Еще несколько движений кисточкой и я взял паузу оглядывая расчищенные останки бойца. Вдруг подумалось, что какой-то он небольшой, судя по скелету. Только 18 лет исполнилось и на войну, И всё, первый бой, он же и последний. Тут послышался шорох, я запрокинул голову. На краю стояла наш командир оценивая результаты сделанного.
------Вылезай! Сейчас девочки еще подчистят, за фотографируют и будем извлекать---
Я осторожно, чтобы песок не ссыпался в яму, вылез и встал рядом с Ларисой, продолжавшей рассматривать останки.
------А ведь это женщина! -----
----Как женщина? -----
----Да сам посмотри….Какой таз, череп…Определенно женщина! И захоронение одиночное. Не офицер, а одиночное…-----
В ту Вахту 2017 г. мы поднимали оставшийся с 1944 г. в лесу близ Новых Коноплиц военный погост. Появился он в первые дни марта 44-го, погибших привозили с Друтского плацдарма и тех кто был сражён осколками на «Большой Земле». Много было групповых захоронений.
Мне, к примеру, довелось расчищать «братку» в которой было пять человек. Трое на дне ямы и двое поверх троих.
Так вот кого когда хоронили мы установили по информации выложенной на сайте ОБД Мемориал. Выходило так, что «мартовские» лежали ближе к дороге Близнецы - Новые Коноплицы. А вот последних, погибших в первый день операции «Багратион» захоранивали на северо-восточной окраине погоста. Мне аккурат там и довелось работать. Надо сказать, что за время Вахты мы в том лесу нашли останки 118 человек. И только мне довелось расчищать останки женщины. Кто она? Как еёё звали? Для этого вновь пришлось прибегнуть к помощи сайта ОБД Мемориал. Искал сведения о погребённой у Новых Коноплиц в июне 1944 г женщине.
И, кажется нашел. Скорее всего это:
Кайгородова Маргарита Григорьевна
Дата рождения: __.__.1925
Место рождения: Свердловская обл., г. Свердловск
Наименование военкомата: Первоуральский ГВК, Свердловская обл., г. Первоуральск
Дата и место призыва: Первоуральский ГВК, Свердловская обл., г. Первоуральск
Воинское звание: гв. рядовой
Последнее место службы: 120 гв. Сд
Судя по еще одному выложенному на сайте «Память народа» документу, погибшая служила в 109 опс (отдельный полк связи) 41 ск. Подразделение в котором служила Кайгородова видимо прикомандировали на время наступления к 120-й гвардейской дивизии. Причём, что любопытно, как правило погибших хоронили в братских могилах. У примеру медсестру Капитолину Ласкову из 120 гв сд, убитую при взятии села Виричев, похоронили вместе с бойцами. А вот связистку Кайгородову погребли не в Виричеве, а отвезли в Новые Коноплицы. Она ведь была военнослужащей 109 опс.
За время Вахт памяти наш «Поиск-Вездеход» поднял сотни бойцов. Останки женщин мы находили всего два раза. Второй случай я вам описал. А первый..
Первый на моей памяти случился аккурат в первую Вахту в Беларуси. Тогда нам здорово помог местный житель Андрей Шевченко. Мы, помнится поставили лагерь рядом с захоронениями бойцов по 44-му. Все они были из 1018 сп 269 сд. Воинов погребли в первой, взятой с бою немецкой траншее.А вот поодаль Андрей обнаружил еще одно захоронение.
В яме лежали останки двух коней, остатки чего -то деревянного, возможно телеги и два женских скелета. Всё это мне рассказали потом. Я сделал пару кадров начавшихся могла эксгумационных работ и ушёл на поле близ села Хомичи. Мне потом рассказывали, что девушки поисковики, а у них уже был опыт эксгумации, так вот они испытали чувство шока увидев, что у одной из погибших были косы перевитые шёлковой ленточкой. В могиле с погибшими были медикаменты, вернее то, что от них осталось - пузырьки, полусгнившие бинты и прочее.
Но кто они? Как их звали? Казалось бы, ничего проще - открывай списки погибших из 269 сд в этот день и ищи женские ФИО. Но в том то и дело, что погибшей значится только одна девушка - Антонида Сыскина из 1022 полка 269 сд.
https://veterani.1tv.ru/id/20405/?ysclid=lu8fdbwxxr985770470 Но она была связисткой, а тут явно медсёстры погибшие вероятнее всего при попытке эвакуации раненых с поля боя на телеге.
Поле по которому наступал 1018 сп 269 сд
Кони могли наступить на мину, тут всё тогда было минировано. Хорошо, пусть не медсёстры из 1018 сп, тогда может из 300 медсанбата 269 сд это были? И тут пробел. Мужчины санитары есть, а погибших женщин из медсанбата в списках потерь нет. Так и остались эти две медсестры для нас поисковиков безымянными.
На войне смерть всегда страшна, хоть и привычна. Но когда гибнут женщины, не правильно это…
Итак, за то время, что я в отряде, трёх женщин мы нашли. И, лучше бы этот список больше не увеличивался бы.