Константин Симонов, капитан Маккой и арктический конвой PQ 15.

Sep 23, 2022 10:02



Все началось с этого снимка. Он был сделан в мае 42-го в Мурманском порту фотографом газеты "Красная звезда" Олегом Кноррингом.
Первое, что меня заинтересовало - что за судно. Второе - а что Кнорринг был один в Мурманске как представитель центральной печати?
И вот, что далее нашёл.
В объектив попал транспорт арктического конвоя PQ 15 SS Mormacrio,.



В Советский Союз караван, потеряв пути три корабля пришел 5-го мая 1942 года.
https://en-academic.com/dic.nsf/enwiki/11576253
Судя по фото, корабль уже разгрузили, и в скором времени под охраной судов сопровождения могло отправиться в дальний путь. Британию или Исландию.
Разыскивая «попутчиков» Олега Кнорринга, быстро выяснил, что в этой поездке на русский Север его сопровождали Константин Симонов и Евгений Петров (соавтор Ильфа).



Что после этого оставалось?
Разумеется, заглянуть в "Разные дни войны" Симонова. Несколько раз перечитывал её, но ничегошеньки об арктических конвоях я не читал у него. Попробуем еще раз.
Нашел главу, где Симонов подробно описывает поездку в Мурманск и его окрестности и не нашел ни слова о кораблях союзников.
Значит все? Точка? Кнорринг был один в порту?
Но надо было проверить еще один источник - а именно мемуары редактора "Красной Звезды "Ортенберга.
И вот что я нашёл у Ортенберга.
Вернулся из Мурманска Симонов и положил мне на стол последний северный очерк «Американцы». О летчиках союзных держав у нас уже печатались очерки, в том числе и самого Симонова. А этот - впервые о моряках. Я позволю себе рассказать о нем подробнее, ибо читатель не найдет его ни в сборниках, 1] ни в Собрании сочинений писателя. Очерк начинается такой зарисовкой:
«По русскому городу ходят веселые рослые парни в кожаных, проеденных морской солью пальто, в толстых бархатных морских куртках с пестрыми шарфами, небрежно повязанными на загорелых шеях. К ним уже привыкли здесь - к их веселым любопытным глазам, к отрывистой речи, к их любви покупать бесконечные сувениры. Больше всего они любят игрушечный магазин: они заходят туда и покупают раскрашенных деревянных лошадок, кустарные игрушки, деревянные чашки, разрисованные яркими цветами, - всякие забавные пустяки, которых мы давно не замечаем и которые они видят впервые... Ничего, что это пустяк, - он станет памятью о суровом времени, об их первом боевом крещении»."



И далее Ортенберг продолжает.
«…Много у Симонова было встреч с американскими моряками в те дни. Но особенно запомнились писателю двое из них. С капитаном Кларенсом Маккой он беседовал на борту его корабля.
- О, жаль, что вы не были здесь час назад. - сказал капитан Симонову. - в то время, когда русский истребитель сбил над гаванью немца. В этот момент стоило посмотреть на ребят. Давно, наверное, ни одного немца так весело не провожали в могилу. Все ребята кричали и свистели, а Саймон, кок-филиппинец, вот этот, который сейчас в белой куртке идет по палубе, так он просто плясал от удовольствия...
Шотландец по рождению, американец по воспитанию, капитан Маккой завел свою дружбу с морем еще мальчишкой, 19 лет назад. Он прошел все ступеньки нелегкой лестницы - от боя до капитана. Его волосы выгорели от солнца южных морей, а лицо стало темным от северных ветров.
Он старый моряк, но молодой капитан. Еще недавно он ходил старшим помощником, и этот рейс в Советский Союз - первый рейс, когда он пошел капитаном.
Не менее колоритной фигурой оказался Норман Эдвард Дорленд. Он стал солдатом уже давно, в 1936 году, когда поехал сражаться в батальоне Линкольна в Испании. Воевал там больше года. Когда его ранили под Мадридом, у него в руках была только винтовка. Выздоровев после ранения, он попросил, чтобы его сделали пулеметчиком. Да, он злопамятен, не без юмора замечает Симонов, он хотел отплатить за свою рану так же, как за раны друзей. И он отплатил!..»
Всю статью, которая была напечатана в газете 29 мая 42-го можно прочесть здесь.
https://0gnev.livejournal.com/487586.html
А теперь обратите внимание на снимок в начале поста. Явно он сделан с борта другого парохода. Уж не того ли, которым командовал капитан Кларенс Маккой? Значит не только Симонов, но и Кнорринг побывал на транспорте. Оставалось узнать на каком?
Для чего решил изучить информацию кораблях, входивших в состав PQ 15. Стал смотреть и почти сразу обратил внимание на необычное название одного из "купцов".



SS Topa Topa. Признаться, не понял, откуда такое название, может знатоки английского подскажут?
Так вот я подумал, что возможно и Симонов и Петров могли обратить внимание на столь необычное название. Стал в поисковиках Гугл и Яху искать информацию и.. Совпало!
Капитана "Топ Топыча" звали Clarence Edward McCoy.



капитан Маккой

И скорее всего именно с ним общался Константин Симонов. В разговоре, как описал корреспондент. Маккой упомянул, что обязательно, когда вернется в Штаты, возьмет новый груз и вновь пойдет в Советский Союз с арктическим конвоем.
Повторюсь, статья была напечатана 29 мая 1942.
В этот же день в Исландию прибыл и SS Topa Topa в составе конвоя QP 12. Мурманск этот караван покинул еще в 21 мая 42-го.
https://warsailors.com/convoys/qp12.html
На Второй Мировой войне маршруты океанских рейсов выбирали не капитаны торговых судов, а военные. И добравшийся в июне 42-го до Нью- Йорка SS Topa Topa получил предписание отправиться в Африку. Порт Лагос. Груз - военные материалы, 800 тонн бензина, автомобили и самолеты.



Находясь в 350-ти милях близ берегов Французской Гвианы,(Южная Америка) в 02:37 29 августа 1942 года шедший без охранения « Топа Топа» (капитан Кларенс Эдвард Маккой) был поражен в правый борт двумя торпедами с U-66.
Немцы заметили одинокий корабль еще накануне в 17 часов 23 минуты, и его зигзагообразный курс на скорости 12 узлов предотвратил первую атаку.
Но внезапно погода испортилась, и капитан видимо принял решение временно отказаться от движения противолодочным зигзагом.
После торпедной атаки груз из бочек с бензином загорелся, после чего команда - восемь офицеров, 34 члена экипажа, 15 артиллеристов и трое канадских военнослужащих стали покидать транспорт. Но спастись удалось не всем. Погибли капитан Маккой, два офицера, 15 моряков, и семь артиллеристов.
Остальные заняли места в трех спасательных шлюпках. Немецкая субмарина всплыла и гитлеровцы первым делом поинтересовались, где капитан.



Немецкая субмарина U-66 возвращается на базу из 6-го боевого похода. В ходе него был потоплен SS Topa Topa

Узнав, что он погиб, приказали старшему помошнику подняться на на подводную лодку. После допроса его вернули в лодку.
Оставшихся в живых подобрал на следующий день британский паровой торговец.Clan Macinnes и высадился в Порт-оф-Спейн, Тринидад, 9 сентября 1942 -го года.
Вот так и закончилась история парохода SS Topa Topa. И мы бы, я бы точно никогда бы им не заинтересовался, если бы не визит Симонова на корабль арктического конвоя PQ 15,
А капитана Маккоя очень жаль.
И да, последнее. Помните моряка, воевавшего в интербригаде в Испании? В сети есть о нем информация!
https://sidbrint.ub.edu/es/content/dorland-norman-edward-jr

merchant navy, Мурманск, союзники, Константин Симонов, кригсмарине, военные воспоминания

Previous post Next post
Up