Ядерный гриб над американским Нью-Йорком это конечно мрачная фантастика. Не приведи Бог. Но однажды, в годы Второй Мировой войны нечто подобное здесь могло случиться. Но не случилось. К счастью для тысяч людей.
США втянулись в мировое побоище в декабре 1941-го после нападения Японии. Очень быстро стало ясно, что одна из самых экономически развитых стран планеты остро нуждается в создании крупного пункта снабжения боеприпасами армий союзников и своих собственных войск.
В обстановке строжайшей секретности, боялись, что тайну узнают не только вражеские шпионы, но местные жители, в морском порту Нью-Йорка началось сооружение терминала Кейвен-Пойнт. И очень скоро он был сдан в эксплуатацию.
вид с воздуха на верхнюю часть Нью-Йоркского залива.
Пирс Кейвен-Пойнт виден в центре слева. К нему пришвартовались четыре военных корабля.
Место стоянки El Estero в день пожара отмечено красной стрелкой
Каждое судно, заходившее в Кейвен-Пойнт для загрузки снарядов, взрывчатки, и прочих адских смесей, должно было предоставить копию своего чертежа и плана грузового отсека.
Чтобы в случае чрезвычайной ситуации на корабле с боеприпасами, пожарные могли быстро пробраться к месту ЧП и ликвидировать очаг возгорания.
В дополнение к этим мерам матчасть береговой охраны США пополнилась новыми патрульными катерами. Причем каждый имел средства пожаротушения. Было организовано круглосуточное дежурство вокруг пирса.
Воюющим странам требовалось много боеприпасов и работа на Кейвен -Пойнт очень быстро превратилась в конвейер. На место загрузившегося "купца" тут же подходило другое торговое судно.
Корабль SS Alcoa - точная копия El Estero
В апреле 1943-го к "пороховому пирсу" подошло судно El Estero, шедшее под панамским флагом.
Построенный для Южно-Тихоокеанских пароходных линий в 1920 году, корабль провел первые два десятилетия своего срока службы, занимаясь в основном торговлей вдоль восточного побережья США, прежде чем был передан правительству США в июне 1941-го для пополнения торгового флота.
El Estero совершил несколько рейсов к берегам Великобритании и СССР в составе трансатлантических конвоев. В частности судно прошло долгий путь в составе каравана PQ 13 в марте 1942 г.
арктический конвой PQ 13
Итак, 24 апреля 1943 года судно подошло к причалу, где его уже ждали военнослужащие -докеры и железнодорожный состав с боеприпасами. Пока снаряды, бомбы и прочее железо войны погружалось в трюмы, представители команды корабля занимались ремонтом котлов. Когда докеры завершили свою работу, к пирсу подошли еще три "купца". Вместе с El Estero им предстояло отправить в опасный путь в Англию. В 17.30 к судам направились портовые буксиры, чтобы поочередно вытащить их на рейд. В это самое время вахтенные Машиного отделения El Estero начали приводить механизмы в действие.
фото 1944 г. Погрузка боеприпасов на корабль стоящий в том же месте, где 24.04.1943 стоял
El Estero
Внезапно вспыхнувшая искра воспламенила пленку мазута на полу у котлов. Машинное отделение стало заполняться густым едким дымом. Быстро оценив ситуацию, вахтенные включили пожарную сигнализацию.
Пожарные береговой охраны гавани Нью-Йорка оперативно получили сообщение о возгорании на El Estero. На место ЧП выехали две автомашины. Тем временем огонь продолжал распространяться по кораблю. В 17.40 часть команды покинула затянутое пламенем и дымом судно. Промедление было смерти подобно, ведь в трюмах лежали боеприпасы.
Но и это было еще не все. На пирсе, на рельсах стояли четыре железнодорожных состава с бомбами и снарядами. И кроме того, "по соседству" с El Estero стояли еще три транспорта груженых взрывчаткой.
В общей сложности рядом с бушующим пламенем находилось почти 5 тысяч тонн взрывчатых веществ.
Если бы произошло непоправимое, огненный смерч уничтожил бы большую часть гавани Нью-Йорка, нижний Манхэттен, Бруклин, Джерси-сити, где находились нефтеперерабатывающие заводы. Словом, взрыв был бы подобен взорвавшейся в Хиросиме ядерной бомбе.
Надо полагать генконсульству СССР в Нью-Йорке тоже бы не поздоровилось.
В гавани находилось несколько подразделений пожарных. Все они, будучи на постоянных местах дислокации с момента объявления тревоги наблюдали за задымлением у пирса Кейвен-Пойнт. И все понимали, что горит судно с боеприпасами - других грузов здесь не было. Какое-то время еще сохранялась надежда, что очень скоро огонь удастся ликвидировать, но этому не суждено было сбиться.
60 военнослужащих из береговой охраны, многие, кстати, были в этот день в парадной форме, в ожидании увольнительной по случаю Пасхи, поспешили к кораблю. Вскоре прибыли нью-йоркские пожарные на пожарных катерах и начали протягивать шланги в трюмы пылающего транспорта
Те, кто находился в этом пекле, позднее вспоминали, что горячие плиты палубы судна обжигали им ноги, от едкого дыма слезились глаза.
Дежурным офицером береговой охраны был лейтенант Фрэнсис МакКосленд. Это был его первый день работы в порту.
Офицер приказал буксирам, находившимся в гавани, немедленно оттащить в сторону суда, груженые боеприпасами, но еще не тронутые огнем.
Нашлось дело и для военнослужащих. Опять-таки по приказу лейтенанта были оттащены в сторону вагоны со снарядами и бомбами.
пожарный катер
Прибыли дополнительные пожарные машины и пожарные катера. И тем не менее верх над огнем пока не удавалось взять.
На борту «панамца» остались 20-ть добровольцев, остальным морякам и офицерам приказали покинуть палубу. Пока одни направляли шланги в водой в сторону огня, другие сбрасывали с палубы на дно гавани ящики со снарядами.
Где-то пламя удалось погасить, но угроза взрыва груза еще сохранялась.
к 19.00 потушить огонь на судне все еще не удалось, и капитан порта контр-адмирал Стенли Паркер распорядился затопить «панамца». Но сделать это у пирса можно было только открыв кингстоны, а до них было не добраться. Поэтому, посовещавшись, военные и пожарные приняли единое решение - срочно вывести из порта пылающий корабль. И как можно быстрее.
20 добровольцев из экипажа El Estero поднявшись на борт своего транспорта включились в борьбу с огнем.
Коммерческие буксиры « Маргарет Олсен», «Ола Г. Олсен», «Джордж Р. Рэндольф» и « Беатрис Буш » закрепили тросы на «панамце» и потянули его от причала.
К этому времени большинство жителей Нью-Йорка Нью-Джерси уже знало, что происходило в порту. Власти предупредили по радио о грозящей тысячам людей катастрофе. Всех призвали укрыться помещениях, подальше от окон.
Когда буксиры дотащили El Estero до маяка Роббинс, двадцатка смельчаков покинула его палубу.
Чтобы потопить транспорт пожарные катера направили на него потоки воды и судно постепенно стало погружаться на дно гавани.
Случившееся можно было назвать чудом - боеприпасы так и не взорвались.
Окончательно El Estero затонул у маяка Роббинс на следующее утро после пожара. На его кормовой мачте все еще развевался красный флаг «Бейкер» или флаг с опасным грузом.
Потом было расследование, опять-таки с грифом «Совершенно секретно».
И только в 1944-м году награды за героизм были вручены тем, кто отличился при тушении пожара.
Пилот Джон А. Ширер - медаль Джона Х. Прентиса ,
инженер Лоуренс С. Гиллиам - медаль Генри Д. Букмана
, инженер Отто Р. Куцке - медаль Альберта С. Джонстона,
инженер Томас Дж. Уайт - медаль Вальтера Скотта
, пожарный Гарри М. Биффар - медаль Департамента
Пожарный Джозеф Ф. Эрни - Медаль Департамента
Пожарный Альберт Б. Хаус-младший - Медаль Департамента
Пожарный Свен Виктор Халл - Медаль Департамента
Пожарный Питер А. Макналти - Медаль Департамента
Проби Сэмюэл Брейзин - Медаль Департамента
Click to view
Что касается «El Estero», то корабль, который чуть было не уничтожил гавань Нью-Йорка, оставался в затонувшем состоянии еще четыре месяца, пока ВМС США, береговая охрана не приняли решения разделив корпус на части,
поднять его, не удаляя груз. В конце 1943 года корпус «El Estero» был снят с мели. Разгружен, и спешно отбуксирован из нью-йоркской гавани в открытый Атлантический океан, где его использовали в качестве плавучей мишени для боевых кораблей ВМС США.
Ну, и последнее. В числе пожарных катеров боровшихся с огнем были и «Fire Fighter» и «John J. Harvey».
Последний «дожил» до 21 века в качестве плавучего музея.
11 сентября 2001 года в Нью-Йорке погибли тысячи людей, когда после атаки фанатиков рухнули башни близнецы. Руины горели. Многие пожарные магистрали подачи воды были повреждены и и тогда вспомнили о «дедушках». Пожарные катера пришли на помощь родному городу, как когда-то в 1943. Насосы катеров были на ходу, были протянуты рукава к судам и очень скоро пожарные Нью -Йорка стали заливать пылающие руины еще и морской водой.
https://americasfireboat.org/https://military-history.fandom.com/