Дымляма в астраханской полупустыне.

Oct 01, 2024 08:35





Кому точно «пленер» в нашем к археологическом лагере был противопоказан, так это любителям поспать. Ложились мы поздно и вставали рано. В 4 часа утра по Москве. Я просыпался раньше. Сплю я чутко и когда дежурные начинали ломать ветки сухих деревьев у костра, чтобы приготовить завтрак, так вот этот самый хруст и заставлял меня открыть глаза, потянуться и начать выползать из спального мешка

Но в то утра, среди ночи кто-то «захрустел» ветками рядом с моей палаткой, я еще сквозь сон подумал, какого чёрта дежурным понадоьилось идти за сушняком к моему жилищу. Дело в том что рядом с моей палаткой лежало поваленное дерево. Но потом послышалось смачное коровье пережёвывание, и я понял, кто был виновником ночных звуков, повернулся на другой бок и уснул.

Под утро за полчаса до 4, я встал. Пройдя от палатки до кухни я был немало удивлён застав там нашего повара в слезах.



Утирая их она негодуя проговорила

---Вот, говорили вы, относите пищевые остатки коровам, пусть мол поедят! И корки от арбузов и дынь им носили…А теперь полюбуйтесь, что они натворили и указала на хозяйственную палатку.



хозяйственная палатка на заднем плане. Через день после ЧП.

Я зашёл и какое-то время молчал обозревая увиденное. Три пустых картонных ящика от помидоров - были десятки, осталось штуки четыре придавленных. Коробки с макаронами, крупами, всё сброшено с лавок. С другой стороны опрокинутые коробки с жестянками консервов. Хлеб, он тоже пришёлся бурёнке по вкусу. С края палатки еще вчера стоял ящик с отличным турецким черносливом. Теперь его не было. Рогатая слопала всё, штуки четыре черносливины осталось, не больше. Чернослив вообще штука полезная, питательная и «слабящая». Потому территория у входа в палатку с продуктами была изрядно загажена. Проклиная ночную нарушительницу спокойствия, остальные коровы тут были не при чём, я сходил за совковой лопатой и принялся убирать навоз.



нОткровенно сказать, мы здорово обозлились на коров. Мы их так подкармливаем, но то, что сотворила одна из них, это уже предел наглости. Поэтому на какое-то время мы прекратили баловать их пищевыми объедками. А при приближении особо смелых к лагерю, отгоняли их.

Через пару дней весь личный состав нашего лагеря отправился в дальний путь на озеро Баскунчак. Я там был год назад и остался охранять лагерь. Договорились, что перед обедом придут дежурные из соседнего «московского» лагеря и что-то приготовят.

Сначала на машине привезли продукты - несколько цыплят, картофель, помидоры и баклажаны, болгарский перец, специи и масло.



Потом пришли Дмитрий и Семён - с которыми я познакомился еще год назад. Как обычно Сеня был в своей модной шляпе, которую он по его словам, купил в сувенирной лавке при посещении Геркуланума.

Дмитрий был айтишником, хорошим отцом и любящим мужем. С его супругой мы познакомились, когда она приезжала в наш город в мае этого года на международную конференцию. Дмитрий и Семён объявили, что будут готовить дымляма - узбекское блюдо и принялись резать овощи. Наблюдать за ними было одно удовольствие. Они чистили, резали, ссыпали, снова резали и при этом вспоминали прошлые археологические сезоны, своих знакомых и много чего еще.

Воздух попеременно наполнялся то запахами лука и чеснока, то помидоров и болгарского перца.



В какой-то момент я пошел к соседям. У одного из деревьев за камеральной обработкой найденной керамики трудилась супруга Дмитрия Наталья. Я тал задавать е  вопросы о «премудростях» её занятия, мы разговорились.

Внезапно послышался детский крик. Сын одного из участников экспедиции побежал отгонять опасно приблизившихся к лагерю коров. Кстати, за два часа до этого трое бурёнок пытались вновь атаковать нашу хозяйственную палатку. Но тут я уже был начеку.



Наталья работает в ГИМе (Государственный исторический музей) и курирует сохранение письменных источников. Помнится, я поинтересовался, что у них самое ценное из древнего. Оказывается булла римского папы Климента. Какого по счёту мне сказали, но я подзабыл, каюсь.



Когда я вернулся к изготовителям дымляма, часть овощей и мясо уже были отправлены в казан и шкворча томилось на огне.



Потом, по мере готовности добавлялись новые ингредиенты, и вот наконец Семён объявил, что кушанье готово.



На клич колокола скоро подошли и другие обитатели соседнего лагеря. Все хвалили мастерство поваров и быстро замолкали, активно работая челюстями.



коровы, Астраханская Пензенская Археологическая, еда

Previous post Next post
Up