По рынку США вся информация уже доступна, по Европе и Азии вряд ли данные будут раньше, чем через месяц. Начну с фактов, цифр продаж. Для этого воспользуюсь изображениями с замечательного новостного блога об электромобиля и плагин-гибридах,
InsideEvs. Итак, в прошедшем 2014 году в США было продано 119 710 электромобилей и плагин-гибридов. Это на 23% больше, чем в прошлом. Автомобилей и лёгких грузовиков, категорию, в которую в штатах включают все легковые автомобили, SUV, минивэны и пикапы, за год было продано 16.5 млн.
Продажи электромобилей и плагин-гибридов в США за 2014 год. Источник: InsideEVs.
Таким образом, общая доля подключаемых автомобилей составила меньше процента, а если быть точным, 0.72%. Это больше, чем
0.61% в 2013 году. Но всё равно рост едва ли можно назвать стремительным. Я расчитывал, что продажи в США достигнут 150 000 в этом году и вплотную приблизятся к 1% от всех новых автомобилей, но этого не случилось. Причина очевидна, но мы к ней ещё вернёмся, давайте посмотрим, как изменилась структура продаж за год.
Продажи электромобилей и плагин-гибридов в США за 2013 год. Источник: InsideEVs.
Начну с распределения между электромобилями и плагин-гибридами. В 2013 они шли, практически, ровно - 49% электромобилей и 51% плагин-гибридов. В этом году соотношение практически не изменилось. Пока нет точных цифр по распределению продаж BMW i3, но можно взять данные по соотношению чисто электрических версий (около четверти) и версий с удлинителем хода двухмесячной давности. Тогда электромобили займут 50% американских продаж подключаемых автомобилей, а плагин-гибриды, соответственно, оставшиеся 50%.
Новый Volt выглядит лучше предыдущего, но это далеко не
единственный фактор, влияющий на коммерческий успех модели.
Это выглядит несколько странно, потому что продажи самого популярного плагин-гибрида Chevrolet Volt упали. И если Chevrolet Volt с самого начала года выглядел не слишком уверенно, то продажи второго по популярности плагин-гибрида, Toyota Prius PHV, начали падать только во второй половине года. С Chevrolet Volt всё понятно - нынешняя модель уже не продаётся. Chevrolet буквально на днях (NAIAS начнётся 12 января) анонсирует серьёзно обновлённую модель, Chevrolet Volt 2016 года. Что они покажут, и поможет ли это обновление автомобилю, мы узнаем позже. Что касается подключаемого Prius-а, наиболее вероятная причина снижения продаж - падение цен на бензин. Основной спрос на плагин-гибрид с одной из самых маленьких батарей на рынке, видимо, формируется покупателями, рассматривающими покупку такого автомобиля только из экономических соображений.
BMW i3 хорошо продаётся и в США и в Европе. Более того, это всё ещё одна из
немногих машин, для которой производитель не может удовлетворить спрос.
Блестящий новичок этого года - BMW i3 и стабильные 1000 продаж в месяц. Электрическая версия, которая разгоняется до 96 км/ч за
6.4 секунды стартует с $42k, а версия с удлинителем хода с $46k. Обе версии могут рассчитывать на все государственные вычеты и буквально кричат о том, что свалились на нас из будущего. i3 находится на $10k выше основной массы электромобилей и плагин-гибридов, и, поэтому, её продажи меньше зависят от колебаний цен на бензин. Конечно, стоит отметить и BMW i8, которого продаётся в месяц больше, чем, например, Kia Soul EV или любого плагин-гибридного Porsche. С учётом цены от $136k в США, это, определённо, достижение. И, в отличие от i3, его космический вид не вызывает отторжения почти ни у кого. Будет справедливо сказать, что в этот автомобиль баварцы могли запихать хоть двигатель на еловых шишках, всё равно продажи были бы обспечены. Поэтому вдвойне приятно, что этот автомобиль сделали плагин-гибридом.
Часть инфографики по Nissan Leaf, сделанной InsideEVs. Доля Leaf
в продажах Nissan становится всё заметнее и заметнее.
Nissan Leaf - лидер продаж в сегменте подключаемых автомобилей. Если раньше ещё была видна какая-то конкуренция с Chevrolet Volt, теперь он недосягаем. На 31% продано больше автомобилей, чем в прошлом году, и заметно меньшая реакция на понижение стоимости бензина, чем в случае с Prius PHV.
Во второй половине года продажи подключаемых автомобилей упали до уровней
прошлого года, лишь в декабре поставки полноприводных Model S оживили их.
Что сказать про Model S? Tesla Motors не очень равномерно размещает производство заказов, в том числе из логистических соображений (типа, сделать корабль машин для Китая), поэтому просадка летом мало о чём говорит. Компания продала практически столько же автомобилей, как и в прошлом году, и текущие заказы принимает на конец марта. В конце года была сброшена термоядерная бомба в виде полноприводных P85D и 85D, что обновило ажиотаж среди американских заказчиков и вкупе с расширением производства увеличило декабрьские поставки до рекордных 3 500 автомобилей. Думаю, не ошибусь, если скажу, что продажи Model S в США в следующем году увеличатся. Tesla меньше всего подвержена влиянию цен на бензин, автомобиль становится всё более известным, серьёзно расширилась сеть зарядок и т.д.
С середины года цены на бензин покатились на самый низкий уровень за последние 5 лет,
от этого прежде всего страдают продажи самых доступных плагин-гибридов.
Неплохо продаются плагин-гибриды Ford. Их продажи тоже заметно упали (с учётом сезонности) от понижения цен на бензин, но и Ford Fusion Energi (плагин-гибридный Mondeo) и Ford C-Max Energi последние пять месяцев обгоняли Prius PHV по продажам. В то же время электрический Ford Focus несмотря на понижение цены продаётся, что называется, ни шатко ни валко.
Из-за малой доли налогов в цене, американские розничные цены
на бензин очень чувствительны к колебаниям цены на нефть.
Что можно сказать про будущий год? Если весь год сохранятся такие же низкие цены на нефть, американский рынок подключаемых автомобилей вряд ли вырастет по отношению к этому году. Европейский рынок, где в стоимости топлива большая доля налогов имеет все шансы обогнать американский в 2015 году.
В некоторых штатах цена на бензин уже меньше 2 долларов за галлон (3.76 литра).
Драйвером для США может стать Tesla, продажи которой меньше зависят от цен на бензин. Если Model X выйдет точно в срок, американских заказов на электрический SUV уже
больше 16 тысяч. Если цена на нефть вырастет во второй половине года, то вырастут и продажи подключаемых автомобилей.
Интересных новинок на американском рынке кроме Model X, Chevrolet Volt в следующем году, практически, не предвидится, в основном это будут плагин-гибридные версии уже известных европейских автомобилей. Outlander PHEV вряд ли доедет до штатов раньше конца года.