Трагедия экипажа и пассажиров с SS JEAN NICOLET,

Jan 26, 2022 21:43

«Это реальная история одного из самых ужасных злодеяний, совершенных японцами во время Второй мировой войны»
«Мой родственник, военный моряк, рассказывая мне об этой трагедии, позже добавил, что это одна из причин того, почему он никогда не покупал и никогда не купит ничего сделанного в Японии»
www.usmilitariaforum.com
( в качестве эпиграфа)



Интерес к теме увековечивания вклада в историю Второй Мировой войны грузовых кораблей «Либерти» навел» меня на такую сферу коллекционирования как филателия.
Стал искать, какие страны выпускали почтовые марки с изображением интересующих меня транспортных судов. Вот так я и «набрел» на марку, выпущенную Британскими колониями в Индийском океане на которой был запечатлен борту SS JEAN NICOLET.
Об этом корабле я ровным счетом ничего не знал. Так за какие заслуги его изображение поместили на почтовую марку? И вот что выяснил.



SS JEAN NICOLET, корабль Liberty, был спущен на воду в октябре 1943-го года в Портленде, штат Орегон.
Капитан судна - Дэвид Мартин Нильссон из Окленда, Калифорния. Во время последнего рейса на борту находился экипаж из 100 человек. В их числе 41 моряк торгового флота, 28 военных, отвечавших за обслуживание корабельной ПВО и другого вооружения, а так же 31 пассажир.
Это шесть офицеров армии США, 12 рядовых армии США, восемь техников ВМС, четверо гражданских лиц и один санитар армии США.
12 мая 1944 года пароход SS JEAN NICOLET вышел в очередной рейс, без сопровождения боевых кораблей. Судно направлялось из Калифорнии в Индийский океан, в порт Коломбо, Цейлон. Груз в трюмах - армейские грузовики, сталь в листах, причальные понтоны и десантные баржи.
2 июля 1944 года, примерно в 700 милях к югу от Цейлона корабль был атакован японской подводной лодкой I-8.
Две торпеды попали в правый борт, и судно стало крениться. Капитан отдал команду покинуть тонущий сухогруз. На водц опустили спасательные шлюпки и плоты, никто на борту гибнущего «Либерти» не остался, все успели покинуть каюты и палубы.
Перед тем, как покинуть свой пост, радист Огастус Тильден передал по радио сообщение о торпедировании корабля и назвал координаты.



место гибели корабля

Немедленно отозвались радиостанции из Калькутты и Коломбо.
---Сообщение принято! Помощь будет выслана!----
Когда плоты и шлюпки отплыли от тонущего корабля, послышался шум. Это всплывала вражеская субмарина. Поскольку стемнело, на лодке включили мощный прожектор и осветили американцев.
Один из японцев прекрасно говорил на английском языке. Стоя около рубки, он приказал морякам, артиллеристам и пассажирам подплыть поближе к лодке, пригрозив за ослушание открыть огонь из автоматов. На одном из плотов несколько человек прыгнули в воду, но их заметили и приказали вернуться обратно на плот и подплыть к субмарине.
Пять человек находившихся на другом плоту, далее всего от лодки, тоже погрузились в воду, но сделали это незаметно для врага и их не увидели.



японская субмарина И- 8

«У каждого из тех кто выжил тогда, есть своя история спасении» - эти слова приведенные на американском форуме лучше всего характеризуют то, что случилось потом.
Итак, японцы приказали американцам подплыть к лодке и подняться на борт.
Одним из первых это сделал Уильям М. Мюссер, 17-летний портье из Ланкастера, штат Пенсильвания.
У него это был первый рейс.
Японцы приказали ему идти по палубе лодки к носу, и когда он сделал несколько шагов, один из стоящих подводников внезапно ударил его по голове куском стальной трубы.
Когда Мюссер пошатнулся от удара, матрос подводник засмеялся, достал пистолет и выстрелил Мюссеру в голову. Когда юноша упал, японец напоследок ударил его ногой.
Был зверски убит и Ричард Л. Кин, 19-летний рядовой моряк из Кенневика, штат Вашингтон.
Когда он выбрался из шлюпки на палубу подлодки, его обыскали, сняли спасательный жилет и связали руки за спиной. Японский матрос, идущий впереди него с ножом в руке, вдруг повернулся и вонзил его Кину в живот. Когда американец согнулся пополам от боли, его ударили прикладом по голове и сбросили в воду.
Каждого из тех кто поднимался на борт I-8, сразу начинали бить, забирали спасательные жилеты и все ценности, что были на американцах. Обувь и идентификационные бирки.
Затем пленникам связывали руки за спиной. Их усаживали на палубу, заставляя склонить головы к коленям. А тех, кто поднимал головы или производил какой-то шум, били кусками железных труб и кололи штык-ножами.
Палуба была красной от крови и рвоты.
Капитана Нильссона, Гас Тилдена (радист) и Фрэнсиса Дж. О'Гара заставили спуститься в рубку субмарины.
О'Гара был представителем Управления военного судоходства и направлялся в Калькутту.
И тут уже «волю эмоциям» дал капитан японской подлодки. Он осыпал всех троих оскорблениями, говоря: «Теперь вы мои пленники. Пусть это станет для вас уроком, что американцы слабы. Вы должны понять, что Япония будет править миром. знаете, что весь американский флот сейчас на дне Тихого океана?»



японский пропагандистский плакат

Пока все это происходило, I-8 маневрировала, в поисках ранее незамеченных лодок или плотов.
При этом одна большая волна смыла за борт трех мужчин со связанными руками. Двое из них, Карл Розенбаум (F/WT) и Джордж Кенмор Хесс (AB), выжили, но лейтенанта Моррисона Р. Миллера из армии США больше никто не видел. Лейтенант Миллер сломал руку, покидая корабль, и у него не было шансов спастись.
На корме подлодки за боевой рубкой выстроились цепочкой 10-15 членов экипажа И-8. Американцы, находившиеся на носовой палубе, не могли их видеть, зато они хорошо слышали, как кричали их товарищи, подвергаемые истязаниям. Выстроившиеся на корме японцы наносили удары кусками металлических труб и штык - ножами, а последним стоял здоровенный японец держащий винтовку с примкнутым штыком. Он наносил пленнику смертельный удар. Три американца еще «на полпути» к убийце с винтовкой прыгнули за борт - японцы стояли не слишком плотно друг к другу. Да у янки были связаны руки, но они решили рискнуть.
Двое из них были членами экипажа «Либерти», Чарльз Э. Пайл (1-й помощник инженера) и Гарольд Р. Ли (стюард). Третьим был Роберт С. Батлер, техник ВМС США.
Кровавый кошмар продолжался долго. Но когда на корме осталось всего тридцать американцев, ожидающих своей участи, зазвучала сирена призывающая японских подводников срочно занять места внутри субмарины. К И -8 приближался самолет, который после полученного радиосообщения вылетел на поиски выживших с торпедированного SS JEAN NICOLET.
Когда субмарина скрылась в глубине на поверхности остались 30 моряков. Большинство со связанными руками. Семнадцать из них утонули. Тринадцать буквально чудом смогли удержаться на воде. Один из моряков, спрятавший нож в одежде, когда подлодка стала скрываться в волнах, успел разрезать веревки на нескольких своих товарищах.
Но всем помочь, увы, он не успел.



Около восьми утра те, кто продолжал держаться на воде, увидели подлетающий «Либерейтор». С него сбросили небольшую резиновую лодку, рассчитанную на четырех человек. В неё забрались семеро мужчин. Позднее в небе появились еще три самолета.
(PBY). Покружив, они скрылись, а потом над океаном начал барражировать еще один
«Либерейтор». Слдом на горизонте возник HMIS HOXA. Это судно приступило к спасению тех, кто еще был жив.
Американцев доставили на Адду, один из атоллов Мальдивских островов.



Всех допросили офицеры британской разведки.
12 июля граждан США забрал корабль HMIS SONNETI, 14-го июля они высадились в Коломбо. 27-го июля транспортный самолет доставил американцев в Калькутту, где три человека - двое военные армии США и техник получили приказ остаться и «работать по специальности».
Десять моряков с «Либерти» и десять артиллеристов поездом добрались из Калькутты в Бомбей где поднялись на борт корабля USAT GEN. УИЛЬЯМ МИТЧЕЛЛ.
6-го октября выжившие высадились в Сан Диего.
Из 100 человек, которые в мае 42-го отправились в рейс, уцелело всего 24 человека.
Погибли - 31 член экипажа, 18 артиллеристов корабля и 27 пассажиров. Тех кого японцы забрали с собой - капитана и еще двоих американцев с сухогруза считали погибшими.



Спуск на воду "Либерти" "Фрэнсис Дж. О'Гара"

Их память следовало увековечить - и летом 1945-го в честь каждой были названы очередные спущенные на воду транспортные «Либерти». Их построили на верфи в Панама-сити (штат Флорида).
Но когда Япония признала себя побежденной и американцы стали инспектировать созданные парнями микадо концлагеря, выяснилось, жив Фрэнсис Дж. О'Гара!!
Его нашли живым в лагере для военнопленных Офуна недалеко от Иокогамы.



Фрэнсис и "его" корабль.

Вот так в США появился свой «человек и пароход», правда, живой.
До 7 декабря 1941 года О'Гара был спортивным обозревателем газеты Philadelphia Inquirer , но в начале 1942 года он присоединился к торговому флоту.
Рассказывая о своих злоключениях, моряк сообщил, что после погружения I-8, он и его товарищи провели 44 дня на борту подлодки. Их избивали, плохо кормили и обеспечивали водой. 15 августа субмарина достигла Пенанга, где Фрэнсис Дж. О'Гара и капитан Нильссон были доставлены на берег.
О'Гара вернулся на борт I-8 15 сентября и в конце концов оказался в Иокогаме 9 октября 1944 года. О дальнейшей судьбе капитана Нильссона больше ничего не известно.
О'Гара считал, что капитана Нильссона посадили на борт другой подводной лодки для перевозки в Японию, но по пути она была потоплена ВМС США.
Капитаном I-8 был жестокий садист по имени Тецуносукэ Ариидзуми. Британский королевский флот прозвал его «Мясником». Ведь до встречи с SS JEAN NICOLET, экипаж японской субмарины расправился с моряками еще нескольких кораблей союзников.. Одно из таких злодеяний было совершено против голландского торгового судна SS TJISALAK 26 марта 1944 года. Из 103 человек на борту выжило только пятеро.
Пятеро выживших спаслись, прыгнув за борт. По ним стреляли из пулеметов, но они уцелели. Когда субмарина ушла, голландцы забрались в плавающую пустую шлюпку и 30 марта их подобрал Liberty SS JAMES A. WALKER.
На исходе войны «мясника» Ариидзуми назначили на И-401, самую большую из когда-либо построенных подводных лодок водоизмещением около 5000 тонн, оснащенных тремя катапультами. Подлодки этого класса назывались «подводными авианосцами». В это время Ариидзуми предложил использовать И-401 и еще три подлодки этого класса для разрушения Панамского канала. Когда от этого плана отказались, Ариидзуми пришел в ярость.
Получив приказ Императора о капитуляции, И-401 направилась в Японию, где сдалась подводной лодке ВМС США USS SEGUNDO.
. Пятеро членов экипажа SEGUNDO поднялись на борт 1-401 в качестве охранников.
ВМС США сообщили, что во время входа 1-401 в Токийский залив 31 августа 1945 года, около 04:00, Ариидзуми покончил жизнь самоубийством, и его тело выбросили за борт.



капитан Ариидзуми

Френсис О'Гара узнав об этом не поверил, что «Мясник» мертв, и поделился подозрениями с одним им из военных юристов. Тот в свою очередь дал поручение проследить судьбу Ариидзуми. О'Гара счимтал, что японский капитан - изувер покинул субмарину еще до того как она сдалась американцам.
Никто из моряков на борту 1-401 не видел мертвого Ариидзуми на, либо как его тело выкидывали в воду.
В 1948-м году О'Гара вернулся в Японию, чтобы в качестве свидетеля выступить на одном из судебных процессов.
Некоторые члены экипажа И-8 предстали перед судом и получили небольшие сроки наказания. Ариидзуми так и не был пойман.
Кстати из числа японских подводников с И - 8 больше всего с американской администрацией сотрудничал Гарольд Дзиро Накахара.
Это, если вы еще не догадались, был тот самый японец который по английски говорил с американцами и призывал их подплыть к борту японской субмарины.
Он родился на Гавайях и жил там. Когда Япония атаковала Пирл-Харбор, Гарольд учился в США. Его мобилизовали и отправили на курсы радистов.
Фрэнсис Дж. О'Гара умер 18 сентября 1981 года в возрасте 69 лет.
Ну теперь и вы знаете трагедию моряков , артиллеристов и пассажиров JEAN NICOLET.
А ведь началось все с того, что я обратил внимание на почтовую марку, посвященную этому судну.

https://armed-guard.com/
s://www.usmilitariaforum.com

merchant navy, союзники, история США, филателия, Япония, liberty fleet day, royal navy

Previous post Next post
Up