Oct 06, 2021 19:50
Текст написан для Яндекс - Дзена, но здесь - полностью. Правда, ругаться лучше идти туда - там у людей почему-то больше дури энтузиазма.
...В детском сериале «Гостья из будущего» (1984) есть много явных и неявных намёков, иносказаний, «вторых смыслов». Неслучайно фильм вызывает вопрос: что за мир, в котором живёт Селезнёва? Да, спецэффекты в нём …так себе, вернее, их нет вовсе, зато фильм получился, как нынче говорят «культовый». Вот, что интересно - главгероем получился не Коля Герасимов, но Алиса.
Кадр из фильма «Гостья из будущего» (1984).
Безусловно, это заложено в сюжет всех книг о девочке из XXI столетия - в центре внимания именно Селезнёва. Но экранизация - это всегда нечто иное. Авторы могли бы сместить внимание на Колю. Всё-таки он попал в будущее, схватил миелофон, скрыл его от пиратов и так далее.
Тем не менее, Коля - интереснейший персонаж, воплощающий образ …Иванушки из русских-народных сказок. С виду неказистый и не шибко умный, зато в определённый момент становящийся героем. Коля - малозаметен на фоне своих одноклассников. Он не хуже большинства, да и не лучше.
Он - такая серединка. Человек из народа. Что мы знаем о нём? Практически ничего. О других детях - тоже. Ну, Мила - отличница. Ну, Садовский - местный хохмач. У Фимы - хороший аппетит. Вспомните ярких персонажей из «Приключений Электроника» (1979). А тут люди-пунктиры.
Тем не менее, этот не вполне дружный, то есть - обыденно-типичный класс 1980-х вдруг превращается в монолит. И дело не в Алисе и миелофоне. Это частность. На месте пиратов могли быть иные враги. Подростки живо мобилизуются и даже Мила, которая вечно «крутая-особая», вливается в коллектив.
Она даже не бесится, что Алиса - лучше. Не время и не место. Теперь о Коле. Он по сути - никакой. Так кажется. Потому что он проходит испытание, которое не всякому взрослому под силу - пираты его реально пытают. Не жгут калёным железом, конечно. Пока. Но висеть вниз головой. Ну, попробуйте.
С другой стороны, мы видим, как взрослый мужчина (который сидел во дворе и хотел «помочь донести мальчика») пугается и линяет. Нам показывают очень важную вещь - обычный хомо-сапиенс может за секунду стать или героем, или предателем. Как на войне.
Вроде бы и фильм - лёгонькая фантастика для деток, и всё так весело на экране, и лишь чуточку страшно. И Весельчак, сентиментально рассуждающий о кефире, потом говорит, что очень уж любит помучить кого-нибудь - он живо напоминает фашиста из военных фильмов. Поэтому тут всё очень серьёзно.
Алисомания,
1980-е,
Кино,
СССР