Моей родной Пензе - городу трудовой доблести посвящается.
Сначала статья из газеты «Сталинское знамя» 20 февраля 1944 года.
»Подарок Пензенской молодежи морякам Балтики.
Краснознаменный Балтийский флот. 19 февраля (Специальный корреспондент ТАСС). У моряков Балтики гостит группа пензенских комсомольцев. Они приехали сюда, чтобы передать морякам боевой подарок - 2 торпедных катера, построенных на средства молодежи Пензенской области.
Торжество состоялось на палубе катера, на рубке которого красуется надпись «Пензенский комсомолец».
Митинг открыл капитан первого ранга тов. Рыбаков, передавший комсомольцам горячую благодарность моряков за боевой подарок.
Секретарь Пензенского горкома ВЛКСМ тов. Анастасия Долгова рассказала о том, с каким воодушевлением молодежь области собирала средства на постройку катеров. - Сегодня мы, - рассказала тов. Долгова, - с радостным волнением передаем вам эти корабли и призываем моряков-балтийцев, еще сильнее бить ненавистного врага.
Под бурные аплодисменты тов. Долгова вручила акты о передаче боевых кораблей командиру подразделения капитану третьего ранга тов. Осецкому. Один акт был передан затем старшему лейтенанту тов. Пьянову - ныне командиру торпедного катера «Пензенский комсомолец», а другой - лейтенанту Бушуеву - ныне командиру катера «Пензенский пионер».
Интересно отметить, что старшие лейтенанты Пьянов и Бушуев были весьма опытными, «проверенными войной» офицерами.
На начало 1944 года Максим Миронович Пьянов был удостоен нескольких военных наград.
Медаль «За оборону Ленинграда», Орден Отечественнгой войны второй степени, орден Боевого Красного Знамени
Тридцатилетний Пьянов был командиром 2-го звена 2-го дивизиона 1-й бригады торпедных катеров КБФ, считался одним из опытнейших офицеров. «Начав службу в ВМФ рядовым бойцом, тов. Пьянов показал себя отличным краснофлотцем. Окончив параллельные классы военно-морского училища, стал умелым и требовательным офицером. С первого дня Отечественной войны участвует в боевых операциях против немецко-фашистских захватчиков», - указывалось в документах. Один из боев, в которых Максим Пьянов сумел показать себя с наилучшей стороны, имел место 25 августа 1942 года.
В тот день в 22.00 группа из четырёх советских катеров вышла в боевой поиск в квадрат, где, по данным авиаразведки, находились корабли противника. Уже на следующие сутки в 0.20 катерники зафиксировали впереди по курсу силуэт корабля. Пьянов решил атаковать, и в 0.23 катера вышли в точку удара. Моряки выпустили шесть торпед - две из них принадлежали флагманскому катеру. Враг вёл артиллерийский огонь (катера получили незначительные повреждения), пытался маневрировать, но встречи с торпедой не избежал. Получив попадание, корабль противника за 25-30 секунд скрылся под водой, немецкий экипаж потерял более половины личного состава.
Старший лейтенант Пьянов за этот бой получил орден Отечественной войны 2-й степени. В наградном листе записано, что он «в сложных условиях ночного боя у берегов противника, несмотря на сильный артиллерийский огонь, мужественно атаковал корабль противника и, сблизившись до двух кабельтовых, поразил цель двумя торпедами». В результате, как указывалось в наградном листе, «уничтожен транспорт противника водоизмещением в три тысячи тонн». Лишь много позже выяснилось, что торпеды катера № 152 поразили всё-таки не транспорт, а немецкий «охотник».
Переоборудованный траулер - немецкий охотник за подводными лодками
Этот факт нашел свое подтверждение два года назад.
В начале июня 2020 года сразу три ведомства Разведывательная водолазная команда, Центр подводных исследований РГО и специалисты Морской инженерной компании Фертоинг выдвинулись в Балтийское море на поиски советской подлодки М-96, погибшей в сентябре 1944 года в Финском заливе.
Субмарину найти не удалось. Зато . были найдены и опознаны немецкие охотники за подводными лодками.
Когда-то это были гражданские суда, - траулеры, с начало войны, в 1941-го на них установили вооруженеи Корабли использовались для охраны немецко-финского противолодочного заграждения в Финском заливе.
Разной была судьба немцев - - UJ-1204 (26 октября 1942 подорвался на мине), UJ-1205 (затонул после столкновения со своим тральщиком М-29 1 декабря 1942, экипаж снят), UJ-1211 (подорвался на мине 6 августа 1942 года) и UJ-1216 . Именно это судно было потоплено Максимом Мироновым и его экипажем 26 августа 1942 года.
Снимок сонара - немецкий охотник за подводными лодками на дне Финского залива
«Сейчас корпус Uj-1216 лежит на глубине 55 метров. Он разломан на две части, но германский корабль сохранил и ходовой мостик, и носовое вооружение в виде 88-мм и 20-мм орудий, и даже судовой колокол. Орудия до сих пор развёрнуты по левому борту - в сторону, куда немцы вели огонь.
88 мм орудие на палубе немецкого судна
Максим Миронович, кстати, дожил до конца войны, как уже было отмечено выше с февраля 1944-го он и его экипраж воевали на «именном» катере. Последние из крупных боевых операций с его участием - морское прикрытие советского десанта на косе Фрише-Нерунг в апреле 1945-го и десант на остров Борнхольм в день Победы.
9 мая около 2 часов ночи командир Кольбергской ВМБ капитан 1-го ранга Е. В. Гуськов получил телеграмму от НШ КБФ следующего содержания: «Командующий КБФ приказал лично Вам или начальнику штаба базы 9 мая с рассветом выйти отрядом торпедных катеров на Борнхольм (Рённе), имея на борту возможное количество бойцов с задачей занять остров. Коменданта привезти в Кольберг». И в 6 часов 15 минут утра 9 мая из порта Кольберг вышел отряд торпедных катеров в составе 6 единиц (№№ 37, 96, 183, 195, 188, 193) под командованием командира дивизиона капитана 3-го ранга Е. В. Осецкого, имея на борту 344-ю стрелковую роту (командир роты - майор П.И. Антоник). Командовал этими силами начальник штаба базы капитан 2-го ранга Д.С. Шавцов. Ему поручалось принять капитуляцию немецкого гарнизона Борнхольма.
остров Борнхольм порт после налета советских бомбардировщиков. Май 1945 г.
Около 7 часов торпедные катера встретили самоходную баржу и четыре мотобота, на которых находились немецкие солдаты и офицеры. В сопровождении одного катера они были отведены в порт Кольберг. Ещё нескольким судам, видевшим захват этой группы, удалось скрыться в пелене тумана.
Остальные пять катеров после стоянки в густом тумане в 15 часов 30 минут вошли в порт Рённе и без противодействий высадили десантную роту. Вскоре прибыл немецкий офицер и от имени коменданта генерала Вутманна потребовал убраться с острова, угрожая уничтожить десантников.
Советские десантники в порту острова Борнхольм
Капитан 2-го ранга Д. Шавцов предупредил, что если гарнизон не сложит оружия, что через два часа по военным объектам острова будет нанесен удар авиацией. Немец уехал в свой штаб, прекратив переговоры. В это время к советским десантникам пришли члены датского Сопротивления и бургомистр. Им за глаза хватило немецкого присутствия и советских налётов за последние дни. С помощью датчан десантная рота заняла телеграф, объекты порта и перерезала кабели связи. Спустя несколько часов предложение советских моряков было принято. Генерал Вутманн, его начальник штаба и корветтенкапитан фон Капмц на двух торпедных катерах были доставлены в Кольберг, где произошло официальное подписание капитуляции борнхольмского гарнизона. В это же время на острове началось разоружение германских войск.
Участники этого последнего десанта Великой Отечественной войны были награждены орденами и медалями. Конечно же наградили и Максима Пьянова.
В 1953-м, будучи уже капитаном 3-го ранга, он получил орден Красного Знамени, в 1956-м - орден Ленина. А вот уничтоженные Максимом Пьяновым гитлеровцы остались лежать на дне морском.
Ну и конечно - разве можно забыть о лейтенанте Бушуеве, тот самый, что «Пензенский пионер»?!
Увы, его фото в сети не нашел, но вот его родные вероятно именно они создали страницу героя на сайте «Бессмертный полк».
Итак..
В 1944 году экипажу Бушуева был передан новенький торпедный катер - подарок пензенских пионеров с наказом «Беспощадно громить врага и дойти до Германии». Четыре тысячи миль прошел этот катер под командованием Виталия Бушуева.
Храбро сражался экипаж «Пензенского пионера» в Выборгском, Финском, Рижском заливах. Однажды наши катера на пали на след четырех крупных фашистских кораблей. Балтийцы смело вступили в бой и победили. Одну канонерскую лодку торпедировал экипаж «Пензенского пионера». Об этом сообщает и наградной на Бушуева.
Немного позже экипаж Бушуева снова отличился в бою. Недалеко от Лиспан они атаковали и потопили большой вражеский транспорт с оружием и боевой техникой.
В октябре 1944 года катер Бушуева обеспечивал первые броски десантов на острова Эзель и Даго. Катера с морскими пехотинцами на борту прорвались сквозь такую завесу огня, что потом удивлялись собственной смелости. Вернувшись после той операции на базу, Бушуев узнал, что награжден орденом Нахимова.
День Победы экипаж Бушуева встретил в немецкой морской крепости Кольберг и там зачехлил торпедные аппараты.
При подготовке материалы использована информация с интернет страниц
https://vk.com/wall-144956293_1301https://vk.com/wall-17280747_148425https://zen.yandex.ru/media/ritmeurasia/v-finskom-zalive-nashli-potoplennye-sovetskimi-moriakami-germanskie-ohotniki-5f1bf75fbe9a3932bf3401edhttps://www.moypolk.ru/soldier/bushuev-vitaliy-aleksandrovich-1