Ситуация с противостоянием православных Осетии о.Зосиме и его кадровым решениям набирает обороты. Без предисловий и введения в курс дела публикуем текст, написанный человеком, которого мы считаем компетентным в данной теме.
Братья и сестры, что происходит вокруг ситуации с архимандритом Антонием? Прочитал обращение владыки Зосимы и удивился его непониманию, что перевод авторитетнейшего монаха, основателя монастыря, вызовет бурю эмоций. Владыка называет перевод "сугубо внутрицерковным решением". Это типа не ваше дело?! Да кто это сказал, что нам судьба Православия в Алании менее важна, чем недавно приехавшему о.Зосиме? Нечто подобное уже произносилось из уст о.Шауэрмана, когда подписи православных под письмом, он не посчитал мнением православной общественности. Странно, что вновь приходится напоминать церковнослужителям, что Церковь Христова состоит не только из них, но еще из мирян. Для чего это старательное противопоставление клира и мира? Напоминает отношение чиновников к простому люду. Теперь этим и Церковь заразилась?
Если священство не желает считаться с волей мирян, то пусть так и скажет: вы не заслуживаете никакого уважения, и ваше мнение для нас ничего не значит. Но я не верю, что о.Зосима может так считать.
Судя по всему иерархам показалось, что ситуация с Православием в республике не имеет проблем? Сегодняшнее противостояние продемонстрировало, что миряне чувствуют обстановку значительно более остро. Для людей архимандрит Антоний сделал и делает столько, сколько не сделал ни один другой клирик. Зачем резать по живому и отрывать столп веры в Алании от людей? Верующие не понимают, для чего этот непонятный перевод монаха в Дагестан? В России больше не нашлось кандидатов? Или это какая-то непонятная борьба за авторитет в Епархии?
Владыка Зосима, сегодня верующие говорят Вам, что для них Православие не пустой звук и что авторитет Церкви складывается из авторитета каждого пастыря. Архимандрит Антоний потому и любим православными, что стал настоящим Отцом для нас. Не перешагивайте через наше мнение, не противопоставляйте себя православным мирянам. Когда Вы прибыли в Аланию, мы радовались, зная, как любили вас и уважали в Калмыкии. Не нужно такими поспешными шагами разрушать единство мирян и клириков, ронять уважение к священству.
Прошу вас, братья и сестры, не допускайте насилия ни в какой форме. Надеюсь, Владыка поймет, свою ошибку и не станет настаивать на ней.
Мы рады тому, что наши сограждане, жители Осетии вышли на улицу и с полной решимостью защищают свою точку зрения. Удивление вызывает высокомерная позиция "руководства" Владикавказской и Махачкалинской Епархии. Ситуация с Православием в РСО-Алания далеко не идеальна, а действия представителей РПЦ часто неадекватны. Всем памятно обращение части православной общественности против провокаций во время нашумевшей истории с Али-Хаджи Евтеевым. Тогда РПЦ устами благочинного православных церквей Северной Осетии о.Василия Шауэрмана объявила обращение, подписанное конкретным людьми, фальсификацией. Более того, о.Шауэрман, по его словам, был " ..склонен рассматривать его (обращение) как очередную провокацию ваххабитов, тем более что его разместил известный ваххабитский сайт Ислам.ру". Таким образом, часть православных осетин оказалась причислена служителем Православия в Осетии к ваххабитам.
Давно пора активно поднять вопрос о выделении, наконец, Осетии в отдельную епархию, который является болезненным для верующих республики. Вопрос о православной литературе на осетинском и службах на родном для нас языке (на что мы все имеем полное право). Пока складывается ощущение, что РПЦ либо не понимает чаяний своего клира в Осетии, либо намеренно не хочет их понимать.
В интернете уже посыпались обвинения в «эгоизме», дескать, дагестанцам сейчас нужнее "развитие Православия". Такие реплики вызывают только недоумение. Неужели у кого-то есть основания полагать, что у осетин нет сложностей с религией в республике? Почему просьбу оставить Антония в Осетии интерпретируют как предательство Церкви, и разве не было бы бОльшим предательством перед Господом отречься от человека который столько сделал для республики? Почему, в конце концов, от людей требуют раболепства, называя его «смирением»?
Многие осетины глубоко и искренне верят в Бога и признают единственную истинность Православия. Никогда в РСО-Алания не покушались на устои РПЦ, никогда не пытались предать ее или поставить под сомнение ее каноны. Вера жила в наших предках, живет в нас и будет жить в наших потомках. Но как бы глубока не была наша Вера, осетины не должны раболепствовать перед теми, кто прикрывается именем Господнем, и не давать использовать Веру в качестве средства для «усмирения». Каждая попытка вмешаться в жизнь нашей республики, и навести там порядки «на свой вкус» должна вызывать адекватное противодействие.