НОРВЕЖСКАЯ ГАСТРОЛЬ 1950 ГОДА

Nov 16, 2009 15:19

НОРВЕЖСКАЯ ГАСТРОЛЬ 1950 ГОДА

Теперь эта история отдает мифом. Но все это было, и документы Центрального архива Москвы тому бесстрастные свидетели. Передо мной синяя папочка из сорока двух страниц с короткой надписью внизу - "хранить постоянно". Я выбрал из сорока двух лишь одиннадцать пожелтевших листов, в которых дело №88 представлено с полной откровенностью. Кому-то покажется, что это о спорте. О футболе… Это не совсем так. Скорее это о нашей недавней жизни.

СТ Е Н О Г Р А М М А

Совещания у председателя Московского Городского Совета общества "Спартак" тов. Кузина.

От 27 ноября 1950 года.


Тов. Кузин.

Сегодня мы собрались, товарищи, обсудить один вопрос. Как известно, Всесоюзным Комитетом по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР принят соответствующий документ, т. е. приказ по команде "Спартак", которая принимала участие в товарищеских матчах в Норвегии. По возвращению из Норвегии отдельными игроками нашей команды был допущен ряд нарушений не только спортивной дисциплины, спортивного поведения, но и такие факты, которые дискредитируют не только отдельных спортсменов, но и в целом футбольный коллектив "Спартака". Поэтому сейчас мы и решили собраться и обсудить этот вопрос и сделать соответствующие выводы. Слово по этому вопросу имеет товарищ Андрианов, который излоожит все те факты, которые известны Всесоюзному Комитету и по которым мы с вами должны выступить и высказать свое мнение и отношение к этим товарищам, которые оскандалили наш коллектив.

Тов. Андрианов.

Всесоюзный Комитет вынес такой приказ: (зачитывает) В чем тут дело? Дело в том, что в момент возвращения делегации из Стокгольма в Хельсинки, в самолете трое товарищей: Малинин, Башашкин и Нетто пили спирт, прием буфетчица радировала на аэроодром в Хельсинки, что трое русских пьют древесный спирт, что может произойти заболевание. А так как авиакомиссия несет ответственность за каждого человека, которого она везет в самолете, то она забила тревогу, что делать. Но так как самолет был целиком арендован только нашей делегацией, то, очевидно, было такое указание - доставить в Хельсинки, а здесь разберемся. Реакционная шведская печать использовала этот момент для того, чтобы опубликовать, буквально клеветнические статьи, в которых излагалось, что русские в самолете перепились, пили древесный спирт, дело даже дошло до того, что трое свалились с кресел, что у двоих произошло серьезное отравление, что им пришлось делать промывание желудка и т. д.

Расследовали, разобрались с этим делом. Никому желудка не промывали, никто не валился с кресел, кроме т. Иванова, который вообще плохо переносит самолет, - но повод к тому, чтобы выступить с такого рода клеветническими статьями был дан членами команды "Спартак". А цель здесь преследовалась одна: во-первых, еще раз попытаться выступить с клеветой по адресу советской страны, советского народа, а, с другой стороны, смазать те политические успехи, которые имела делегация за время пребывания в Норвегии. И совершенно ясно, что этого они в какой-то мере добились. Правда, коммунистическая печать Финляндии, Швеции и Норвегии - выступила с опровержением по этому поводу. Но, как известно, слово не воробей. До кого дойдет эта коммунистическая газета, до кого нет.

Поэтому, роль коллектива, роль делегации там была исключительна велика и нельзя было допускать ни малейшего повода к тому, чтобы дать какие-то основания, чтобы в адрес наших футболистов, наших людей что-либо там делалось. Взять такой факт - выпивка в Ларвике. 5 человек (по существу организатором этого дела был Василий Соколов) после игры взяли и устроили выпивку, прием устроили каким образом: не имея денег, забрали в ресторане вина, им принесли, - кто брал, кельнер не мог установить. Потому руководителю организации приносят счет и просят уплатить. Чрезмерные выпивки в Стокгольме. Есть и такие разговоры, что некоторые товарищи с самого банкета не могли протрезвиться до Ленинграда.

О чем тут речь идет? Один из серьезных провалов, который был в футбольной команде ЦДК при поездке за границу объясняется тем, что значительная часть игроков допускала такого рода факты, т. е. пили. И вообще, эти вещи, как правило, ведут к очень неприятным последствиям. Дело складывается так, что многие наши товарищи забывают о следующем, когда они выезжают за границу, что: во-первых, за каждым их шагом пристально следят и интересуются враги, что каждый их шаг служит предметом обсуждения. Многие товарищи, выезжая за границу, забывают, что они представляют не свою личность, а всю советскую общественность, а если хотите, они представляют советский народ.

Почему такие вещи произошли? На наш взгляд они произошли, прежде всего потому, что в команде, в коллективе отсутствует критика и самокритика, но зато господствует круговая порука. Об этом очень наглядно говорят сами факты. Ведь 3 дня потребовалось для того, чтобы разобраться, в чем же дело, действительно ли такие вещи были или нет. Ни один из футболистов коллектива "Спартака" не пожелал этого сделать. Мало того, когда даже установили, что на самолете на последнем ряду сидят т.т. Костиков и Новиков и между ними стояла бутылка и стали спрашивать, чья эта бутылка, - никто не признался. И только уже потом, Костиков поступил правильно, объяснил в чем дело: что спирт его, т. е. поступил правильно так, как нужно было сделать с самого начала. Как расценивать такое заявление, когда спросили Николаева, почему Вы об этом не говорите, - он ответил - "моя русская душа не позволяет предать товарища". Это ложная русская душа, это усугубляется тем, что произошло на самом деле.

У многих товарищей, в том числе комсомольцев и коммунистов не хватило духа, чтобы честно, откровенно рассказать об этом и помочь разобраться и установить те факты, которые были на самом деле. В основном коллектив здоровый, боевой, который сумел сделать все для того, чтобы добиться хорошей победы и показать преимущества советского футбола, показать преимущества нашей советской культуры. Вот коротко то, о чем мне бы хотелось сообщить по этому вопросу. Я надеюсь, что мы сегодня посоветуемся и выскажем свое отношение к этому делу.

Тов. Кузин.

Все ясно по приказу и по отдельным замечания? Прошу товарищей выступать по этому вопросу и дать соответствующую оценку.

Тов. Михальчук.

У меня вопрос - почему нет т.т. Нетто и Тимакова?

Тов. Дангулов.

Все товарищи были предубеждены.

Тов. Парамонов.

В приказе записано - запретить Малинину играть в командах первой группы, а работать не запрещено?

Тов. Андрианов.

Нет, запрещено и работать в этих командах. Пусть идет работает, много есть других профессий.

Тов. Кузин.

Больше вопросов нет? Кто желает выступить?

Тов. Седов.

Я не собираюсь оправдывать товарищей, которые совершили проступок. Мне хотелось несколько слов сказать в отношении т. Малинина. Я немного не согласен с т. Андриановым в том отношении, что у нас совершенно не ведется политико-воспитательной работы. Я считаю, что это неверно. Если говорить о том, что команда после возвращения из Норвегии выиграла Кубок, - это факт говорит сам за себя и говорить, что у нас не ведется совершенно политико-воспитательная работа - это не правильно.

В отношении т. Малинина - нужно, конечно смягчить то решение, которое вынес Комитет по его поведению. Надо дать ему возможность работать по той профессии, которой он посвятил все свои лучшие годы. У меня все.

Тов. Терентьев.

У нас получилось так, что вначале человека наказали, а потом собрали коллектив для того, чтобы обсудить. Мне кажется, нужно было сделать наоборот: сначала обсудить с коллективом, а потом наказать.

Тов. Симонян.

Конечно, оправдывать Малинина я не собираюсь, но тут всплывает вопрос, - почему пострадал именно Малинин? В приказе указано - выпивали 6 - 7 человек. Команда в поездке вела неплохо. Выиграла все игры. Настроение перед отправкой домой было самое хорошее.

Но самый тяжелый факт, что выпили в самолете. Если бы этого не было, возможно все бы прошло и никто не знал. С нами ездил игрок из "Динамо" он рассказывал, когда "Динамо" ездила в Чехословакию, там вообще творился кошмар, что один из игроков потерял свой заграничный паспорт, но все обошлось, так как паспорт нашли.

Отдельные товарищи нашего коллектива совершили тяжелый проступок. Я считаю, что вина в первую очередь, коллектива, что не усмотрели. Но т. Малинин понес все-таки три наказания - снятие звания заслуженного мастера спорта. Это очень тяжелое наказание. Я думаю, что надо дать возможность человеку исправиться. А где он может исправиться, где он может себя показать, снова получить звание заслуженного мастера спорта, тем более, что ему не 20 лет, а 36?

Мне кажется, что снятие звание заслуженного мастера спорта и отчисление т. Малинина из команды - это очень тяжелое наказание и этого вполне достаточно. Я за то, чтобы дать возможность Малинину оправдаться перед советским спортом, а также перед коллективом "Спартака" и разрешить ему играть, если не в группе первого разряда, то во второй группе.

Тов. Михальчук.

Почему разговор идет только о Малинине? Вам предъявляется серьезное обвинение, Вы должны сказать - правильно или нет?

Тов. Симонян.

Факт остается фактом, что ребята выпили. Но я должен сказать, что наша команда из всех команд, пожалуй, самая дисциплинированная в этом отношении. И результаты говорят сами за себя. Нам многие предсказывали, что по возвращению из Норвегии начнутся выпивки. Но мы дали друг другу слово - не пить. Мы сдержали это слово. Но факт остается фактом, произошел очень печальный случай. Конечно, очень много раздули.

Единственная наша вина в том, что мы дали повод реакционным газетам выступить против Советского Союза, а так возможно все прошло бы гладко.

(Стилистика и орфография документа сохранены. Печатается с некоторыми сокращениями).

P. S. Итогом этой истории стало лишение футболиста "Спартака" Малинина звания заслуженного мастера спорта СССР, которое было восстановлено лишь в 90-е годы.
http://www.gazetanv.ru/archive/article/?id=33

водка, Малинин, 1950, Симонян, история, СССР

Previous post Next post
Up