--------Вот...Вот здесь грунт легко бьется. И вон там тоже…тут оплывших западин хватает...они наверное в один ряд были похоронены.
В 50-е почти всех перезахоронили, ....Почти всех-----
Договорив. Михаил вздохнул, потом взял щуп и потыкал им в дёрн. "Шомпол" словно "солдатиком" нырнул в сухой песок.
Послышался глухой удар.
В то утро мы приехали в местность близ села Грабово. Весной 44-го здесь одновременно находились тылы 120й гвардейской стрелковой, 323 и 348-й стрелковых дивизий. Фронт не двигался, но обе стороны обменивались артиллерийскими ударами. Погибших хоронили близ тылов стрелковых полков.
Через десять лет после войны под Рогачевом начали перезахоранивать солдат. На кладбищах центральных сельских усадеб. Но погибших было так много что кого то и пропустили.
После обследования территории мы решили копать в двух местах. прочую территорию предстояло проверить.
Прошли десятилетия, но оплывшие "вмятины" оставшиеся от эксгумированных могил угадывались хорошо.
Включили приборы, поисковики не занятые на эксгумации разошлись вдоль обочины и тут то у одного то у другого стыл слышаться гул приборов. Осколки мин и снарядов? Здесь? Вряд ли. Я поспешил к коллегам. В ответ они предъявили найденные рядом с брустверами оплывших ям - могил гильзы. От ППШ или ТТ?
---Их полно...Не иначе при похоронах салютовали. ---
---Да, здесь наверное была своя салютная команда---
Признаться обнаружение гильз рядом с могилами меня удивило. Первый раз мы на толкнулись на подобное. Я вспомнил август 2017-го. Участок леса близ Новых Коноплиц, оказавшийся военным погостом 348 стрелковой дивизии и других частей Третьей армии Первого Белорусского фронта. Под ласкающим взор лесным, кое-где цветастым дёрном, могилы, могилы, могилы. И одиночные и боатские. Так вот ни у одного из захоронений мы не нашли следов отдания при похоронах воинских почестей в виде ружейного салюта.
Ни одной гильзы.
А тут, на опушке леса, небольшие, потемневшие от времени металлические цилиндрики встречались у каждой оплывшей ямы - могилы. Судя по количеству, не из ТТ стреляли. Кто-то из хоронивших, когда над "захоронкой" возникал желтеющий поднятым из глубины песком могильный холи, наверное поднимал в небо свой ППШ и всаживал в небо очередь, другую.
У нас какой-то время сохранялась надежда, что найдена не одна могила, а две. Уж слишком мягко щуп входил в грунт в этом месте, не встречая "сопротивления" материка.
Надеялся на это и Михаил, усердно работающий лопатой. Увы, в этом месте останков найти нам так и не удалось.
Пока шли наши земляные работы удача "улыбнулась" нашему новичку Владимиру. Сначала в метрах сорока от нас послышал его радостный возглас.
---Гвардия»! Я знак нашел! Гвардию! ----
Мы на какое-то время перестали копать, ожидая, что будет дальше. Черех минуту, другую появился и "находчик". "Гвардия" Но откуда она здесь??
Ведь это были тылы 348 стрелковой дивизии.
Уже потом, дома, я выяснил, что дорога на которой стояли наши автомобили была граница между хозяйствами 348 стрелковой и 120 - й гвардейской дивизий. И, судя по данным военных ресурсов, на обочине дороги было захоронено и несколько бойцов из 120-й. Вероятно знак утеряли в 50-, при эксгумации.
Нас, поисковиков, было больше, чем нужно для расчистки одного захоронения. И мы разбрелись по лесу. Угадывая в углублениях в грунте некогда находившиеся здесь землянки и блиндажи мы обследовали их, а заодно и "окраины». Попадались проржавевшие жестянки от консервов, донца от батареек и сами батарейки.
Не исключено, что здесь дислоцировалась радиостанция полка. Никак не меньше. В одном месте нам попалась пустая обойма от ТТ. То ли обронили, то ли выбросили.
Я двигался по лесу с Дмитрием Плюцаком и тот был полон решимости найти какую ни будь "именную" вещь.
Ну, к примеру сделанную из самолетного дюраля коробочку. В одним месте нам попался "сброс" - кусок оплавленного алюминия и предметы конской упряжи. По какой такой причине от неё поспешили избавиться.
Почему? Неясно. Железяки от упряжи мы забрали, а знак "Гвардия" был передан представителю 52 ОСПБ.
Порядок такой - подобные артефакты отдают военным.
Надо отметить, что и нам с Дмитрием и другим поисковикам попадался и послевоенный оставшийся т местных колхозников мусор. Но для нас он внимания не представлял.
Потом мы направились к могиле. Расчистка останков была завершена и были озвучены интересные подробности. На одной из конечностей остался медицинский жгу. Пытались и скорее всего остановили кровь? Но от чего умер боец? В затылочной части мы обнаружили отверстие явно пулевой. Так вот отчего наступила смерть.
Я напомнил коллегам эпизод из «Спасение рядового Райана". Там был момент когда санитары останавливают раненому кровотечение и радуются этому,
Но тут пехотинцу попадает пуля в голову и ...все старания "идут лесом".
Когда скелет в могиле был расчищен, сделали несколько снимков, потом кости стали поочередно поднимать вверх, на край ямы стали поднимать кости. Их расчищали и стали выкладывать на баннере. Я и другие молча смотрели на красноармейца. Кто он был? В какой дивизии служил? Никаких вещей при останках обнаружено не было.
Сначала военнослужащего ранили в ногу, потом пуля в голову и..всё.
Всю первую половину дня светило яркое солнце и его лучи доставали нас и сквозь деревья.
Но когда Даша, приступила к расчистке костяка, внезапно небо застлалось тучами. А в момент фото фиксации дна могилы, на землю начал проливаться небольшой дождь. У нас не было выбора и мы решили продолжить эксгумацию.
Но осадками дело не ограничилось. Когда кости начали поднимать из захоронения, загремел гром, а потом еще и еще, словно салютуя неизвестному защитнику Родины.
Даша Казакова в центре снимка
Михаил, наблюдая за работой Даши и Ирины какое-то время молчал. Потом не выдержал и негромко проговорил
--А знаете. Знаете, когда я его нашёл, тоже дождь был. Не было по прогнозу, а полил...Вот! ----
Когда-то, в июне 44-го, фронт навсегда ушёл отсюда. На обочине дороги остались десятка полтора одиночных могил. Прошло десятилетие и за бойцами пришли. Забрали всех, кроме одного.
Ему пришлось ждать еще свыше шести десятилетий.
Потом мы вернулись в лагерь. Пообедали, походили по территории плацдарма, ища себе что-нибудь интересное. Владимир в который раз разглядывал все, то что ему удалось найти за два дня.
Патроны, что на снимке были затем отправлены на дно Друти. Пусть ржавеют
Сумерки уже сменились мраком, когда мы решили посидеть за столом, что называется "поговорить за жизнь".
Я включил на смартфоне Высоцкого "Их восемь, нас двое.."Настроение было превосходнейшее.
Мы сделали очень благое дело. Я, да наверное и другие сразу и не заметили, что Даша "выключилась" из общей говорильни и внимательно вглядывается в темноту.
Галдёж за столом стих, когда Даша пристально окинув всех нас взглядом, сухо поинтересовалась.
----Водка есть? Мне нужна водка...Немного! ----
Мы посмотрели друг на друга. Да мы уж того, всё употребили. Даша настойчиво повторила свой вопрос.
Осмотрели стоящие на столе ёмкости. Нет пустые. Кто-то припомнил про оставшуюся в палатке бутылку и отправился за ней. Разговоры возобновились. Когда принесли "наркомовские", Дарья отлила в кружку и ушла в темноту. Ну, надо так надо. Впрочем, она почти сразу вернулась.
Наверное времени прошло немного, когда кто-то поинтересовался у Даши, чего это она "сама не своя"? На это последовал краткий ответ
---Солдат приходил...Ну, тот которого сегодня подняли--------
Мы опешили, вглядываясь кто в темноту, кто смотря на Дашу.
----А чего он приходил? -----
---Да, помянуть его просил...Вот относила я-----
И вновь гомон за столом затих. Потом я не выдержал и поинтересовался.
---А как ты его увидела? -----
---Сначала почувствовала. Потом увидела во мраке очертания. Он в в каске, был, а сверху плащ-палатка накинута была закрывающая лицо. Он просил, чтобы ему принесли водки, и чтобы мы его помянули. Вот...отнесла---
Всё так и было, поверьте и никому из нас в голову не приходило разразиться смехом от услышанного. Потому как мы, поисковики, люди многое и всякое видевшие, ну и знали, что у Дарьи бабка была ведунья, что-то ей передала. Вот оно, дарованное и напомнило о себе.
Ира Сидякина напомнила, как в момент извлечения останков в лесу загремела гроза. Нет, неспроста такое. Кто-то поглядев на окружающий нас мрак поинтересовался
---А солдат...Он ушёл? ------
----От нас отошел...Но он здесь...рядом...Где-то рядом...Да и не один здесь наверное. -----
Я вздохнул, и припоминая слова "Отче наш" пошел к костру. Огонь не только согревал. С ним было надёжнее.
Через какое-то время ко мне присоединились еще несколько человек.
Потом, поглядывая то на лижущие поленья языки пламени, то на окружающую меня темноту, я вдруг вспомнил прочитанный еще в детстве рассказ из сборника «Фантастика 80».
По сюжету группа туристов заночевала в лесу. И когда заметили, что дочь одного из них держит в руке гранату и тянет на себя кольцо, никто не смог двинуться с места. Внезапно, неизвестно откуда появившийся солдат, в форме начала войны, выхватил у ребёнка «лимонку» и что есть силы швырнул её как можно дальше.
Взрыв прогремел, но никто не пострадал, всех просто забрызгало грязной жижей. Гранта упала в болото. А солдат как появился, так и исчез во мраке. На следующий день туристы вновь увидели бойца. Точнее его фотографию в музее местной школы. Надпись гласила, что красноармеец погиб 22 июня 1941 года, подорвав мост с немецкими танками.
Но то была фантастика, а здесь, в белорусском лесу всё было взаправду.
К нам, в лагерь поисковиков приходил боец из 1944 года.