Это фотография была сделана в 1944-м году. На снимке корабли 58-го американского оперативного соединения на якорной стоянке атолла Улити.
Для тех, кто не в курсе, где это - атолл Улити находится в Каролингских островах в западной части Тихого океана.
Рифы, окружающие Улити, образуют огромную лагуну, пригодную для стоянки около семисот кораблей, единственную якорную стоянку в радиусе 1300 километров. Всего через месяц после первой высадки на атолл, в октябре 1944 года база
полностью функционировала. На самих островах разместилось командование базы, ремонтные мастерские десантных плашкоутов, которые стали основным средством сообщения между судами, и аэродром.
15 ноября сюда прибыл вспомогательный танкер военно-морских сил США. USS Missisinewa. Надо вам сказать, приличных размеров было судно. Длина 169 метров, ширина 23.В экипаже 21 офицер и 283 моряка.
USS Missisinewa пПриплыл на атолл-порт, чтобы дозаправить боевые корабли. Отсеки танкеры были заполнены мазутом 14000 м³, авиационным бензином 1530000 л и дизельным топливом , 1400 м³. 20 ноября 1944 года, корабль еще находился на Улити, стоя на якорях у причала № 131.
В 05:47 тяжелый взрыв потряс корабль. Был разрушен носовой танк, где в тот момент содержался бензин.
На танкере начался сильнейший пожар; начало гореть и топливо, разлившееся по воде. Вслед за этим загорелся мазут. Распространение огня от носа в корму значительно усиливалось из-за ветра, языки огня поднимались на высоту до 30 м. Через несколько минут после первого взрыва произошёл второй, ещё более мощный - сдетонировали кормовые погреба боезапаса, до которых добралось пламя. Экипаж начал покидать корабль, который был явно обречён. Многим морякам пришлось вплавь спасаться среди горевшего на воде топлива, отчего люди получали ожоги.
Первым из кораблей, находившихся поблизости, на помощь пришёл буксир «Манси́» (USS Munsee (ATF-107)). Когда он около 06:20 приблизился к «Миссисиневе», танкер был полностью охвачен пожаром, на нём рвались артиллерийские боеприпасы. «Манси» одно время был в крайне опасном положении, когда оказался полностью окружён горевшими нефтепродуктами, но благодаря тому, что другие буксиры смогли погасить огонь на воде, был спасён.
«Миссисинева» перевернулся и около 09:28 затонул. 63 члена его экипажа погибли.
Существующие фотографии тонущего танкера сделаны С. Харрисом, одним из моряков «Манси». Существует также киносъёмка горящего корабля.
Click to view
Лишь после войны выяснилось, что танкер был потоплен в результате попадания «Кайтэн». На одном из островов атолла Улити установлена мемориальная доска в память о погибших моряках «Миссисиневы» с перечислением их имён.
Уже после войны выяснилось, что стало причиной гибели танкера была японская «человеко-торпеда».
. Ещё 19 ноября две японские субмарины, входившие в боевую группу «Кикусуй», I - 36 и I - 47, оборудованные для несения четырёх «Кайтэнов» каждая, вышли в район Улити. Рано утром 20 ноября командир I- 47 капитан - лейтенант Дзэндзи Орита с расстояния в 4,5 мили в перископ определил, что в гавани находились до 200 кораблей и судов.
"Кайтэн" на палубе японской субмарины
В 03:00 обе лодки всплыли и произвели атаку. I-36 смогла выпустить только один «Кайтэн», два других по причине технических неполадок не смогли отделиться от лодки, а в кабине третьего обнаружилась течь. I-47 выпустила все четыре человеко-торпеды между 03:28 и 03:42. Один из «Кайтэнов» вёл участник разработки этого оружия лейтенант Секио Нисино. Считается, что именно его «Кайтэн» атаковал «Миссисиневу». Пронаблюдав в перископ результат атаки - взрыв и сильный пожар с огромным столбом дыма - командир I-47 приказал отходить. Лодка ушла от Улити в надводном положении полным ходом. I-36 также отошла.
Click to view
. В апреле 2001 ныряльщики-любители обнаружили затонувший танкер. Было установлено, что «Миссисинева» лежит на 40-метровой глубине, причём носовая часть корабля, длиной 27,5 м, находится отдельно. Разлом корпуса произошёл как раз в месте взрыва «Кайтэна», в районе топливного танка №4.
В августе того же года появились сообщения об утечках нефтепродуктов из корпуса корабля, что могло представлять существенную опасность для экосистемы атолла. ВМС США были приняты меры по ликвидации протечек корпуса танкера; были, в частности, установлены заплаты на те места корпуса, где могли быть утечки. При этом удалось откачать из корпуса танкера некоторое количество топлива.
Новая серия погружений к «Миссисиневе» проведена 28 января - 18 февраля 2002 года.. Водолазы детально обследовали танкер, взяли пробы нефтепродуктов из разных секций его корпуса.
Использовались материалы сайтов
https://ussmississinewa.comhttps://wiki.wargaming.net/ru/Navy:USS_Missisinewa_(1944)
https://ru.wikipedia.org/wiki/USS_Mississinewa_(AO-59)