Спасшиеся с SS "Sam Houston".

Jun 10, 2022 22:22

В сети нашёл на американском статью посвященную одному из эпизодов Второй мировой войны. Речь о корабле, которому "повезло" оказаться на пути немецкой подлодки, и что было после этого.



Вечером 2 июля 1942 года Ирэн Хаггинс , жительнице города Cohassett, штат Alabama, вместе с почтой доставили телеграмму.
«ДЕПАРТАМЕНТ ВМС США С ГЛУБОКИМ ПРИСКОРБИЕМ СООБЩАЕТ ВАМ, ЧТО ВАШ СЫН КАЛЛЕН РУТ ХАГГИНС ПОГИБ В МОРЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ.
БЕРЕГОВАЯ ОХРАНА ВЫРАЖАЕТ ВАМ СВОИ СОБОЛЕЗНОВАНИЯ В ВАШЕМ БОЛЬШОМ ГОРЕ.
ПОЖАЛУЙСТА, НЕ РАЗГЛАШАЙТЕ НАЗВАНИЕ ЕГО КОРАБЛЯ, ЧТОБЫ ОНО НЕ СТАЛО ИЗВЕСТНО НАШИМ ВРАГАМ.
ВИЦЕ-АДМИРАЛ Р.Р. УЭЙРЧЕР
, КОМАНДУЮЩИЙ БЕРЕЖНОЙ ОХРАНЫ»



Каллен Хаггинс служил третьим помощником инженера на американском торговом корабле корабля SS Sam Houston .
Sam Houston был кораблем Liberty водоизмещением 7176 тонн, построенным судостроительной корпорацией Todd-Houston в Хьюстоне, штат Техас. Он принадлежал компании Waterman Steamship Company из Мобила, штат Алабама.



Во время своего первого рейса корабль вёз 10 000 тонн армейских припасов. Его маршрут включал остановки в Мобиле, Алабама; Кейптаун, Южная Африка, с конечным пунктом назначения Бомбей, Индия. Корабль находился всего в трех-четырех днях от Мобила по пути в Кейптаун, когда его заметили в перископ с немецкой субмарины.
Одиночная торпеда U-203 поразила «Либерти».
При взрыве погибли находившиеся на вахте в машинном отделении Каллен Р. Хаггинс, пожарный Хэмм М. Холл и смазчик Клайд А. Даннинг.
Корабль недолго оставался на плаву, -- он за считанные минуты набрал столько воды, что его капитан Роберт Перри приказал покинуть судно.
Моряки спустили три спасательные шлюпки в которых разместились 43 человека.
Один из них, помощник корабельного артиллериста Луи Р. Падула позже записал свои впечатления от пережитого в дневник.
Ветеран скончался в 1993 году, но в 2014 году его сын Луи Дж. Падула опубликовал копию рукописного дневника на веб-сайте, посвященном памяти экипажа SS Sam Houston .



28 июня 1942 г.
«Раздался глухой удар, и корабль немного накренился на бок. Я сразу же встал и пошел будить товарища по плаванию, с которым мы незадолго до этого лечились в госпитале. Мы вышли на артиллерийскую палубу, но ничего не увидели. Судно горело, и клубы черного дыма душили нас…
Капитан приказал нам покинуть корабль. Несколько парней получили сильные ожоги, и еще несколько человек продолжали оставаться в машинном отделении. Мы вошли в машинное отделение, но оно уже было заполнено продолжавшей прибывать водой.. Увы, мы ничем не могли им помочь».
«Мы заняли места в шлюпке. Капитан провел перекличку.
Пять человек сильно обгорели и двое получили легкие ожоги… В нашей спасательной шлюпке было 14 человек, и только трое из нас могли что-либо сделать…. Внезапно всплыла торпедировавшая нас подводная лодка, она находилась примерно в 30 метрах от нас.…


субмарина U - 203

Мы замерли, когда из рубки показался один из подводников. Первым делом он направил на нас пулемет, а затем махнул рукой, и мы помахали в ответ».
Немцы направили свое палубное орудие на наш горящий транспорт и открыв огонь добили его.
После этого субмарина направилась к шлюпкам.
Выяснилось, что некоторые подводники хорошо говорят по английский. Немецкий капитан поинтересовался, получил ли кто-нибудь во время кораблекрушения переломы и если надо, он вызовет своего врача.В ответ мы сказали, что в шлюпках есть люди получившие ожоги, но он вряд ли чем ни будь им сможет помочь.
Немцы приказали капитану «Либерти» подняться к ним для допроса.
Вернувшись он рассказал, что был немало удивлен, когда допрашивавшие сами назвали и его имя, и названия корабля, которым он команд овал.
Разумеется, они знали и куда держал путь транспорт. Рассказав это капитан Пери подытожил
----У Гитлера свои шпионы везде!!-----



Команда субмарины на построении перед выходом в океан Субьект в белой фуражке - капитан U - 203 Рольф Мютцельбург.

Потом субмарина скрылась под водой, а шлюпки направились на запад в сторону ближайшей земли - Виргинских островов.
Через два часа после этого один из моряков, получивший наиболее сильные ожоги умер. Его завернули в одеяло и на некоторое время, оставили в шлюпке. Все надеялись, что берег близко и товарища удастся похоронить на берегу.»
1 июля 1942 г.
«Мы проснулись и первое что увидели, посмотрев на запад, горы, на линии горизонта. Это было великолепное зрелище! До них было не менее 40 миль.
Мы гребли до берега всю первую половину дня. Приблизившись, мы увидели летящий патрульный самолет. Помощник капитана сказал мне, чтобы я дважды выстрелил в его сторону из ракетницы. Пилот увидел сигнальные ракеты и полетел к нам, потом развернулся и улетел.
У берега несколько человек, держа веревки спрыгнули в воду. Они подтянули шлюпку и вытащили ее на песок. Было жарко, и мы перевернули шлюпку и положили в образовавшуюся тень наших обоженных товарищей.
Тем временем вернулся гидросамолет, совершивший неподалеку от нас посадку. Мы перенесли двух раненых к самолету и тот, вырулив на чистую воду начал взлет. Но подняться ему так и не удалось.



Большая океанская волна опрокинула машину. Мы все побежали к гидросамолету, выброшенному на берег, но когда добежали, пилот уже успел вытащить на песок наших раненых. Один из них вскоре скончался - видимо авария стала для него последним испытанием. Тут рядом приземлился еще один гидросамолет, пилотируемый майором ВВС США. Мы погрузили раненого к нему, и майор взлетел.
В тот же день, 1 июля, оставшихся в живых со спасательной шлюпки Падулы подобрал тральщик\. До этого он спас выживших из двух других спасательных шлюпок. В результате затопления « Сэма Хьюстона » погибло девять человек [в том числе трое, которые погибли сразу после попадания торпеды]. Тральщик прибыл на Сент-Томас 2 июля 1942 года, и людей встретил Красный Крест. 11 июля субмарина ВМС взяла моряков на борт и доставила их в Пуэрто-Рико. Оттуда военно-морской транспорт доставил мужчин в Норфолк, штат Вирджиния, куда они прибыли 14 июля 1942 года.
После войны один из выживших с « Сэма Хьюстона » приехал навестить семью Каллена Хиггинса. На кладбище Лонг-Бранч в Кохассетте, округ Конекух, штат Алабама, установлен бетонный памятник Каллену Хаггинсу
(информация с сайта https://www.andalusiastarnews.com)

merchant navy, кригсмарине, история США, liberty fleet day

Previous post Next post
Up