Спустя несколько дней после начала работ на этом объекте, выяснилось, что самые интересные находки идут с юго - западной стороны жилища. На раскапываемых квадратах мы "зацепили" часть улицы и фасадную часть дома с входом в него.
Что ни день в почве у стены сы находили монеты. Конечно в разных слоях, снимем штык второй грунта, зачистили, потом шёл в ход прибор. И время от времени начинали «птищать» медные пулы. Ну как наши копейки. Не то теряли их. Не то «в пристенок» ими играли у входа)).
А однажды прибор помог нам найти «стоппку» медных кружков сантиметров восемь толщиной. Я еще тогда подумал, не заготоки ли это для изготовления медных монет пулов
Чтобы не упустить ничего ценного, рядом с растущим отвалом установили что-то вроде решётки сита, через который просыпали извлечённый грунт
Между делом я общался и с нашей молодёжью и помощниками Е.М. из Йошкар-Олы. Молчаливыми Всеволодом и Мариной. Разумеется разговор шёл не только об археологии, вернее начинался с неё. Где и что копали: А ещё чем интересуетесь? И так далее и тому подобное. И вот когда я узнал, что Марина большгая поклонница английской литературы 19 века, я этому приятно обрадовался. Ибо сам большой поклонник Диккенса, Киплинга и Конан Дойла. Она мне в свою очередь рассказывала про сестёр Бронте. Разумеется обсудили мы и легендарные «Гордость и предубеждение».
В какой-то момент, глядя на уровни раскопа, я понял, что на паре квадратов раскопа мы исследуем эпоху 1340-1350-х годов, а вот на остальных период «великой замятни» и позже. Были расчищены новые стены, найдены лежанки и небольшая печь тандыр внутри дома метрах в пяти от входа. Начали показываться очертания другой, более широкой печи тандыра, но уже слева от входа, но едва мы углубились в неё, как пошли находки. И какие!
У Марины в руках деталь декора из ганча
Это был так называемый Ганч. Ещё одно новое для вас слово в средневековой археологии. Ганч это резной декор выполненный из гипса, алебастра или чего-то еще.
Первые две резные плитки вызвали у нас всеобщий восторг. Копающие сменили лопаты на совки и кисти. А потом когда находок стало в разы больше,
Е. М. предположил, а не изготавливали ли их здесь? Но когда детали декора перестали нам попадаться, мы заключили, что хозяин верно был большим любителем красивых вещей.
Во время очередного дворцового переворота разграбили дом одного из приближённых хана - неудачника, вот хозяин раскапываемого нами жилища туда и наведался. Подобрал что плохо лежало. Вернее, что осталось. А заодно и ганч прихватил.
Кстати среди найденных плиток были штуки четыре взад и вперед покрытых полосами. Мы еще гадали кто это и главное для чего так сделал. Была и версия, что дети баловались, и то бороздки сделали, чтобы раствор лучше держался, при ведении фасадных работ.
Вообще, судя по находкам этот самый ремесленник был сибаритом. Если питаться, то хорошим мясом и дорогой рыбой, а ел он все эти вкусности с хорошей дорогой посуды. Кстати остатков трапезы хозяина дома мы находили не так много. Судя по всему, домохозяева предпочитали кости и прочий сор под ноги себе не кидать, а относить в мусорные ямы, кои были верно на дворе. Ну, а там работали до нас.
День шёл за днём, а мы продолжали углубляться в почву и в какой-то момент у меня возникло подозрение, что здесь, где мы работаем жили в 14 веке разные люди. Ну в смысле не одна семья ремесленника и его сыновья и внуки. Нет, скорее всего усадьба в разное время принадлежала двум разным ремесленникам и их семьям. Первый поселился здесь при Узбеке и скорее всего жил здесь до начала «великой замятни». А потом, либо свернул свою производственную деятельность и покинул Сарай аль Джадид, либо и он и его домочадцы стали жертвой чумы. Напомню были две волны. Сначала легочная чума, потом бубонная. Так вот потом какое-то время усадьба была в запустении. И соседи использовали одну - две комнаты, верно стены дома упали или разрушились, так вот внутренние помещения использовали под свалку. Нам попадались кости быков и баранов. И даже жаберные «крышки» осетра. Тут даже консультация Петра Викторовича не понадобилась. Как выглядит осётр я знал. Все эти костные останки мы тоже собирали.
Е.М. как-то поведал, какой интересный результат дал анализ двух мусорных ям находившихся у двух раскопанных домов. Так вот выяснилось, что в одной постройке люди питались мясом молодых животных, а в другой соответвенно старых
---Не по средствам было молодое нежное мясо покупать, - заключил Е.М -
Признаться, мы думали, что раскоп себя уже показал во всей красе. Тут и фрагменты дорогой керамики, и монеты, и ганч. Но однажды….
В тот день как обычно после снятия слоя грунта надо было сделать зачистку, после чего в раскоп должен был спуститься человек с рейкой и зафиксировать глубину раскопа.
У всех остальных в это время отдых - перерыв.
Так вот о зачистке. Работа эта выполняется с большим тщанием и обязательно в лёгкой обуви или босиком, чтобы не оставлять следов. Я на раскоп обувал берцы и зачистку делал редко. Так вот в тот день мастер -класс по зачистке взялся показать главный археолог Пензенской области Геннадий Николаевич Белорыбкин. Он выравнивал поверхность откидывая грунт в мою сторону и я в свою очередь отправлял почву за бруствер раскопа. И тут лопата Г.Н.Б. на что-то наткнулась. Он поднял предмет и показал его Е.М. Тот несколько секунд разглядывал находку, а потом выпалил
----Это же чекан! Ну, штемпель для чеканки денег! ------
Это третья такая находка за всю историю исследования Орды! Но первые два нашли «чёрные» копатели, и вот мы! Историческая находка! -----
Я припомнил «стопку» круглых заготовок для чеканки монет и поинтересовался, мол не был ли наш ремесленник в придачу и фальшивомонетчиком??
штемпель из Азака
Е.М. улыбнувшись сказал, что можно предполагать, что угодно.Имея такой штемпель, днём можно было лепить красивые горшки, а по ночам чеканить фальшивые пулы. Что меня смущало так это место, где нашли артефакт. Прямо напротив входа в дом. Обронили? Избавились? Мы этого никогда не узнаём. На следующий день, утром, встретившись на раскопе, мы узнали от Е.М, что штемпель из Азака. Он почистил его и определил происхождение. Азак это ордынское название всем нам известного г. Азов. Там тоже в 14 в., был монетный двор и видимо кто-то из работников «прихватил» орудие труда в Сарай аль Джадид.
А могло быть и так, что хозяин штемпеля просто шёл ночью по лице мимо этого дома. Была весна и дорога была сырой от ручьёв, но тут вдали показались всадники ханской стражи и боясь, что при обыске найдут и штемпель из Азака и стопку монет заготовок, их хозяин решил прямо на месте от всего этого избавиться. «Скинул» улики и дальше как честный человек зашагал навстречу вооружённым людям. А поутру, когда пытался найти «добро» ничего уже не нашёл. Но это - только фантазия.
Как всё было на самом деле, нам уже не узнать.