Сегодня компания открыла очередную суперзарядку, которая довела общее число станций до 500. Общее число "колонок" на всех станциях достигло почти трёх тысяч (если быть точным, 2 818), получается, почти 6 шнурков в среднем на каждой станции. Это сопоставимо с числом зарядок самой крупной быстрой зарядной сети, CHAdeMO, развиваемой японскими и корейскими производителями (3 131 зарядка за пределами Японии, правда, в стране восходящего солнца их аж 5 418), а менее матёрые стандарты типа
CCS эта цифра кладёт сразу на лопатки.
По Западной Европе на Model S уже можно
комфортно перемещаться между странами.
Что особенно вызывает уважение, так это то, что компания развивает сеть зарядок исключительно своими силами, без помощи государственных денег и альянсов с другими производителями. Хотя возможность таких альянсов Теслой озвучивалась, но никакой другой производитель пока к стандарту суперзарядки не присоединился. Основных причин этого скорее всего две: желание других производителей продвигать свой стандарт, рассчитывая на то, что он вытеснит другие, и то, что других электромобилей с такой батареей банально нет на рынке. Да, есть как бы Audi R8 e-tron, но исключительно на нескольких видеороликах и в пресс-релизах, и 30
Rimac-ов, проданных за миллион долларов каждый. В общем, действительно нет. А всем остальным хватит скорости CHAdeMO или CCS - большую мощность маленькая батарея не переварит.
Click to view
Майское видео о том, где открывались суперзарядки
с момента начала строительста сети.
Год назад было открыто
184 суперзарядки, таким образом Tesla Motors сейчас открывает почти по суперзарядке в день. Это классный темп, с учётом того, что считаются не единичные зарядки, а целая станция. Я писал раньше о том, как эта
станция устроена, с тех пор мало что изменилось, кроме числа открытых в мире суперзарядок. Только Tesla начала тестировать
кабели с жидкостным охлаждением, что должно дать возможность увеличить скорость зарядки с нынешних 130 кВт до 150 или даже до 200 в будущем. Для 90 кВтч батареи, которая уже начала продаваться, 2C зарядка, на которую обычно ориентируются производители, как на максимальную, будет иметь мощность 180 кВт, так что наращивать мощность уже есть куда.
Кабель суперзарядки с жидкостным охлаждением
значительно тоньше обычного.
Самой плотной сетью суперзарядок сейчас может похвастать Германия, в которой построено 47 станций, ну а больше всего зарядок в США - 209. Кроме самых платёжеспособных стран с развитой экономикой, суперзарядки начали открываться и в странах "попроще": 2 уже открылись в Словении, ещё одна, в Польше, находится на стадии разрешительных документов. Так что нет сомнений, что через год станции появятся и в России, которая
есть в планах Tesla Motors.
В США сеть начинает покрывать менее популярные направления, но если
ехать от побережья до побережья, везде будет один небольшой пробел.
Продолжают открываться суперзарядки в новых регионах - Австралии и Японии, в Австралии их уже три, а в Японии - 6. В США несмотря на большое число зарядок всё ещё тяжело будет проехать с востока на запад на 60 кВтч модели (которая, впрочем, уже не выпускается) в холодное время года. Странно, что Tesla Motors так и не закрыла эти пробелы.
Подземная суперзарядка в Лондоне.
После Штатов следующей страной по числу суперзарядок идёт Китай, где их уже 76, но, увы, продажи Model S в стране буксуют. Хотя Tesla и занимает большую часть поставок импортных электромобилей, с местными производителями ей не потягаться, Поднебесная славится протекционизмом домашних производителей. Зато в Гонконге, одной из самых открытых экономик мира, дела
идут отлично, 1.7% всех проданных в провинции автомобилей - Tesla Model S, а 9 суперзарядок на таком маленьком пятачке земли исключают проблемы владельцев с зарядкой.
Год назад было в 3 раза меньше суперзарядок, и их
месячное потребление было в пределах 2 ГВтч.
Единственная ложка дёгтя пришла совсем недавно - компания
массово разослала емэйлы своим клиентам, которые часто пользуются суперзарядками там же, где живут, что мол, сеть предназначена прежде всего для междугородних поездок а не для того, чтобы всегда ездить бесплатно. Клиенты сразу возмутились - опция поддержки суперзарядок стоила $2 000 для 60 кВтч модели (для остальных она бесплатна), да и ни о каких формальных ограничениях до этого речи не шло. Плюс к тому же, в некоторых регионах (например, Китае) Tesla Motors умышленно открывает много зарядок в мегаполисах именно для ежедневной городской езды, поскольку там тяжело устанавливать домашние зарядки из-за местной бюрократии. Возник вопрос о том, сможет ли Tesla потянуть поддержку своей сети суперзарядок, когда электромобилей будет не несколько десятков тысяч, как сейчас, а сотни тысяч или миллионы недорогих Model 3.
Надеюсь, это недоразумение как-то решится в ближайшее время. В пользу клиентов, конечно. До последнего времени электричество на станциях составляло меньшую долю затрат, чем строительство самих станций, но компания интенсивно развивается и, видимо, пытается хоть как-то уменьшить рост убытков. Судя по реакции клиентов, не самым лучшим способом.
Напомню, удобная карта суперзарядок со всей статистикой находится
здесь, а официальная карта с планами на будущее на
официальном сайте.