"Либерти" из конвоя QP 13.

Jan 23, 2025 16:58





Эта «утонувшая» в прибрежном песке ржавая конструкция, всё, что осталось от корабля, совершившего всего один рейс во время Второй мировой войны. Для нас важен пункт назначения - Мурманск. А потом предстоял обратный рейс, на этот раз в составе конвоя QP13. И что с ним произошло - писал на днях. Корабль «Либерти» «Джон Рэндольф» был стандартным грузовым судном EC2-S-C1, построенным на верфи Bethlehem Fairfield в Балтиморе, штат Мэриленд, США. Его киль был заложен 15 июля 1941 года, а спущен на воду 30 декабря того же года.



С этой даты и до мая он был оборудован и загружен грузом для своего единственного рейса.Его размеры составляли 441,6 фута в длину, 56,9 фута в ширину и 37,3 фута в высоту, его валовая вместимость составляла 7176 тонн, а мощность парового двигателя тройного расширения - 339 номинальных лошадиных сил.



"Джон Рендольф"(справа) достраивается. Весна 1942 г.

Он входил в состав конвоя PQ16, состоявшего из 35 судов, которые 20 мая 1942 года вышли из Исландии и направились в Россию. Судном командовал капитан Алекс Эммануэль Андерсен-младший из Вирджинии. Конвой был обнаружен немцами 24 мая, и в течение следующих шести дней он более 25 раз подвергался атакам самолётов и подводных лодок. Ранним утром 26 мая в 01:05, когда конвой находился у северного побережья Норвегии, на него напала «волчья стая» - группа подводных лодок. Из состава конвоя было потеряно 8 кораблей, но, несмотря на то, что торпеда едва не попала в корму «Джона Рэндольфа» на одном из этапов и он пережил четыре близких попадания бомб.

Конвой разделился 29 мая. Часть конвоя отправилась в Архангельск и прибыла туда 1 июня, а большая часть конвоя, включая «Джон Рэндольф», прибыла в Мурманск 30 мая. После разгрузки она присоединилась к конвою QP13, который 27 июня отправился из Мурманска в Рейкьявик. В этом путешествии удача отвернулась от неё, когда 5 июля 1942 года, проходя через Датский пролив у берегов Исландии, конвой налетел на минное поле союзников. Четыре торговых судна конвоя и тральщик были потеряны. Среди пострадавших был «Джон Рэндольф». Он подорвался на двух минах и раскололся на две части в результате взрывов. В результате инцидента погибли 5 членов экипажа, но никто из 12 пассажиров и 12 корабельных артиллеристов не пострадал. Выживших подобрала другая часть конвоя. Почти сразу же кормовая часть корабля исчезла под водой, но носовая часть осталась на плаву, по-видимому, водонепроницаемой, с чистым разрывом в одной из переборок. Носовую часть отбуксировали в Исландию, где она служила плавучим доком до конца войны.



В сентябре 1952 года было решено, что носовую часть следует утилизировать, и она была отбуксирована голландским буксиром «Океанис» в Бо-Несс на реке Форт. Судно сорвалось с буксира примерно в 150 милях к северо-западу от Гебридских островов. Под воздействием преобладающих западных ветров и волнений оно дрейфовало на восток, дважды временно садясь на мель, прежде чем 5 сентября окончательно село на мель в заливе Торрисдейл, Сазерленд. Попытки поднять затонувший корабль не увенчались успехом, и позже его разрезали на части прямо на месте. Останки корабля по сей день наполовину погребены в песках залива Торрисдейл в точке с координатами 58°31,646’ северной широты и 004°15,734’ западной долготы.

https://www.scottishshipwrecks.com/

merchant navy, союзники, liberty fleet day

Previous post Next post
Up