Слухи о смерти российской легкой промышленности несколько преувеличены. Однако перейти на самообеспечение одеждой и обувью может получиться только в категориях "военная форма" и "спецодежда". И то ненадолго: большая часть сырья и оборудования все равно импортные.
Заменить импортную одежду на отечественную - задача невыполнимая чисто экономически, но именно ее поставило перед производителями правительство еще в 2008 году. Согласно целевой программе, к 2020 году доля российской одежды и обуви на местном рынке должна вырасти до 50% (сейчас - 25-35%). Объем финансирования составит 145 млрд руб. (в основном субсидии и закупка оборудования). Правда, речь идет скорее о поддержке отдельных градообразующих предприятий - в Иваново, Вологде и так далее. Сегодня эти фабрики выживают благодаря госзаказу силовых ведомств.
Когда-то СССР полностью обеспечивал себя одеждой, контролируя все этапы производства, от добычи и обработки сырья до продажи готовой продукции. Однако советские потребители, если выдавалась хоть какая-то возможность, выбирали продукцию стран соцлагеря, а за "настоящие американские
джинсы" отдавали фарцовщикам среднемесячную зарплату.
На майках стоимостью 300-500 руб. гордо красуется бирка "Сделано в России". Это одно из самых дешевых предложений на российском рынке. Однако чудес не бывает: качество подобных маек и другой одежды, по отзывам покупателей, оставляет желать лучшего. Да и цену $8,5-14 за футболку американские потребители сочтут завышенной. Мы привыкли, что в Москве футболки продаются по $30, но истинно китайские экземпляры в США (100% хлопок, все как надо) можно найти и за $2-3.
Российские компании не только шьют одежду и обувь в Китае и других странах третьего мира, но и мимикрируют под иностранные. Ведь основная добавленная стоимость формируется за счет маркетинга. Потребители платят за бренд, хотя производственная площадка у всех одна. Например, на фабрике Rana Plaza в Бангладеш, той самой, на которой год назад из-за обрушения крыши погибли 1100 работников, испанская сеть Mango заказывала футболки за $4,5, а продавала их в Европе за $45.
Конкурировать с Китаем в производстве одежды и обуви можно и в условиях "чучхе", но только на ее родине. Северная Корея, несмотря на самые суровые санкции, шьет одежду для многих европейских компаний, так как рабочая сила там еще дешевле, чем в Китае.
нарезка абзацев отсюда:
"Что посеешь, то и пошьешь".