Пережившие ночной расстрел.

Oct 04, 2022 14:59



Тёмной октябрьской ночью 1944-го года порт Сан-Франциско покинул транспорт. Очередной, недавно спущенный на воду «либерти» отправился в свой первый рейс. Груз - более семи тысяч тонн военного снаряжения. В том числе боеприпасы и взрывчатка. Палубный груз - армейские грузовики. Судно держало курс в Гонолулу, на Тихоокеанский театр военных действий, где сила уже давно была на стороне США, а японцы предпринимали попытки сдержать нарастающий натиск противника.
Экипаж SS John A. Johnson - 70 человек, моряки и корабельные артиллеристы, плюс офицер армии США, ответственный за груз.
Корабль двигался со скоростью 9 узлов без сопровождения эсминцев или корветов. Поэтому соблюдалось полное радиомолчание.
Вечером 29 октября в 21.10 раздался крик дозорного
----Торпеда по правому борту! -------
Выглянувшая из-за туч Луна осветила гладь океана, потому моряк и успел заметить несущуюся к «либерти» смерть. Взрыв сотряс корпус SS John A. Johnson, несколько грузовиков сорвало на палубе с креплений. Но этим не ограничилось. Через несколько секунд еще одна стальная сигара врезалась в корму. После второго взрыва в корпусе появились трещины.
Моментально оценив характер повреждений, капитан подал команду покинуть корабль.
Экипаж бросился к спасательным шлюпкам и плотам. Корабль был уже обречен, но следовало предупредить другие суда, находящиеся в этом районе Тихого океана, и кроме того вызвать помощь. Поэтому капитан поручил радисту срочно выйти в эфир и сообщить о случившемся, указав координаты. После этого только радист и капитан присоединились к команде. Люди, находящиеся в лодках налегли на вёсла, чтобы как можно скорее отплыть в сторону - ведь на горящем SS John A. Johnson были тонны взрывчатки, а они могли сдетонировать в любой момент.



японская субмарина И - 15. Аналогично выглядела и И=-12, потопившая SS John A. Johnson

В этот момент на поверхности появилась подводная лодка. Американцы уже были достаточно наслышаны о коварстве парней императора Хирохито и приготовились к худшему. Так оно и произошло. Японцы, как потом вспоминали американцы, на поверхности субмарины было не менее 10-15-ти подводников, принялись обстреливать шлюпки из зенитных крупнокалиберных пулеметов. Причем после каждой очереди раздавалось многоголосое «Банзай»! Американцы кто укрывался на дне шлюпок, кто прыгал в воду. Тем не менее без жертв не обошлось - погибло 10 человек.
Погибших могло быть в разы больше, если бы ярко светившую до этого Луну не скрыли вновь тучи и воцарилась полная темень.
Поэтому огонь с субмарины был неприцельный.
Кроме того, в какой-то момент японцы «отвлеклись» от стрельбы в темноту.
Корабль еще горел, и подводники принялись обстреливать его.
И тут удача окончательно изменила японцам. Пылающее в ночи судно заметили летчики самолета American Airways. Ранее их проинформировали, что американский транспорт подал сигнал «СОС» , после чего они начали обследовать этот район Тихого океана.
Передав в Сан-Франциско радиосообщение, подтверждающие факт кораблекрушения, пилоты подлетели поближе. Японцы их заметили и субмарина I- 12 моментально погрузилась.



Из Сан-Франциско к месту гибели «Либерти» уже спешило спасательное судно Argus.
На рассвете огонь на пылающем транспорте добрался-таки до взрывчатки, после мощного взрыва на водной глади ничего не осталось кроме обломков дерева.





Спасательное судно подошло к шлюпкам и плотам только к полудню. Один из офицеров запечатлел людей переживших гибель своих товарищей и своего судна. Один из офицеров спасательного судна сделал несколько исторических фотографий.





(В качестве послесловия) Для японской субмарины это была единственная победа. Американские эсминцы устроили на нее настоящую охоту и очень скоро, при поддержке авиации потопили её. Но сам факт расстрела безоружного экипажа "либерти" уже свидетельствует каким жестоким и опасным был этот враг. Конечно гитлеровцы были самыми большими мерзавцами, но уж на втором месте после них были точно парни с островов восходящего Солнца.

merchant navy, союзники, liberty fleet day

Previous post Next post
Up