ВОСЕМЬ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ЭГО. Первые четыре.

Mar 31, 2012 22:21

Оригинал взят у atraita в ВОСЕМЬ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ЭГО. Первые четыре.
   Краткое описание уровней теории эго-развития Д.Левинджер-С.Кук-Гройтер.



1. ИМПУЛЬСИВНЫЙ УРОВЕНЬ.

На этом уровне находятся те люди, которые демонстрируют признаки начала применения языка и возникновения эго, что отражается такими понятиями, как "Я хочу" и "мое". Они озабочены безопасностью и удовлетворением своих основных потребностей. Это первая стадия, которую можно определить в теории эго-развития. Она отражает исключительно перспективу первого лица. То есть точек зрения других людей и, вообще, точек зрения отличных от своей собственной для таких людей не существует. Отличительной чертой этого уровня является неспособность воспринимать сложные словесные конструкции.


    Дети на этом уровне влекомы своими импульсами, поэтому она и называется Импульсивной. Они утверждают ощущение себя словом "нет" и обладанием "мое". Преобладают магические идеи и чувство неограниченных возможностей, которые сдерживаются только наказанием. Причем у них нет связи между своим поведением и последующим за ним наказанием, все происходит случайно или в качестве карательной меры, сваливающейся на голову. Другие люди воспринимаются как источники поддержки и удовлетворения первичных потребностей. Хорошие люди что-то дают мне, плохие - не дают. Присутствует когнитивная простота, вместе с вербальной недифференцированностью. У импульсивных людей неадекватное представление о всей сложности человеческой жизни и окружающего мира. Они часто бывают растеряны, обеспокоены и напряжены.

Черты языка: простые утверждения, повторение слов, стимулы настоящего и прошедшего времени, неспособность понять и ответить на длинные предложения. Все в мире хорошо или плохо, чисто или грязно, приятно или неприятно. Эмоции выражаются скорее телесно, нежели речью. Повторяемость - одна из наиболее заметных черт людей, находящихся на Импульсивном уровне. На разные вопросы можно получить одинаковый, часто односложный ответ.
(Примеры ответов Импульсивного уровня на завершение предложения: "Хороший начальник...."
- дерьмо сабачье
- класс
- душка)

2. ЗАЩИЩАЮЩИЙСЯ УРОВЕНЬ. (САМОЗАЩИТЫ).

Этот уровень знаком большинству из нас по наблюдению за малышами, которые только начинают ходить и взаимодействовать с людьми. На некоторое время для детей 2-3 лет все становится проверкой их воли на прочность. В ответ на препятствия и конфликты между потребностями и желаниями возникают приступы гнева. Такое же поведение характерно и для взрослых людей этого уровня. Они, как правило, настороженно относятся к намерениям окружающих и предполагают худшее. Для них все - столкновение волеизъявлений различных людей. Жизнь - игра. Их психология "я выиграю, ты проиграешь" неминуемо вызывает разногласия, где бы они ни появлялись. Они постоянно ранят чувства тех людей, которые находятся на более поздних уровнях развития. В свою очередь, другие считают Защищающихся людей манипуляторами и эксплуататорами.

Люди Защищающегося уровня (как и Импульсивные) видят мир только с точки зрения собственных потребностей и желаний. Они еще не способны взглянуть внутрь себя или окружающих в психологическом смысле. Единственный способ получить то, что ты хочешь - контролировать окружающих и защищать себя. (Импульсивный забирает силой). В своем стремлении следовать собственным интересам они развивают острый нюх на различные возможности, следуют своим целям без размышлений и проволочек.

Взрослые, находящиеся на Защищающемся уровне, очень внимательно относятся к сохранению их естественно хрупкого я. Это еще не отдельное взрослое я, а слабое, воплощающее волю, идеи и желания. Человек может ощущать, что у него есть две стороны - внутреннее, реальное "я", и внешнее "я", "ложное лицо" для защиты. Если другие поймут, чего ты хочешь, у них появится власть над тобой. Защищающиеся люди должны сопротивляться воле окружающих, для того, чтобы проверить границы и утвердить свой собственный контроль. Иными словами, это первый уровень, на котором возникает способность предвосхищать реакции окружающих, возникает также осознание других как отдельных людей или "объектов". Таким образом это уровень самых зачаточных сознательных социальных взаимодействий. "Если я пойму, чего хотят другие, я лучше смогу ими манипулировать, чтобы получить то, что хочу".

Люди на этом уровне частенько "попадают в неприятности". Неприятности случаются, когда они переходят границы. При этом защищающиеся боятся неприятностей и избегают их последствий. Когда их воля не проходит испытания на прочность, или когда они пересекают границы, они ищут причину бед во вне. Могут разочароваться и продемонстрировать неуправляемый гнев и жестокость. Обвиняются всегда другие, не я. Их собственный гнев на мир проецируется наружу, и другие кажутся злыми. Для Защищающихся людей мир - жесткое и опасное место. Они распознают правила, но следуют им только в случае получения немедленного вознаграждения или для того, чтобы избежать наказания. Самоуважение ощущается в зависимости от уровня контроля над окружающими. Защищающиеся часто представляют себя лишними. Они чувствуют изоляцию, но не знают, как относиться к окружающим по-другому. "Я всегда против остальных". Это создает самоподдерживающуюся динамику недоверия и чрезмерной осторожности.

Мораль Защищающихся людей служит их выгоде. Поступки плохи только тогда, когда за них наказывают. Пойманные, они не ощущают стыда или раскаяния. Они не ощущают себя ответственными за проблемы и неудачи, вызванные их поведением, потому что они не понимают связи между действием и его последствиями. То есть у них нет линейной причинности. Обвинять других в своих неудачах - это форма защиты. Так же в качестве защиты они очень полагаются на удачу и магию. Те, из них, кто выбирает опасную, но пользующуюся спросом работу, представляют позитивные, отважные аспекты этого уровня. Например, известно, что некоторые пилоты-испытатели, всегда носят с собой амулеты на удачу, и часто они одиноки.

Защищающиеся люди часто плохо вписываются в социальные сети и не понимают тонкостей человеческих взаимоотношений, если они основаны не на власти. Их взаимоотношения с другими людьми переменчивы. Дружба легко разрывается. Чувства часто проецируются вовне. Они с трудом выражают эмоции и осознают их, из-за недостаточного их понимания, а также в защитных целях. Показать слабость любого рода для них опасно. "Чем больше знают обо мне окружающие, тем больше преимуществ у них передо мной." Таким образом, большинство Защищающихся людей обычно жестоки и готовы драться или бежать.

Мышление у них конкретно и дихотомично, основано на глобальных, недифференцированных суждениях и простых идеях. Мышление черно-белое.

Любимые занятия - властвование, получение контроля и преимуществ или необходимость им подчиняться. Защищающиеся всегда боятся, что кто-то другой попытается взять над ними верх, контролировать или обмануть их.

Внутренний мир определяется тем, что хочет или делает человек сейчас, а не в смысле психологических состояний или долговременных целей.

Стиль принятия решений - перекладывание проблем на других людей. "Это твоя проблема - а не моя".
  В качестве защит используют обвинения и систему искажений для снижения беспокойства и укрепления самооценки. Их защиты и стили преодоления жизненных трудностей не зрелы. Фантазии, проекции - наиболее распространены. Вся причинность и важные психологические действия выглядят для них происками постоянно угрожающего внешнего мира.

Черты языка. Опыт описывается в простых дихотомиях - хорошо/плохо, правильно/неправильно, смешно/скучно, Или конкретными, имеющими под собой физическое значение словами - "жизнь тяжела". Есть интерес к миру различных "вещей", которыми обладают другие. Они могут использовать физические термины для не-физических понятий и различают лишь самые простые чувства, такие как болезнь, расстройство, восхищение, дикая злость.

(Примеры завершения предложения "Хороший начальник..." на уровне Самозащиты:
- должен заниматься своим делом
- понимает меня
- он мне нравится:)
- начальник и все.




3. ДИПЛОМАТ (Ориентированный на правила, Конформист).

На этом уровне люди колеблются между двумя точками зрения. Иногда они задаются вопросом "как я выгляжу в твоих глазах?", а в другое время - "как ты выглядишь в моих?" Они уже распознают внешние различия согласно характерным особенностям или поведению. Чаще всего при поступлении в школу дети находятся именно на этом уровне. Уровень Дипломата описывает взрослого, которые открыл для себя перспективу второго лица (другие видят меня и замечают, кто я и что я делаю. Если я хочу что-то получить от окружающих, я должен стать для них привлекательным) и начал делать простые внешние сравнения и применять конкретные умственные операции.

Они поглощены попытками понять социальные договоренности, в связи с зарождающейся потребностью в принятии и необходимостью нравиться. Человек хочет выглядеть "правильно", так, как принято, поэтому основное его внимание сосредоточено на внешней привлекательности и внешнем виде. Люди на этом уровне развития больше доверяют окружающим, потому что принятие и защита обеспечиваются за счет следования правилам. Мир кажется им менее жестоким, чем Защищающимся. Человек хочет, чтобы его уважали, что для него означает "замечали" другие. Уважение можно заслужить не только силой, но и придерживаясь норм своей группы. К окружающим он проявляет уважение, так же уделяя им внимание. Люди замечают меня, когда я здесь. Я выслушиваю их, они выслушивают меня. Понимая перспективу второго лица, человек получает возможность простой обратной связи. Он может понять, что думают о нем окружающие. "Я спрашиваю моих друзей, что они думают, они говорят мне об этом. Небо при этом на землю не падает! Я могу им доверять." А это очень важная веха на пути развития социальных взаимодействий.

На этом уровне искусственная похожесть на других проявляется и ощущается как комфорт. Человек больше не одинок! Он наслаждается этим новым чувством в таких свободных объединениях, как группы, где находит товарищей по интересам.

Черты языка. Дипломаты способны делать простые фактические утверждения, относящиеся к конкретному поведению или одиночным особенностям внешнего вида. Они пассивно реагируют на стимулы, пытаясь избежать попадания в неприятности, но они не уверены в том, как этого достичь. Они могут чувствовать, что сделали что-то неправильно, но не могут сказать, как или почему. Обычно их словесное самовыражение недостаточно эмоционально.

Для Дипломатов мир других людей разделен на двое:
1. Собственная семья, племя, группа, нация - дают ценности и защиту.
2. Все, кто не входит в 1. Отличаются и не являются частью моей группы. (угроза: они против нас).

Для этого уровня характерен стиль мышления присущий раннему подростковому возрасту. Самоотождествленность (или самоидентичность) определяется взаимоотношениями в группе. Это ведет к путанице границ между человеком и группой (семьей, командой или нацией). Принадлежность к этому большему объединению дает ощущение защищенности и разделения его силы. Цель включенности - лояльность и подчинение.. Взрослые на этом уровне процветают в зависимости и склонны чувствовать свою ответственность в ситуациях, когда она и не требуется. Чем более статусна группа, к которой я принадлежу, тем более достойным я себя чувствую. Границы между я и другими запутаны и размыты. Существует полное принятие семьи и членов группы и слепое отторжение всех отклонений от групповых норм и внешних групп. "Они" против "нас" сменяет одинокую позицию Защищающегося, который был "сам" против "всех". Ты или наш друг, и принимаешь нас и наши дела или ты - наш враг. Неопределенность и колебания не осознаются, и не могут быть приняты, потому что они угрожают самому существованию Дипломата.

Поскольку Дипломату необходимо быть принятым, его язык обезличен, часто чрезмерно позитивен и полон банальностей. Дипломаты являются конформистами до мозга костей, они не желают раскачивать лодку, не желают остаться в одиночестве или выдвигать инициативы, кроме как служащие благу их группы. Постоянные отношения с соседями и получение материальных благ и символа статуса важно для этих людей, так как они показывают уровень их успешности и дают реальное вознаграждение.

Для того, чтобы его любили, человек должен обладать приятной социальной личностью. Важно быть милым, воспитанным, хорошо выглядеть. О людях судят по их внешнему облику. Огромное внимание уделяется опрятности, чистоте дома. Я отождествляется и определяется согласно ожиданиям других, которым человек "принадлежит". Дипломаты принимают нормы без обсуждения и обдумывания. Их когнитивный мир разделен на простые категории и типы людей, в основном основанных на внешних признаках. Праздничная скатерть точь-в-точь как в глянцевом журнале, или такая же машина, как у начальника, может сделать Дипломата по настоящему счастливым.

Дипломаты идентифицируются с теми людьми, которые обладают схожими вкусами, атрибутами, убеждениями и ожиданиями, и связываются с ними. Они запутываются или ощущают угрозу, исходящую из изменений требований, точек зрения, разнообразия и сложности. Ценности группы принимаются "внутрь" как значимые "следует", тогда как ценности других групп принижаются. Негативное чувство "Я тебя ненавижу" разделяется, проецируется вовне и ощущается как "они ненавидят меня". Гнев и другие дурные чувства подавляются. Они крайне редко достигают сознания. Слепой конформизм, фундаментализм и предрассудки - вот выражение этого образа мысли. Агрессия по отношению к себе, негативные эмоции и разочарование часто прикрываются демонстрацией чрезмерной позитивности и энтузиазма.

У Дипломата нет "я" в смысле отдельной взрослой идентичности. Напротив, он или она определяется другими. Границы между я и другими размыты и еще не разделены. Таким образом, отношения устанавливаются либо сентиментальные "ты мне нужен", либо созависимые.

Дипломаты подчиняются правилам без размышлений. Стыд - обычная реакция на нежелательные последствия действий человека. Жизнь ведется согласно правилам, что можно делать, а чего нельзя. Другие обладающие отличным мировоззрением, морально осуждаются. Сексуальные и агрессивные чувства отрицаются или подавляются из страха отвержения и оставленности.

В организациях Дипломаты смягчают недовольство или нарождающиеся конфликты между коллегами, стараются сохранить мирную атмосферу. Они любят быть милыми и полезными. Отношения ими рассматриваются в понятиях ожидаемого поведения (лояльности, дружелюбности), а не в понятиях глубоких чувств и мотивов.

Дипломаты заинтересованы в конкретных, видимых аспектах опыта и имеют тенденцию описывать его в превосходных степенях и стереотипных общественных клише. Стереотипно и описание чувств, предсказуемое и основанное на социальных ожиданиях.

В случае возникновения проблем, Дипломаты обычно их отрицают, переименовывают, замалчивают или преуменьшают. "Некоторые называют это проблемой. Если же вы посмотрите на светлую ее сторону, окажется, что все не так уж и плохо".

В качестве защит Дипломатами обычно используются проекции и интроекции. Они воображают, что окружающие думают и чувствуют то, что они сами думают, хотят и чувствуют (проекция), а затем пытаются выполнить эти воображаемые желания. Они также заглатывают определения, нормы, ценности и мнения других без всякого осмысления (интроекция). Если так говорит начальник, так оно и есть.

Дипломаты любят давать советы. Рассказывать окружающим, что они должны и чего не должны. Также они сравнивают и оценивают окружающих согласно своим собственным предпочтениям.

Чертами языка являются короткие, стереотипные фразы, любовь к клише, чрезмерная позитивность: практически все забавны, важны, чудесны.

(Примеры завершения предложения "Хороший начальник...." Дипломатами:

- заботится о коллективе
- такого трудно найти
- пока не встретил
- помогает мне все делать правильно
- у меня есть такой
- тот кто меня учит )



4. УРОВЕНЬ САМОСОЗНАНИЯ (Эксперт, Техник).

В первую очередь этот уровень характеризует людей, которые в состоянии отойти на шаг назад и посмотреть на самих себя как на объект, находящийся на некоторой дистанции. Они могут рассматривать себя как объект и таким образом начинают размышлять о себе. Это очень важный концептуальный водораздел - перспектива третьего лица (взгляд на самого себя). Приобретается способность к самонаблюдению и пониманию самого себя. Это также означает, что им необходимо выделить себя из ближайшего семейного окружения и утвердить и выразить свою вновь обнаруженную личность. Появляется способность производить операции с абстрактными объектами и концепциями.

Человек на этом уровне начинает хорошо видеть различные альтернативы. Иногда это выходит за рамки разумного - они предлагают и предлагают бесчисленное множество вариантов решения и точек зрения на одну и ту же проблему. На этом уровне начинают видеть общие "черты" в других - например, семейную модель поведения, демонстрируемую ее членами - в качестве нового понимания самого себя во временной протяженности. Эта ориентация на модели в поведении и растущее самосознание ведут к проявлению интереса к внутренней природе других людей. Человек начинает интересоваться описанием более тонких черт (одиночества, зависти, серьезности), норм (женственности) и общественных добродетелей (честности, терпеливости). Если Дипломат сосредотачивает свое внимание на похожести, то Самосознающий смещает фокус внимания к индивидуальным различиям. Люди начинают чаще проявлять свое личное своеобразие в контактах с окружающими. Они также более явно выражают свои потребности и желания, которые до этого уровня были подавлены в угоду принятия их окружающими.

И это принятие теперь является проявлением их желания отличаться. Они также хотят быть лучше остальных, выделиться из толпы. Группа нужна, но они находятся на ее периферии, постоянно угрожают покинуть ее, но никогда на самом деле не делают этого. Человек на этом уровне развития часто чувствует, что он "все про них понял". У него есть ответы на все вопросы. Они знают, во что следует верить. Они считают себя добродетельными, а остальных - неправыми. У них высокие моральные стандарты и они точно знают, как все должно происходить. Они крайне озабочены исполнением своих обязанностей и долга. Часто обладают сильным супер-эго. Другие оцениваются по их собственным способностям и стандартам. Крайне критичное отношение к образу мысли других людей - часто встречающаяся на этом уровне развития форма интеллектуальной агрессии. Этот уровень очень стабилен и сопротивляется изменениям. Никто не может сказать Самосознающему человеку то, чего он не знает, или знать что-то лучше него. Самосознающие опровергают материал, не вписывающийся в их схемы, отклоняя доказательства или принижая окружающих.

В межличностной ситуации часто встречается синдром "Да, Но". Для них типично стремление, чтобы последнее слово осталось за ними. Положительной чертой их является то, что Самосознающие люди прекрасно умеют находить новые и сложные решения, лучшие идеи, более совершенные процедуры. Подростки и взрослые, находящиеся на этом уровне развития, видят множество возможностей и альтернативных решений. Если ими умело управлять, их положительный вклад в общее дело будет значительным. Поскольку они мыслят линейно, то не могут определить приоритеты разнообразных возможностей или создать их синтез. Они не могут определить, когда хорошо - достаточно.

На уровне Дипломата агрессия подавляется в угоду принятия, теперь же она возникает снова. Эти люди часто бывают саркастичными. Высмеивание окружающих - их любимое занятие. Хотя они обладают способностью заглянуть во внутренний мир, их защита - это суперрациональность. Вместо того, чтобы быть последователями или наблюдателями - предпочитаемые роли Дипломатов - Самосознающие скорее будут авторами и инициаторами различных начинаний. Они любят спорить с теми, кто защищает противоположную точку зрения. Они живут в мире, где все точно и понятно, и они считают себя вправе навязывать свою точку зрения окружающим. Могут казаться самоуверенными спорщиками.

Очень часто обладают сильным супер-эго недоступным для интроспекции. Чувства стыда и вины испытываются в простых формах или рационализируются. Высокая способность к абстрактному мышлению. Включая множественные точки зрения.

"Психология" понимается Самосознающими как черты в самом себе и окружающих людях.
   Инженеры, технократы, бюрократы, определенный процент профессионалов в любой области составляют Самосознающие. Ответственность за себя и других - основная черта. Они обладают ясным, прагматичным стилем лидерства (не обремененные фундаментальными вопросами и сложностями). "Делай как я". Особенно они преуспевают в современном высокотехнологичном цифровом мире.

В качестве защит Самосознающими используются интеллектуализация и рационализация. При помощи которых они объясняют все, что не соответствует их ожиданиям и набору убеждений. Они никогда не теряются в поисках ответа или объяснения. В качестве менеджеров и консультантов они задают множество вопросов и собирают факты. Они хотят знать причины и спрашивают "почему вы...?". Подчиненные и клиенты часто воспринимают это как критику и обвинения. Они предлагают советы, мнения и интерпретации, не сознавая, что это их мнение и не обязательно его разделяют клиенты.

Самосознающие люди бояться потерять ощущение своей собственной уникальности. Они боятся быть поглощенными и утонуть в массе других. Также они боятся, что если они откроются окружающим, они могут потерять свою уверенность и ясное ощущение себя. Этот страх неполноценности и уязвимости обычно прячется за маской уверенности.

Стиль языка. У Самосознающих более сложный синтаксис. Появляются качества и условия. Контраст выражается полярными измерениями. Пассивный интерес к причинности. "Интересно почему?". Начальный психологический словарь и объяснения. Ссылки на проходящее время "иногда, часто".

(Примеры завершения предложения "Хороший начальник..." Самосознающими":

- прекрасная возможность, его надо ценить
- остается в тени и оттуда управляет
- не напоминает подчиненным, что он начальник
- авторитетная фигура, я встречал начальников бывших хуже подчиненных
- добивается результатов от коллектива
- должен обладать многими хорошими качествами
    (сокращенный вариант статьи Сюзанны Кук-Гройтер).

-
Previous post Next post
Up