценарий ЦБ исходит также из цены $50 за баррель в 2016 году, но предусматривает падение экономики на 0,5-1,0 процента. В стрессовый прогноз заложена среднегодовая цена на нефть $35 за баррель и предполагает снижение ВВП на 2-3 процента. Глава Банка России Эльвира Набиуллина в середине декабря признавала, что вероятность последнего сценария возросла.

ЕСЛИ НАСТУПИТ ЗАВТРА

Оценки аналитиков ближе к ЦБ - они прогнозируют второй год рецессии - падение от 0,5 до 2,5 процента в зависимости от цены на нефть по сравнению с ожидающимися 3,8 процента по итогам 2015 года. Промышленность, инвестиции, реальные доходы населения, а вместе с ними и потребительский спрос продолжат падать, хотя и меньшими темпами, чем в 2015 году.

Дмитрий Полевой из ING ждет, что при значительных рисках сохранения нефти на уровне $30-35 за баррель среднегодовой курс рубля в 2016 году будет на уровне 80-85 рублей за $1, инфляция ускорится до 10 процентов и более, а ЦБ будет вынужден держать или даже повышать ставку.

Приближение выборов в Госдуму и ограниченность ресурсов для бюджетной подпитки вынудит власть реагировать, и то, какой будет эта реакция, определит вектор дальнейшего развития, считает Полевой.

"Либо продолжится курс на дальнейшее огосударствление экономики с элементами мобилизационной модели, либо мы все-таки получим новый импульс в сторону либерализации или, как минимум, пересмотра ряда решений последних лет", - сказал он.

Наталья Акиндинова из Центра развития Высшей школы экономики прогнозирует минимум два-три года отрицательных темпов роста или в лучшем случае стагнации при условии отсутствия новых потрясений и ждет дальнейшего ухудшения положения граждан и бизнеса из-за недальновидной политики властей.

"Риски в том, что мы по-прежнему будем реагировать на политические вызовы непросчитанными ударами по российской экономике. В какой-то момент это может затронуть жизненно важные позиции", - сказала она.

Кроме того, есть большая вероятность, что в условиях ухудшения общей экономической ситуации и нехватки ресурсов власти будут принимать новые решения, увеличивающие издержки ведения бизнеса, аналогичные введению платы с грузовиков или торговых сборов, отмечает Акиндинова.

Акиндинова и Полевой ждут, что общий уровень разочарования населения из-за ухудшения качества жизни постепенно будет нарастать.

БЮДЖЕТНЫЕ РИСКИ

Возможностей для решения бюджетных проблем через ослабление национальной валюты будет немного, учитывая, что положительный эффект слабого рубля для поддержания нефтяных доходов рискует быть нивелирован негативными эффектами на инфляцию, реальные доходы, внутренний спрос и, как следствие, более глубокое падение ВВП и ненефтяных доходов казны вкупе с ухудшением потребительской и деловой уверенности, отмечает Полевой.

Минфин в следующем году продолжит тратить Резервный фонд на латание дыры в казне, израсходовав еще 2,1 триллиона рублей вдобавок к 2,6 триллиона по итогам 2015 года. Таким образом, по расчетам Минфина, к концу следующего года подушка безопасности похудеет до 1,0 триллиона рублей.

Однако бюджет посчитан из $50 за баррель, и в случае, если цены на нефть останутся на текущем уровне, правительству придется выбирать между секвестром и окончательным проеданием резервов, либо искать дополнительные источники доходов.

Проблем добавляет ситуация с Внешэкономбанком, которому требуется докапитализация на 1,2 триллиона рублей, что может привести к росту дефицита бюджета до 4,5-4,7 с запланированных 3,0 процентов ВВП.

В бюджете, скорее, среднесрочные риски, в краткосрочном плане идет медленное сползание, считает Акиндинова - "финансовые власти сохраняют трезвую голову и рубят хвост котенку по частям".

Наталия Орлова из Альфа-банка считает, что власти в следующем году не смогут удержаться от соблазна предвыборных подарков электорату, имея в виду дополнительную индексацию пенсий и зарплат, несмотря на решение их ограничить.

"Из-за приближения парламентских и президентских выборов... уже с середины будущего года расходный цикл, скорее всего, ускорится", - говорит Орлова.

К проблемам федерального бюджета могут добавиться сложности с исполнением региональных бюджетов, предупреждает Полевой.

НЕ ДО РЕФОРМ

В начале года во время экономического форума в швейцарском Давосе первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил, что консолидация общества вокруг президента на фоне трений с Западом и низкие цены на нефть дают властям карт-бланш на откладываемые годами реформы.

Однако обещанные преобразования так и не начались и даже не были объявлены - власти предпочли реформам затыкание дыр и поиск резервов: утвердили антикризисный план на 2,3 триллиона рублей, продолжили третий год подряд конфискацию пенсионных накоплений, изъяли дополнительную прибыль у нефтяников.

"Во власти есть слой людей, который готов начать проводить реформы практически с завтрашнего утра, но тем не менее общий вектор, скорее, на ужесточение, укрепление существующих порядков, попытка сохранить управляемость и в рамках существующих правил игры собрать, централизовать как можно больше средств. Все то же затыкание дыр, но в рамках существующей конструкции", - считает Акиндинова.

Председатель совета директоров МДМ банка Олег Вьюгин отмечает, что краткосрочными мерами ситуацию не исправить - нужна единая стратегия хотя бы на пять лет вперед. Сейчас же такое понимание у правительства отсутствует полностью, а руководство страны продолжает кормить бизнес обещаниями "свободы".

"На встрече с представителями бизнеса (на прошлой неделе) президент сказал, что мы будем развивать свободу предпринимательства. Замечательно! Но мы это слышим уже давно и понимаем, где эта свобода блокируется, в каких местах. Поэтому желательно услышать что-то более глубинное, понять, за какую доминошку потянуть, чтобы вся пирамида начала двигаться", - сказал Вьюгин.

"У России есть абстрактная концепция глобальной державы и роли в мире. А вот экономической концепции нет. А без экономической концепции нельзя выработать успешную последовательную политику".

В следующем году, по мнению Вьюгина, Россия встанет перед развилкой - либо власти вспомнят об экономике, либо победит приоритет политических интересов:

"После того, как страна пойдет по одной из этих двух вилок, возврата назад не будет довольно длительный период времени".

Акиндинова допускает, что в следующем году правительство ради экономии может продвинуться в решении вопросов социальной поддержки граждан и переходе на адресность и пенсионной системы:

"Главная цель - не то чтобы система лучше работала, а чтобы меньше тратить, больше получать. Чисто фискальный вектор".

НОВАЯ НОРМАЛЬНОСТЬ

Нынешний кризис не похож на предыдущие - 1998 и 2008-2009 годов, когда после резкого спада следовал столь же быстрый рост, говорят аналитики, банкиры и чиновники.

"В прежние кризисы мы всегда видели одну и ту же картину - провал, дешевые активы, девальвация валюты и после этого приток инвестиций и восстановление. Сейчас совершенно новый феномен. Стоимость российских активов резко упала, а инвесторов не появилось серьезных. Это в первый раз такая совершенно иная по качеству картина", - отмечает Вьюгин.

Надоршин не видит условий для роста экономики внутри страны.

"Старт восстановления мог бы произойти либо через повышение эффективности - болезненную оптимизацию, сокращение количества неэффективных работников, высвобождение прибыли и направление ее на модернизацию, либо через капитальные вложения в создание новых мощностей. Но у нас нет длинных денег в экономике, а оптимизация не идет. Как мы будем расти?"

Акиндинова говорит, что структура экономики с опорой на сырьевой сектор сохранится, так как условий для замещения другими секторами нет.

Однако рассчитывать на восстановление нефтяных цен не стоит, предупреждает Вьюгин, добавляя, что дно падения котировок еще не пройдено.

"Мы перешли на новый уровень цен, более низкий, и перспективы его возвращения к уровню, который был в предыдущие годы, пока отсутствуют полностью. Это нужно принять как факт".

Руководство страны, похоже, пока не хочет в это верить.

"Испугалась ли власть нынешних низких цен на нефть? Нет, они верят, что произойдет отскок. Почему - непонятно. Не будут ничего делать, пока цены не продержатся на таких уровнях какой-то продолжительный период", - сказал глава одной крупной бизнес-структуры.

(При участии Владимира Абрамова, редактор Антон Зверев)

© Thomson Reuters 2015 All rights reserved.
Следующая статья: СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ-Как российский госфонд помогает бизнесу зятя Путина

________________________________________________________________

ПРОГНОЗ 2016-Предвыборный год не позволит ЦБР быстро снижать ставку




МОСКВА (Рейтер) - Банк России сумел за полгода нормализовать монетарную политику, удержав экономику от более глубокого спада, но аналитики не ожидают от регулятора такой же активности в снижении ставок в 2016 году, когда рисковый сценарий с дешевой нефтью может стать базовым и страна вступит в новый предвыборный цикл.

Большинство аналитиков, опрошенных Рейтер, назвали ключевым решением ЦБР в уходящем году быстрое снижение ставки, опережающее темпы инфляции: она была снижена до 11 процентов уже по итогам июля, тогда как уровень инфляции в это время был 15,6 процента.

"Если брать только 2015 год, то решения о достаточно быстрой нормализации ставок и расширении объёмов предоставляемого валютного рефинансирования, принятые в январе", - выделил основное в политике ЦБР Олег Кузьмин из Ренессанс Капитала.

После шокирующего повышения ключевой ставки до 17 процентов годовых в кризисном декабре 2014 года ЦБР с января последовательно снижал ставку на пяти заседаниях, а в сентябре объявил о приостановке цикла смягчения политики, ухудшив прогнозы.

"ЦБ проявил удивительную стойкость, приостановив снижение ставки... тогда, когда масштаб экономического спада уже стал достигать тревожных уровней. Ранее, в такой же ситуации, ЦБ несмотря на инфляционные риски, скорее, отдал бы предпочтение монетарному смягчению. Впоследствии, это привело бы к еще большей инфляции, чем 13 процентов, поскольку усилило бы проинфляционный эффект от других рисков (падение рубля, санкции против Турции, повышение ставки в США)", - говорит Мария Помельникова из Райффайзенбанка.

Решение ЦБР придерживаться достаточно жесткой денежно-кредитной политики начиная с сентября позволило стабилизировать курс рубля и избежать повышения волатильности на рынках, несмотря на значительное снижение нефтяных цен, согласен Владимир Тихомиров из БКС.

Дешевая нефть не помешала России пройти пик инфляции в феврале-марте 2015 года и дно экономического спада во втором квартале, заставив экспертов заговорить о гибкости экономики и способности быстро адаптироваться к изменившимся условиям.

"Ни о каком прохождении дна экономического спада во втором квартале речи бы не шло, если бы регулятор удерживал ставку на уровне конца 2014 года продолжительное время", - говорит Ольга Лапшина из банка Санкт-Петербург.

Кроме процентной политики, аналитики оценили решение ЦБР начать накопление резервов до $500 миллиардов и последующую готовность оперативно корректировать планы покупок валюты.

"Я бы отметил решение о начале интервенций на валютном рынке для сдерживания чрезмерного укрепления рубля летом. В остальном я уверен, что ключевые решения ещё впереди", - сказал Алексей Погорелов из Credit Suisse.

ОЖИДАНИЯ-2016

Основной целью денежно-кредитной политики в 2016 году останется снижение инфляции, однако её достижимость и возможности дальнейшего смягчения политики будут, главным образом, зависеть от развития макроэкономической ситуации.

"Мы полагаем, что ключевая ставка может быть снижена до 9,5-10,0 процента на конец апреля 2016 года; при последующем росте цен на нефть до $50-60 за баррель смягчение может быть продолжено и ставка может быть снижена до 7-8 процентов на конец 2016 года. Если цены на нефть останутся на низких уровнях, возможности для снижения ставок после апреля будут невелики", - сказал Кузьмин.

Основные трудности для Банка России, по мнению экспертов, могут быть связаны с сохранением цен на нефть на уровнях $30-40 за баррель в течение длительного времени и последствиями подстройки экономики к этим условиям, в чем-то повторяющими сценарий 2015 года.

"В сложившейся ситуации практически единственное, что остается регулятору - это ждать ослабления внешнего давления для того, чтобы продолжить цикл понижения ставки", - говорит Лапшина.

ЦБР уже повысил вероятность реализации рискового сценария с нефтью по $35 за баррель, в который заложена более жесткая денежно-кредитная политика.

"Вполне возможен сценарий, при котором динамика ВВП останется слабой, цена на нефть - низкой, но инфляция не отреагирует резким снижением, поскольку инфляционные ожидания приобретут устойчивый характер", - говорит Помельникова.

"Консервативная денежно-кредитная политика представляется мне ключевым стабилизирующим фактором как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе, и чем ниже цены на нефть, тем выше необходимость в непопулярной политике. В этой связи, на мой взгляд, не стоит ожидать слишком многого в плане снижения ставок и поддержки экономики от центрального банка", - сказал Павел Пикулев, главный стратег казначейства Deutsche Bank в России.

Быстрое снижение процентных ставок в следующем году, сопоставимое с 2015 годом - на 6 процентных пунктов за полгода - это, скорее, оптимистичный сценарий.

Помельникова говорит о растущих ожиданиях ужесточения денежно-кредитной политики в 2016 году.

"Мне кажется, что политика ЦБ будет очень осторожной в следующем году, поскольку количество рисков в экономике (на которые ЦБР не может сильно влиять) существенно выросло. При сохранении низких цен на нефть структурные проблемы экономики будут выходить на первый план, и политика ЦБР будет малоэффективной", - сказал Погорелов.

УДЕРЖАТЬСЯ ОТ ПОПУЛИЗМА

Дополнительные риски связаны с проведением бюджетной политики в предстоящий предвыборный период.

"Необходимость противостоять экономическому популизму и удерживать политику в рамках взвешенного и консервативного курса, вероятно, является ключевым вызовом, с которым может столкнуться правительство и Центральный Банк в 2016 году", - сказал Пикулев.

2016-й - это предвыборный год, и Центробанк вынудят монетизировать бюджет и включить печатный станок, другого выхода при текущих ценах на нефть нет, говорит бывший высокопоставленный чиновник, полагая, что в этом случае достичь инфляции в 4 процента в 2017 году будет невозможно.

В 2016 году пройдут выборы в Госдуму РФ, на 2018 год назначены выборы президента.

"У нас в 2016 году Дума меняется, и есть ощущение, что у нас осталось только полгода на то, чтобы довести до ума нормативную базу, потому что в следующие полгода Дума будет настраиваться, собираться с мыслями и силами, а потом мы входим плавно в цикл президентских выборов, и это не самое лучшее время для того, чтобы начинать какие-то новые масштабные инициативы", - говорил помощник президента России Андрей Белоусов.

Власти обещали удержать дефицит бюджета 2016 года в рамках 3 процентов ВВП, но уже признали, что госпомощь Внешэкономбанку выйдет за рамки установленного лимита.

Действительно, правительство взяло курс на максимально жесткий подход к бюджету в первом полугодии 2016 года, пишут аналитики Альфа-банка, но из-за приближения парламентских и президентских выборов уже с середины будущего года расходный цикл, скорее всего, ускорится.

Наиболее существенным вызовом Пикулев назвал необходимость приведения госрасходов в соответствие с новой реальностью на товарных рынках.

Правительство приостановило действие бюджетного правила на 2016 год, которое определяло максимальный объем расходов бюджета, ЦБР призывает вернуть его как можно скорее.

Резервный фонд позволяет прожить еще год, не прибегая к более серьезной фискальной консолидации, но если нефть не вырастет, фискальные вызовы могут стать источником заметных рисков на горизонте 12-18 месяцев.

С ускоренными тратами Резервного фонда связаны и другие опасения:

"Еще один риск - неполное абсорбирование излишков ликвидности, поступающих в систему от расходования Резервного фонда, или их конвертация в валюту. Реакция на переход к профициту ликвидности может быть несимметрична, то есть не все участники рынка будут готовы так же быстро нести средства в ЦБ, как ранее они занимали у регулятора. Это может создавать существенный эмиссионный эффект, препятствуя реализации ЦБ целей по инфляции", - предупреждает Помельникова.

Альфа-банк повысил прогноз инфляции на 2016 год до 10 процентов с 8 и ожидает, что ставка ЦБР в 11 процентов сохранится на протяжении всего будущего года.

(Редактор Дмитрий Антонов)

© Thomson Reuters 2015 All rights reserved.
Следующая статья: ПРОГНОЗ 2016-Рубль сохранит зависимость от нефти с оглядкой на ФРС и Китай

budget_ru, r, bank_r

Previous post Next post
Up