Средневековый "оазис" в Пензенской области

Mar 04, 2013 08:11


-- В ваших краях мне и раньше приходилось бывать,-  сообщил я отцу своей подруги, у которой гостил в Наровчате. Мы уже успели обсудить с ее папой погоду, нравы современной молодежи и срочно требовалось придумать новое направление разговора.
----Бывал? А где именно??----
---- В Потодеево!, Я тогда еще был школьником. Раскапывали стоянку времен неолита!------
------ И что? Находи что-нибудь??-------
--- Конечно находили! Орудия труда древних людей, наконечники стрел,  сделанные из кремня, керамику----
--- Ах керамику, ?! Да ее у нас здесь полно?! ------
---Как полно, - едва не поперхнувшись куском домашнего пирога, который в этот момент дегустировал, спросил я
---А так! Выходим на огород весной землю копать Ставим два ведра - один для сорняков, другой для керамики!---
В тот же день моя подруга отвела меня на " зады" огорода. Там действительно лежала приличная горка обломков керамики. Были  остатки серых лощёных кувшинов и поливных зеленого цвета тарелок.



Я вспомнил тот день когда мне на глаза  попала статья в журнале " Солнце ислама инфо". Несколько  журналов нам передали представители Единого духовного управления мусульман Пензенской области - коллеги общались с ними. Так вот меня заинтересовала статья  " Мохши - новая Троя исламской цивилизации".
"....Прогрессивность хана Узбека заключалась в том, что он первым из язычников - наследников улуса Джучи, осознал значение ислама, как объединяющего фактора в построении сильной системы государственной власти. Он, также, понимал, что в условиях противостояния с католическим Западом и укреплением православия в русских княжествах, именно ислам способен объединить многочисленные этносы, входящие в состав некогда мощной монгольской империи, но уже раздираемой кланово-родовыми распрями.
Почему же роль и значение личности хана Узбека многими современными историками до сих пор не оценена? Факт существования созданного им города Мохши (Наручадь, Наровчат), где ислам был объявлен государственной религией Золотой Орды общеизвестный, но больших приготовлений к юбилейной дате что-то не наблюдается..."
http://www.islamnews.ru/news-124081.html
Прочел я статье, потом еще раз и стал думать. Итак Наручадь, потом Нуриджан, он же  улус Мохши. Современный Наровчат. Я хорошо помню облик "прежнего зала" средневековой истории Сурского края в пензенском краеведческом музее.  В самом углу справа на витрине лежали куски обработанного известняка со следами орнамента, колчан со стрелами, разумеется имитация и картина - " Взятие Тамерланом города".
Я тогда еще подумал - как это в краю лесов по чьей-то прихоти могли строиться дома из камня. Зачем, для чего? Ведь вокруг полно древесины!! Не проще и не лучше ли из нее было постройки делать??
Уже позже, когда учился в вузе мне в руки попала книга " Загадочный город Мохши". Но из текста,кроме того, что здесь несколько десятилетий существовал "оазис" средневековой городской цивилизации - наличие бань, водопровода, караван-сараев, мне больше ничего не запомнилось.
И вот теперь  - исторический повод вспомнить, что это был за древний город. Я пообщался с пензенским археологом Геннадием Белорыбкиным. Он потвердил. Да, есть устойчивая версия, что после захвата власти именно здесь несколько лет прожил хан Узбек, При нем строились здания, чеканилась монета с именем правителя. И именно Узбек в 1313-м году принял здесь ислам. Ну здесь или нет, это историкам выяснять. А вот то, что он жил здесь это скорее всего истинная правда.


Вот я о чем подумал - ну с чего золотордынскому хану, или просто князьку, если здесь был не Узбек, здесь в лесной сурской глуши строить каменные здания, водопроовод?? Нет, тут скорее всего "орудовали" большой суммой денег  и кажется гипотеза о жизни здесь Узбека - это очень даже правдоподобно. Но с другой стороны - Узбек мог  распорядиться построить здесь сильную крепость и отсиживаться, утверждая свою власть в Орде! Но нет, кроме стен еще и положенная среднеазиатскому городу инфраструктура - мечеть, коммуникации, караван-сараи для приезжих, монетный двор.

Все это было здесь! Имеется в виду в границах нынешней Пензенской области.  Значит в Нуриджане или Наровчате хан планировал " осесть" надолго. Решать государственные дела, принимать послов, кстати московиты рядом, им с серебром сюда ближе добираться.
И вот теперь возникает еще один вопрос, не слишком ли он надолго в наших краях задержался?? Несколько лет для средневековья, это не шутка!!! Видимо в чем то прав был писатель историк Дмитрий Балашов когда писал.

"..В 1313 году весть о смерти Тохты, хана Золотой Орды, застала монгольских нойонов врасплох. Узбек, имевший все права на ханский престол, как старший племянник Тохты, раздражал многих, и, прежде всего, старую монгольскую знать. Настойчивое желание Узбека утвердить в Орде мусульманство как обязательную государственную религию делало его ненавистным для тех, кто помнил заветы Темучжина и с презрением победителей относился к верованиям покоренных ими племен.«Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания, и каким образом мы покинем закон (тура) и устав (ясак) Чингиз-хана и перейдем в веру арабов?» - эти слова не измышлены писателем, а сохранены нам историком, современником событий, рассказывающим далее, что «Узбек настаивал на своем» и что монгольские эмиры, «вследствие этого чувствуя к нему вражду и отвращение», устроили пирушку, «чтобы во время попойки покончить с ним». И как Култук-Тимур сообщил по секрету Узбеку о замысле эмиров и «сделал ему знак глазом», после чего Узбек «немедленно сел на коня, ускакал и, собрав войско, одержал верх». Сына Токтая, Ильбасмыша, со ста двадцатью царевичами из рода Чингиз-хана он убил, а тому эмиру, который предупредил его, «оказал полное внимание и заботливость». Это, кстати, было, кажется, первое открытое поощрение доносительства у монголов. Называют, впрочем, и более скромную цифру убитых потомков Чингиз-хана, в семьдесят человек, не указывая, разумеется, какое погибло при этом количество тысячников, сотников и рядовых монголов, не захотевших изменить древнему девятибунчужному знамени и своим вождям - чингизидам.
Гражданская война в Орде продолжалась три года и закончилась лишь в 1315 году, с полным истреблением всех тех, кто не сбежал на Русь или не переметнулся к победителю, отринув веру прадедов и отказавшись от древнего достоинства степных батыров. В междоусобных бранях народов часто гибнут лучшие, самые убежденные, те, для кого честь и заветы старины отнюдь не «звук пустой», а значат больше собственной жизни, и выживают предатели, перебежчики, ренегаты, способные стать под любое знамя, лишь бы сохранить себя да еще и нажиться на чужой беде.
Не бросим же камня ни в кого из тех,кто погиб, даже став противу неодолимого хода времени, ради чести своей и высоких, пусть даже и устарелых, заветов прошлого, кто «прадедней славы не развеял».
Дмитрий Балашов " Великий стол"


Гражданская война или религиозная, какое теперь имеет значение. Факт есть факт, одни - приверженцы ислама, победили  уничтожив других, последователей языческой религии.
Пока шла эта, старорусским языком выражаясь, "замятня" Нуриджан строился, предполагаю, что и русские полонянники здесь были, богател, торговал. Скакали гонцы везя кто грамоты, кто сумы с деньгами. И на юго-восток уходили отряды.
Я так думаю о "политических" связях Нуриджана лучше всего бы рассказали вислые печати от грамот. Такие часто находят при раскопках  славянских городов, возможно такие печати  могли остаться и в наровчатской земле.
http://xlt.narod.ru/texts/seal13.html

Жизнь старинного города находившегося в современных границах Пензенской области хорошо описал вышеупомянутый Белорыбкин"

"......Если же погрузившись в тьму веков, попытаться представить то, как выглядел древний город Мохши, можно получить следующую картину. Проезжая мимо низеньких изб мордовских и буртасских деревень, средневековый путешественник вдруг попадал в большой город. Город, где шумели базары, скакали военные отряды, перебирались с места на место посольства. В самом центре можно было увидеть большую Соборную мечеть из белого резного известняка. Возле мечети располагалось небольшое мусульманское кладбище.
Ранним утром над городом слышался голос муэдзина, который с минарета призывал мусульман на молитву и они тянулись по улицам, сходившимся к мечети. Вскоре оживал и многоголосый, разноязыкий по-восточному пестрый базар. Здесь можно было встретить и русского купца, и персидского торговца. Каких только денег здесь не встретишь. Это серебряные дирхемы и медные пулы из золотоордынских городов - Сарай, Новый Сарай, Гюлистан, среднеазиатские дирхемы, западноевропейские динары. За базарной площадью находился караван-сарай, площадью в 400 кв.м. Для гостей были созданы различные удобства - водопровод, отопление, мусорные ямы. Рядом работала для приезжих общественная кирпичная баня с централизованным горячим водоснабжением.
Здесь же располагались и производственные комплексы - гончарные и кузнечные мастерские. Ремесленники изготавливали высококачественные изделия от топоров, оружия и горшков с зеленой поливой и голубой глазурью до замков, шкатулок и украшений. Город же был застроен усадьбами с кирпичными жилыми домами, надворными деревянными постройками, личными банями из кирпича.
На окраине города в районе под названием Мизгить находилось мусульманское кладбище с мечетью и мавзолеями из кирпича. Мавзолеи были самые разнообразные: одни состояли из четырех комнат, другие из одной. Разным было и количество погребенных, но все они совершены строго по мусульманским обычаям..."
http://belorybkin.ru/com_active/detail/16


По прошествии несколько веков, хан Узбек покинул свое временное пристанище и отправился в дельту Астрахани, в Сарай-бату.  Итак, что мы, пензенцы, имеем - один из ханов Золотой Орды, принял ислам. Было это 700 лет назад. И случилось все, согласно гипотезе - в нынешнем Наровчате. Событие? Безусловно....
Но с далеко идущими последствиями. И здесь я передаю слово  историку Льву Гумилеву, человеку много лет изучавшего историю татарского народа. То, что произошло 700 лет назад - полностью перевернуло историю взаимоотношений Московской Руси и Золотой Орды.

"....Отношения между Золотой Ордой и Русью при Узбеке изменились радикально. Вместо этнического симбиоза появилось соглашение Орды с Москвой и жестокий нажим на Тверь и Рязань. Этот союз не был искренним. Обе стороны не доверяли друг другу. Узбек поддержал Юрия Данилыча Московского потому, что его предшественник - Тохта, носитель и защитник традиций кочевой культуры, - поддерживал Михаила Тверского, честного, открытого, непродажного. Узбеку были ближе московские князья, блюдущие свою выгоду, подобно алчным и хитрым купцам, доходы коих зависели от хана. Но ставка хана на князя-приказчика была ошибочной, так как в княжестве существовал еще и народ, состоявший из земледельцев и бояр, служилых людей и монахов, местных уроженцев и эмигрантов из Киева, Чернигова, Волыни, пустевших в то время из-за постоянных набегов татар и литовцев. Все было в быстром и направленном движении. Поэтому единение ордынского султана с московским князем оказалось недолговечным. Сделаем вывод. Процесс этот продолжался до тех пор, пока ордынцы были язычниками или христианами-несторианами, то есть не входили в чужой и враждебный Руси суперэтнос. Сама по себе смена религии не имела бы значения, но с ней было связано изменение политического курса, направления культуры и всего строя жизни. Став из степного хана мусульманским султаном, Узбек сделал ставку на купеческий капитал торговых городов Поволжья и Ирана, отодвинув на задний план интересы земледельческой Руси и кочевой степи. В XIV веке на Руси антиордынские настроения выкристаллизовались в мощное движение, связанное с новым взрывом этногенеза, которое возглавил Сергий Радонежский. Именно оно толкнуло русских людей на Куликово поле, где бой шел не с "погаными", то есть язычниками, а с "басурманами", или мусульманами, представителями чуждого мира и враждебной системы. Именно здесь началась грандиозная борьба, закончившаяся полной победой русских. ..»
Лев Гумилев «Эхо Куликовской битвы» Опубликовано // Огонек, 1980, No 36, стр. 16-17.

Вот так. Именно после  прочтения этой статьи, я по иному взглянул на древнюю историю Наровчата. Кажется нам пензенцам очень повезло - иметь "под боком" такой прекрасный археологический памятник средневековья.
Нуриджан просуществовал около ста лет.  После Узбека здесь было еще несколько правителей. Самый известный - князь Тагай. Ну, а в 1395 году сюда пришел Тамерлан. Вот казалось бы, что ему здесь, "железному хромцу" надо было в этих краях???
Но нет, видимо нашептали "добрые люди", -  какую роль сыграл этот город в истории Золотой Орды, с которой Тамерлану не терпелось свести счеты. А ведь не будем забывать,  " владыка вселенной" тоже был мусульманином. Но это не мешало ему предавать огню и стали все живое, что смело ему сопротивляться. И религия, вероисповедание не играло при этом никакой роли!!!
Согласно историческим сведениям, захватчики разрушили город. Ну а с жителями. Я так думаю с ними  ребята  из Средней Азии не церемонились. Вот наглядные примеры.

"..И вот, ровно 607 лет назад, войска хромого Тимура взялись за методичное уничтожение азовчан. На месте нынешнего раскопа находились в те годы заброшенная хижина и ров. К нему подводили жителей данного района города - женщин, детей и "гражданских" мужчин (воины давно пали в боях) - и небрежно рубили их саблями..."http://forum.azov.infonwww.forum.azov.info/new/504/
http://vetert.ru/rossiya/volgogradskaya-oblast/sights/23-beldzhamen.php

Я вполне могу себе представить, что если на территории Наровчата организовать масштабные раскопки, можно будет найти нечто подобное! Но начинать их сейчас...  Вообщем в итоге это вновь всколыхнет мусульманскую сторону вопроса. А мне лично интереснее археологическая. Тут еще  Золотаревское городище изучать и изучать. А до Наровчата я надеюсь доберутся наши потомки, когда  поводом для раскопок станет не дата - 700 лет или больше с момента  утверждения ислама в Поволжье, а просто желание современников побольше узнать о средневековой истории Пензенского края. И было бы неплохо организовать там в Наровчате археологический заповедник. И проводить историко-культурные фестивали, как это уже делают в Золотаревке. Чтобы люди приезжали посмотреть на раскопки древнего города, купить сувениры , просто отдохнуть и попеть с членами военно-исторических клубов  хорошие песни. Например такую как эту.

image Click to view

Наровчатский район, Золотая Орда, история, краеведение, историческая реконструкция, археология

Previous post Next post
Up