О мужестве защитников Брестской крепости много написано, рассказано и снято. Двое - майор Петр Гарилов и лейтенант Андрей Кижеватов были удостоены звания Герой Советского Союза.
Признаться, никогда не озадачивался темой темой -
близкие родственники героев.
(фото из фондов Музея обороны Брестской крепости)
Но вот недавно увидел фотографию "Братья Кижеватовы в Брестской крепости. 1958" и был удивлен.
Братья? У Андрея Кижеватова был брат? И "залез" на сайт "Память народа".
Да есть Степан Митрофанович Кижеватов.
Есть фото , несколько документов и наградной. Послевоенная медаль "За боевые заслуги".
Именно этот документ я начал в первую очередь изучать. Итак - призван на третий день войны. 46 дорожно-эксплуатационный полк. Признаться, никогда не знал о существовании в 21-й армии такой войсковой части. И если так, выходит он вместе с армией уже в начале июля 41-го оказался на территории Гомельской области республики Белоруссия.
26-го августа 1941-го получил легкое осколочное ранение и до 15 ноября 1942-го находился на излечении в эвакогоспитале.
Так потом опять воевал, опять был ранен, лечился в эвакогоспитале в селе Бессоновка. О! Бессоновка это недалеко от родного села Кижеватовых - Селиксы.
Признаться, не знал, что в Бессоновке был госпиталь.
В ноябре 43-го вновь был ранен, потом вновь воевал. В наградном отмечено, что ранее Степан Митрофанович не был отмечен ни орденами ни медалями. Представлен к "За боевые заслуги".
Все, точка!
Но у меня были вопросы. И начал я с поиска сведений про 46-й дорожно -эксплуатационный полк.
На войне дороги обеспечивают снабжение войск. Привлекали судя по всему часть и к наведению мостов. Когда нашел информацию о командире части, его заместителе и начальнике штаба понял, что полк в конце сентября 41-го оказался в печально известном Киевском окружении.
Стыврин Иван Петрович
И судя по данным ОБД многие военнослужащие из 46 дэп оказались в плену под Оржицей. Вероятно там, в "Киевском котле" и остались все документы 46-го дэп.
Брошенные машины . Киевское окружение. Сентябрь 1941 г.
Что ж, подумал я. Повезло, реально повезло Степану Митрофановичу, что его "вовремя" ранили, отправили его в тыл, на лечение и избежал он окружения. А почему онотак затянулось? Ну всё могло быть. Что ж, наградной изучен, посмотрим, что там еще за документы?
Итак две карточки Пензенского пересыльного пункта. Ну тоже понятно, Вылечился рядовой Кижеватов в Бессоновском госпитале и явился на "пересылку" областного военкомата и... Что это он такое сказал?
Ибо в одной карточке в графе "Был ли в окружении и плену" регистратор пересыльного пункта вывел видно со слов красноармейца - Был с 21.09.1941 по 15.01.1942 -го. Проверку прошел"
Так значит, так значит Кижеватов тоже угодил в окружение в районе Оржицы и вероятно там попал в плен. Однако.
Еще раз пробежал глазами карточку - в графе Откуда прибыл - от коменданта г. Пензы Причина Отстал от команды. Война, сутолока, все могло быть.
От поездов отставали, а Степан Митрофанович верно просто не успел к отправке маршевойроты на фронт. В карточке номер части - 46. Итак Кижеватов был в плену. К счастью недолго. Освободили уже вя нваре 42-го. Вероятно во время январского наступления 1942-го года, когда Красная армия кое-где "подвинула" линию фронта на Украине.
И это подтверждается еще одним документом.
https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_dopolnitelnoe_donesenie65124494/?backurl=%2Fheroes%2F%3Fstatic_hash%3D5d5dc82817ef62114e0a00001619b887v7%26last_name%3D%D0%9A%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%26first_name%3D%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%26middle_name%3D%D0%9C%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%26data_vibitiya_period%3Don%26group%3Dall%26types%3Dpamyat_commander%3Anagrady_nagrad_doc%3Anagrady_uchet_kartoteka%3Anagrady_ubilein_kartoteka%3Apdv_kart_in%3Apdv_kart_in_inostranec%3Apamyat_voenkomat%3Apotery_vpp%3Apamyat_zsp_parts%3Akld_ran%3Akld_bolezn%3Akld_polit%3Akld_upk%3Akld_vmf%3Apotery_doneseniya_o_poteryah%3Apotery_gospitali%3Apotery_utochenie_poter%3Apotery_spiski_zahoroneniy%3Apotery_voennoplen%3Apotery_iskluchenie_iz_spiskov%3Apotery_kartoteki%3Apotery_rvk_extra%3Apotery_isp_extra%3Asame_doroga%26page%3D1%26grouppersons%3D1&search_view_id=smperson_doroga1946932 Оставалось посмотреть еще один докуменнт - тоже карточку Пензенского пересыльного пункта. Заполнена через несколько дней после первой. Знакомство сней дало немало любопытной информации.
Во первых ее заполнял другой регистратор - другая подпись стояла под карточкой.
В графе откуда и от кого прибыл "От коменданта, для отправки в часть" Уже нет фразы "отстал от команды"
И внизу главное - "Был ли в окружении и плену" ответ НЕ БЫЛ.
И все. У Степана Митрофановича отныне была ЧИСТАЯ БИОГРАФИЯ. Не "запятнанная пленом".
Сам ли он догадался? или кто подсказал. В графе образование - 2 класса. Думаю кто-то мог подсказать. Как-то случилось так, что на пересыльном пункте за несколько дней были заполнены две карточки на Кижеватова. и вторая в корне меняла его военное прошлое.
Он воевал, вновь был ранен.
Кстати в наградном указано, что орденами и медалями Степан Митрофанович не награждался.
Это не так. У фронтовика был медаль "За победу над Германией" но об этом он почему-то не упомянул.
Уже через десять лет после окончания войны Кижеватовы поехали в Брест. Тогда и была сделана фотография, которая привела меня к знакомству с судьбой брата героя.