"Поминальная молитва"

Feb 22, 2012 17:38

Мы вчера ходили в пензенский драматический на "Поминальную молитву". Спектакль выбрали из-за Каплана и Шевкуненко. Два патриарха нашей сцены - хотелось увидеть их еще раз. Первому под 80, второму за 80, актеры тоже люди, могут оставить сцену. Поэтому не стали затягивать с визитом в театр.
"Поминальная молитва" - спектакль по произведениям Шолом-Алейхема. Я не читал его повести, но вот рассказы, довелось. В первую очередь мой интерес был вызван особенностями еврейской национальной кухни. В конце 80-х годов один из моих родственников выписывал журнал "Книжное обозрение", а там на последней страничке под рубрикой "Меню литературных героев" печатались рецепты того, что любили герои Рекса Стаута, Джером К. Джерома, Гейне и многих других. Попал в этот "вкусный" список и "Шолом-Алейхем.
Кстати читать произведения этого автора оказалось делом весьма занятным. Ведь события в его произведениях происходят на Украине начала 20 века. Я классе в 6-м, оказался на больничной койке КИМа, и у соседей оказались всего две книги . Детектив "Транспортный вариант" Словина  и сборник произведений Ивана Франко. Франко писал про те же годы, потому эпоха первого десятилетия 20 века не оказалась для меня чужой.
И вот спектакль. И Шевкуненко и Каплан играли блестяще. Я наблюдал за переживаниями Тевье-молочника, - Столько дочерей, и всем надо помочь устроить жизнь..., а сам думал о другом. Я думал о том, что царизм при всей своей ущербности, был еще достаточно "лоялен" к евреям. Что Гитлер устроивший мировую бойню, был существом пострашнее дьявола. На сцене урядник Конопатин предупреждал друга Тевье о возможном погроме, а мне казалось, что за кулисами притаились не разухабистые, воняющие водкой и луком молодчики из "Союза русского народа", а одетые в новенькую черную форму блондины из стаи Гиммлера.
На сцене лавочник Лейзер с грустью прощался со всеми, сообщая, что уезжает в Нью-Йорк, и я мысленно говорил ему, Лейзер, ты правильно делаешь, ты спасаешь себя.
В антракте вспомнил знаменитого американского фантаста Айзека Азимова. В Беларуси времен царизма он был просто Исаак. Уехал и..тем спасся. Где-то читал, что после 1945 года он пытался найти следы своей родни в Беларуси. Тщетно. Всех уничтожила нацистская мразь.
И огромное спасибо Галине Репной. Сцену в которой ее героиня умирает невозможно описать, ее надо смотреть. Она не играла, она жила на сцене.
"Поминальная молитва" - спектакль о горестях евреев живущих в украинской деревушке. Ах, Шолом-Алейхем, ваше счастье, что вы не дожили 1941 года. Такое...все равно невозможно описать.
Единственный фильм о Холокосте который я могу смотреть - " Список Шиндлера". Я видел его на большом  экране, в кинотеатре. На это сил хватило. Потом смотрел  немецкую хронику, снятую палачами. После этого любые художественные фильмы - ничто. И еще я получил  хороший урок. Урок ненависти  к нацизму, фашизму и антисемитизму. И это -  навсегда.

нацизм, литература, евреи, Шолом-Алейхем, театр

Previous post Next post
Up