Nov 05, 2014 17:13
Был раньше в интернетах такой очень интересный персонаж, называвший себя Латинистом. Он занимался филологией и исследовал базовые индоевропейские корни. Но сейчас не о них, а о некой озвученной им мысли - о так называемой некрофилии, как общественном явлении и свойстве человека условно разумного. Речь идет не сексуальной девиации, а о более широком проявлении человеческого мышления и поведения.
Грубо говоря, речь о любви ко всему деструктивному. В этом понимании очень много произведений искусства можно считать проявлениями некрофилии (в той или иной степени), ибо в них воспеваются или каким-то образом отображаются (и тем самым зачастую оправдываются) разрушительные моменты человеческой жизни. Это манящая, сладкая меланхолия и грусть, в котрую так хочется иногда погрузиться, барахтаться в ней и тонуть-тонуть...
В отроческом возрасте меня очень впечатлили "Господа Головлёвы" Салтыкова-Щедрина, где была показана ужасающая глубина падения человека. В течение какого-то времени я даже считала эту книгу одной из любимых. А потом пришло понимание неестественности вот такого пристрастия. Да, можно изобразить людские пороки во всех отравляющих душу подробностях, исследовать их под микроскопом, но зачем?
Или известный фильм "Старикам тут не место". Гениальная режиссура, актёры, можно пересматривать раз за разом, испытывая эстетический, смысловой и прочие восторги, но опять же "всё плохо". Драма лучше продаётся, ибо резонанс получается сильнее. Конечно, не все вещи подобного жанра преследуют строго коммерческие цели, но ведь приятный бонус, не так ли?
Само собой, никто не говорит о том, что на мир нужно смотреть исключительно через розовые очки. Но в чрезмерной любви к тёмной стороне нашей жизни тоже нет ничего хорошего (как и в любой крайности). Зачастую мы застреваем вот на этом этапе - есть проблема, давайте опишем, изобразим её во всём очаровании декаданса, и это будет по-своему красиво.
Только во всём этом мало настоящей жизни и слишком много смерти. Как писал Сегрей Карташёв, "да не окончатся в печали пути наши, хотя она и выводит на пути человеческие".