Заговор военных и старой гвардии большевиков. Начало
1927 год, XV съезд РКП(б)
«Ленинградская группировка - Зиновьев, Каменев, Евдокимов, Бакаев - склонялись к капитуляции. «Нас хотят выгнать из партии; мы должны остаться в ней любой ценой…Унижение нас мало волнует…Когда начнется грядущий кризис режима…»
Троцкий решил сопротивляться. «Мы начали борьбу по существу, которая может продлиться годы и потребовать многих жертв,- говорил он мне. - Я уезжаю в Среднюю Азию, постарайтесь уехать в Европу…Желаю удачи!» Мы обнялись.
Ясность суждений, выразительность слога, стойкость в эпоху морального оскуднения делала из Троцкого образец, само существование которого, даже с кляпом во рту, возвращало веру в человека.
Он приобрел, благодаря своей моральной силе и мышлению, несколько тысяч непоколебимо преданных сторонников.
Он уехал, исчез.
За восемнадцать месяцев до этого был возможен переворот против Политбюро Зиновьева-Каменева-Сталина, и мы, оппозиционеры, рассматривали такую возможность.
Армия и даже ГПУ приняли бы Троцкого подавляющим большинством, если бы он захотел; ему это не раз повторяли. Такой вопрос ставился(конец 1925- начало 1926 годов), и именно тогда Троцкий решительно отказался…
Позднее, в 1935 году, Троцкий писал: «Нет никакого сомнения, что произвести военный переворот против фракцииЗиновьева,Каменева,Сталина и проч. Не составляло бы в те дни никакого торуда, и даже не потребовало бы пролития крови…»
Стр.282-284
В.Серж «От революции к тоталитаризму. Воспоминания революционера»