ВОСЕМЬ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ЭГО. Уровни 5 и 6.

Mar 31, 2012 10:42

Оригинал взят у atraita в ВОСЕМЬ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ЭГО. Уровни 5 и 6.



5. ДОБРОСОВЕСТНЫЙ УРОВЕНЬ. (Рационалист, Достигатор).

Достижение Добросовестного - цель западной культуры. Рационально компетентный и независимый взрослый. Способный сделать обоснованный и информированный выбор.

Добросовестные люди добавляют линейное время (сознательное размышление о своих прошлых и будущих "я") в качестве предмета рассмотрения к перспективе третьего лица. Этот уровень распространяет значимый социальный контекст на других внутри одного сообщества и других с похожей идеологией и устремлениями. Добросовестные скорее, чем Дипломаты и Самосознающие взрослые, объединяются с людьми, выбравшими ценные для них самих идеи и цели. Они могут принадлежать к разным по своей направленности и характеристикам группам одновременно, не разрывая связь ни с какой из них и не путаясь в том, какой группе каким образом проявлять лояльность.


     На этом уровне люди интересуются основаниями, причинами, целями, последствиями и эффективным использованием времени. Они интересуются, что заставляет их самих и других людей "работать" более глубоко, чем просто задавая вопрос "почему?". Добросовестные люди также могут интересоваться правдой о самих себе посредством обратной связи и интроспекции. Они учатся понимать себя прошлых и будущих, описывать прошлые чувства и мечты, а также будущие цели, хотя ориентированы они все-таки больше на будущее.

Добросовестные люди обычно верят в человеческую способность совершенствоваться и в научный метод "раскрытия" истины. Формальные операции и абстрактная рациональность здесь находятся на пике своего применения. Люди верят, что подходящие научные методы исследований и процедур, в конце концов, приведут к выяснению того, как все устроено на самом деле, включая и человеческую природу. Добросовестные взрослые готовы потрудиться для улучшения мира, согласно тому, что они считают благом для всех. Они более терпимо, чем Самосознающие относятся к некоторой задержке между позитивным действием и результатами, исследованиями и открытиями, и менее уверены в том, что для достижения результатов они не нуждаются в окружающих.

Социальные стандарты у Добросовестных людей интернализованы. Они уже не так гордятся тем, чего достигли, как Самосознающие, и лучше осознают то, что они все еще находятся в процессе роста. Именно на Добросовестном уровне появляется достаточный взгляд на себя как на объект и на свою жизнь как на изменяющуюся, чтобы стать полностью интроспективной. "Живу ли я согласно своим ценностям?", - вот что их серьезно беспокоит. Вина - одна из основных эмоций на этом уровне. Когда агрессия оборачивается вовнутрь, самокритика может стать очень жесткой. Добрсовестные люди становятся жертвами чрезмерно критичного, невротического самобичевания в особенности из-за того, что их планы и намерения столь прямолинейны и высоки.

Осознавая линейное течение времени, они лучше понимают свою мотивацию в различные периоды и в разных ситуациях. "Почему я делаю это?". Добросовестные люди всегда доискиваются основных причин и оснований. Они верят, что могут найти истину относительно них самих. Они могут отличать чувства от видимости, и намерены все выяснить.

Таким образом, анализ самих себя и окружающих становится их любимым времяпровождением и задачей. Множество типологий и теорий поведения человека появились благодаря их стремлению классифицировать и понять другие человеческие существа. Добросовестные обожают самопознание и постоянно совершенствуются в этой области. Обычно у них вполне позитивный взгляд на самих себя, основанный на успешности, способности управлять своей жизнью, ощущении независимости и авторитета в собственных глазах, который у них уже есть. Сами управляя своим "предприятием" они уже не столь чувствительны как Дипломаты и Самосознающие к принятию и отвержению другими.

Благодаря подлинному интересу к окружающим и сопутствующей потребности делиться опытом, межличностные отношения становятся насыщенными и значимыми, а социальные контакты - разнообразными и богатыми. Разнообразные мнения других принимаются до тех пор, пока они не посягают на мои убеждения. "Мы согласны быть различными" - типичный Добросовестный компромисс, сохраняющий нетронутыми четкие границы между нами. В то же время, возросшая самодифференциация и личная независимость не отражается на более эгоистичном и эгоцентрическом поведении. Напротив, другие теперь ценятся за то, что они такие, какие они есть, безотносительно к их потребностям и желаниям. Человек присоединяется к определенной группе или сообществу для выполнения определенных целей, соглашений, для активного участия в благе и управлении общим делом. Человек верен выбранной системе ценностей, а не тем, кто эту систему провозглашает. В противоположность Дипломатам и Самосознающим, Добросовестные взрослые хорошо функционируют в различных командах и контекстах, в зависимости от того, какую задачу или проблему им надо решить.

Время для них - деньги и возможность выполнить их задачи. Добросовестные люди поглощены тем, чтобы сделать все вовремя, ответственно, добросовестно и рационально. Ими движет идея сделать что-то в этом мире, или улучшить мир, в противоположность представителям более поздних уровней, которые развивают себя самих.Настроение этого уровня - серьезная убежденность, идеализм и энтузиазм, ориентированные обычно на действия. Добросовестные люди меняют умы других, убеждая их при помощи рациональных аргументов и доказательств, а не унижая их. Их самооценка больше зависит от достижения их собственных целей, чем от внешних утверждений и одобрения. Стремление к успеху и достижениям легко может привести к чрезмерной занятости и истощению. Добросовестной личности сложно признать свои пределы. Поглощенные своими проектами, они с трудом могут затормозить для того, чтобы побыть в настоящем и подумать о жизни в целом.

Благодаря своим когнитивным способностям, Добросовестные личности любят все гипотетическое, с теориями на уровне поддержки. Они убеждены, что общество можно контролировать и улучшать. В их умственной модели на своем пике находятся формальные операции, и опираются они в основном на рациональность, прогрессивизм, позитивизм и редукционизм.

Для Добросовестной личности рациональность важнее всего. Поэтому они интересуются анализом (разделением на части). Истину можно обнаружить. Можно приблизиться к ней последовательно применяя научные методы, рассматривая предмет изучения с рациональной точки зрения, постоянно улучшая и уточняя методы познания и измерительные приборы. Тогда как Самосознающие люди в попытке сориентироваться полагаются на авторитеты или полученные знания (признанный эксперт, учебник). Добросовестные люди бывают скептичны. Исследователи, находящиеся на этом уровне развития, славятся своим интеллектуальным скептицизмом по отношению к тому, что они еще не доказали. Тем не менее, они все-таки верят, что, в конце концов, законы вселенной будут познаны и доказаны.

Достижение долговременных целей, измеряемых по внутренним стандартам, для них столь же важно, как и следование собственным идеалам и ценностям. Чаще всего эти люди заметны в культурном окружении. Денежная мотивация и сосредоточенность внимания на личном успехе многих Добросовестных лучше всего соответствует капитализму и западному взгляду на реальность. Многие из них обдумывают свое поведение и выражают более дифференцированные чувства или противоположные черты. "Я - оптимистичный пессимист".

Добросовестные люди интересуются чувствами, настроениями, чертами характера и мотивацией. "Почему я это сделал? Почему окружающие таковы, каковы они есть, и ведут себя определенным образом? Как я могу применить свои знания, чтобы помочь нам достичь наших целей?".

Основными защитами этого уровня являются: интеллектуализация, рационализация, подавление (вынесение за скобки) негативного полюса и теневых сторон. "Лучше концентрироваться на позитивном и на том, что можно сделать, чем стенать о проблемах и трудностях". "Лучше потом извиниться, чем пропустить возможность действовать".

Добросовестные личности в наибольшей степени страдают от чувства вины за то, что не выполнили своих целей и не достигли своих идеалов, от потери ощущения, что могут их достичь, и от постоянного страха потерять контроль и независимость.

Очень боятся модели мышления Дипломата, с его зависимостью и подчиненностью. Слепое подчинение и некритичное усвоение идей кажется им "плохим я". Добросовестные личности должны быть уверены, что они не отступают, бессознательно подчиняясь чужим целям. Страх потери этого достижения, контроля и отделенности, преодолевается действиями и безостановочным движением вперед.

Стиль языка. Добросовестные личности распознают и выражают концептуальную сложность и ясно передают причинные взаимосвязи, последствия и приоритеты. У них много выражений, связанных со временем (эффективность, планирование, цели, будущее), а также явные указания на течение времени. Они начинают описывать себя как психологически сложных существ, применяя богатый психологический словарь. Появляются утверждения с "я", отсутствуют клише, часто содержаться некоторые элементы контраста, самокритики и принятия на себя ответственности.



     6. ИНДИВИДУАЛИСТ (ПЛЮРАЛИСТ).

На этом уровне люди начинают понимать, что вещи не таковы, каковыми они кажутся на более ранних уровнях развития, ведь интерпретация реальности всегда зависит от позиции наблюдателя. Таким образом, включение точки зрения наблюдателя, который влияет на то, за чем он наблюдает, теперь занимает сознание. Никто не может быть столь непривязан и "объективен", как понимает это Добросовестный человек со своим рациональным/научным взглядом.

Один и тот же объект/событие может иметь разное значение для разных людей, или для одного и того же человека в разных контекстах или в разное время. Индивидуалисты начинают наблюдать за собой в момент создания смыслов для себя. Возникает важное измерение в модели мышления. Индивидуалисты отвергают чисто рациональный анализ в пользу более целостного подхода, где чувства и контексты также принимаются во внимание, а процесс становится столь же интригующим, как и его результат. Они предпочитают более релятивистские и психологические подходы, чем чисто логические. Желание объяснить все на свете прошло, и мысленные эксперименты становятся все менее привлекательными.

Индивидуалисты не доверяют общественной мудрости и гиперрациональным ограничениям Добросовестного уровня. Им необходимо отстранится от всего, что было раньше. В этом случае человеку необходимо переоценить все, что раньше он воспринимал некритично, в том числе и санкционированные обществом ролевые идентификации и переопределить себя в качестве уникального я, вне зависимости от социума, основываясь на собственном опыте и умозаключениях. Когда человек полностью осознает, что большинство предшествующих смыслов были социально и культурно обусловлены, научная уверенность и поверхностные суждения разрушаются. Больше того, Индивидуалисты учатся постоянно исследовать свои убеждения для выявления лежащих в их основе предположений, или чтобы получить удовольствие от вновь обретенной умственной свободы, в рамках которой им доступны подобные действия.

Поскольку прошлые идентичности более не принимаются без тщательного исследования, Индивидуалисты поглощены желанием личных уникальных свершений, независимых от любых социально одобренных ролей или задач. Чаще всего они до некоторой степени отдаляются от внешней деятельности или ежедневной рутины. Вместо этого они погружаются в исследования своего внутреннего мира в поисках уникальных даров или ответов на актуальные для них вопросы. Покидая общество для того, чтобы быть самими собой, Индивидуалист часто приносит творческий результат в работе, новое видение тех или иных проблем или вдохновляет других своим энтузиазмом в следовании своим интересам и поисках ответов на свои вопросы.

Индивидуалисты наслаждаются парадоксами и противоречиями, не пытаясь их разрешить. "К черту! Все относительно." Линейная, интеллектуальная логика уступает место более целостному пониманию. Человек может идти по миру с открытыми глазами, плюс воображение. Чтобы увидеть, иногда надо поверить. Не обязательно доказывать все, согласно чему живешь. У Индивидуалистов новый, не саркастичный тип юмора, чаще всего направленный на самих себя. Он основан на зарождающемся ощущении пустоты внутри формы вещей в смысле правильного и неправильного, доказуемого и недоказуемого.

Вместо того, чтобы пытаться проанализировать все на свете, Индивидуалисты желают наслаждаться субъективным опытом. Это все, чему можно доверять. Таким образом, это основное смещение фокуса внимания от Добросовестного "действия" на "бытие и ощущения". Вместо того, чтобы строевым шагом двигаться в будущее, Индивидуалисты ориентированы на настоящее. Они начинают замечать, как эмоции влияют на тело и наоборот, и как различные эмоции распространяются по телу. Появляется новое ощущение связи тела и ума.

Индивидуалисты не распространяют свои интерпретации на окружающих. Вместо этого они пытаются понять и уважать их. Они с радостью отмечают индивидуальные различия и уделяют внимание тому, что Добросовестные понять не могут. Когда вместе собираются несколько Индивидуалистов, они дают возможность каждому высказать свое мнение.

Постмодерн - воплощение Индивидуалистического уровня развития. В своем худшем варианте, постмодернисты утверждают с полной уверенностью, что не существует такой позиции, с которой можно было бы выносить суждение о чем бы то ни было. При этом не видят содержащегося в этом утверждении противоречия, которое подчеркивает превосходство этой идеи над остальными, что, конечно же, является суждением и иерархическим расположением ценностей. Сосредотачивая внимание только на различиях, Индивидуалисты не видят общих для всех людей ограничений. В тех организациях и командах, где ценят одинаково каждое мнение, собрания могут идти вечно, не решая никаких проблем, хотя сотрудники ощущают, что их услышали и их мнение признали. Хотя это сложно принять Самосознающим и Добросовестным людям, Индивидуалисты таким образом готовятся к еще более глубокому принятию и толерантности к различиям - такому принятию, которое включает в себя и различия и сходства.

Индивидуалисты часто смещают фокус внимания с причинности (прошлое) и целей (будущее) Добросовестных личностей на восхищение текущим моментом. Им необходимо понимать и наблюдать, как разворачиваются явления. Вместо результатов и достижений они теперь сосредоточены на процессах, взаимоотношениях и нелинейных влияниях различных переменных. Индивидуалисты наблюдают, как они сами и другие меняются и по-разному ведут себя в зависимости от контекста. У них присутствует экзистенциальное чувство того, как каждый момент отличается от следующего, и как настоящее, таким образом привносит нечто особенное и пикантное.

Индивидуалисты говорят о "внутреннем племени". "Кто я? Что происходит?". Таким образом основной предмет их беспокойства - интеграция различных частей личности. "Я могу быть и своим старым рациональным "я" и новой личностью совсем другого типа, я боюсь, что во мне уживаются две или больше личностей. Я чувствую себя запутавшимся." Депрессия Индивидуалистов основывается именно на этих внутренних конфликтах и отчаянии от невозможности найти свое подлинное "я". Поскольку Индивидуалисты исследуют свои чувства и мотивацию, они также начинают осознавать, насколько легко человек может обманывать сам себя. Возможность защитных самообманов и культурных искажений теперь кажутся им постоянной опасностью.

С другой стороны, невероятно возросшая способность к контакту с самим собой и к интроспекции ведет к возросшей способности сопереживания окружающим и принятию различных идей, поведений и реакций. Ими часто восхищаются другие люди: их беспечным, энергичным самовыражением, спонтанностью и способностью жить согласно своим уникальным особенностям, свободным от ограничений общества. Однако их также боятся из-за их непредсказуемости и свободы действий мечтателей и не-делателей, особенно в окружении нацеленном на достижения. Их отношения с другими интенсивны и взаимно полезны, когда в них есть синергия и выбор.

Стиль языка. Их синтаксис содержит случайности, небанальные сравнения, контрастирующие идеи. "И" сменяет "или" и "но". "Хотя, несмотря на" и т.д. говорят о когнитивной сложности. Письма содержат яркую информацию (часто с восклицательными знаками) и более точный психологический словарь.

Previous post Next post
Up