О боевом "содружестве" дивизиона 318-го ГАП и 307-го стрелкового полка.

Jan 07, 2022 18:56



19 июля 1941 года газета 21-й армии « Боевой натиск» опубликовала фотоснимок своего корреспондента Николая Финикова - храм в городе П.
Это здание хорошо известно краеведам белорусского города Рогачев.
Корреспондент запечатлел церковь Александра Невского.
Шла война и потому названия населенных пунктов всячески маскировались. Что уж говорить о городах. Под фотографией подпись - и разрушения культового зданий и соседних построек , все это сделано отступающими немцами.



Кстати, позднее, сооруженный в 19 веке и порушенный в войну храм немцы не раз потом фотографировали. И в 1941-м и в 1942-м годах.
Так какая именно вражеская воинская часть виновата в этих всех разрушениях??
Нет, гитлеровцы тут не при чем. Во время наступления 63-го стрелкового корпуса на город Рогачев 12-13 июля 1941-го года о гонь по территории занятой противникам вели многие наши артиллерийские подразделения.





А вот по храму вела огонь одна из батарей 318-го ГАПа. На второй странице упоминание об обстреле храма. 84 снаряда.
Более, чем достаточно, чтобы заставить противника покинуть культовое здание. А калибр у снарядов был более чем достаточен.



На вооружении у 318 ГАП были 203 мм орудия. «Сталинские кувалды».
Согласно Википедии, перед войной 318-й ГАП дислоцировался в Белоруссии. Побелице - ныне ныне в составе Гомеля. Будучи укомплектован по штату мирного времени, полк на
22 июня 1941 года находился в летних лагерях на полигоне близ Бобруйска. С началом войны предполагалось развернуть полк в два
артиллерийских полка (собственно 318-й и 537-й гаубичный артиллерийский полк и половина личного состава отправилась
в Гомель. Оставшаяся часть при 12 орудиях и боекомплекте в 25 выстрелов на орудие развернулась на восточном берегу Березины и с
После ьоев у Бобруйска, часть заняла оборону за Днепром, с задачей поддерживать действия 63-го стрелкового корпуса на участке Зборово -Жлобин, - устье Березины. Там полк действовал уже в 4-х дивизионном составе.



С 13 июля 1941 318-й ГАП года поддерживает огнём контрудар 63-го стрелкового корпуса севернее Жлобина, на участке Жлобин -
Рогачёв, который к концу июля продвинулся на расстояние около 30
Километров. Артиллеристы попеременно поддерживали то одну, то другую пехотную часть.С середины июля 41-го, один из дивизионов - шесть 203-мм орудия был «прикреплен» к 307-му стрелковому полку 61-й стрелковой дивизии. В составе дивизии были два артиллерийских полка плюс батареи при стрелковых полках. Но то, что 307-му полку дали пушки такого калибра - словом о таком огневом заслоне можно было только мечтать. Кстати еще 9-го июля 1941 -го года командующий 63-й стрелковым корпусом Леонид Петровский отмечал, что 318-й ГАП использовал
свои возможности только на 60% из-за отсутствия таких средств наблюдения, как-то: самолетов, звукоразведки, а полку приходилось
выполнять задачи артиллерии ДД и в некоторые периоды даже артиллерии ПП.
Одна из батарей 318-го полка была прикомандирована ,к стати и к 154 стрелковой дивизии, но уже 22 июля, её комдив сообщает, что
использовать эту батарею нецелесообразно. Потому как кончились дальнобойные снаряды. А фугасные летят на 8-9 километров. А
позиции батареи находятся в 11-ти - 13-ти километрах от линии фронта.



Точно с такими же проблемами столкнулся и дивизион, который прикрывал 307-й полк. 24 июля 1941 года три дивизиона 318го полка были отведены в тыл. Оставшийся, первый дивизион, включал в себя три батареи. В каждой по два орудия.



И уже на следующий же день НАЧАРТУ 21-й армии поступило донесение
«..Дивизион получил задачу от командира 307 сп подготовить данные
по северным окрестностям Старое Село и выс 147.0. Стрелять на дистанцию могу только бетонобойным снарядом и расходую 6-10 гранат.
6 Боеприпасов дивизион имеет: бетонобойных 496, фугасных 37
ГСМ обеспечены на одну заправку. Продовольствия на 6 суток.»
Можно предположить, что артиллеристы дивизиона надеялись, что их подразделение выведут в тыл, а потом на другой участок фронта. Ибо здесь, в районе Озерищ, их действия не могли нанести большого вреда гитлероцам.
Но именно 25 июля 41-го 31-я немецкая пехотная дивизия предприняла попытку пробиться к Рогачеву с севера. И хотя передовой отряд немцев, понеся потери, отошел назад, враг мог повторить попытку. И, потому, верно дивизион оставили при 307-м полку.
Но шли дни. Между тем ситуация на этом участ ке войны становилась все тревожнее и это заставило командование дивизиона вновь обратиться к начальству.
9-го августа 1941 г командир дивизиона капитан Иван Кириллович Паршин пишет письмо в штаб армии. Смысл - срочно выводите дивизион.
Дальнобойных снарядов нет, начались затруднения с ГСМ, огонь ведется по целям, которые указываются приблизительно.

Командир 1/318 09.08.1941
капитан Паршин
Лес севернее 2 км Озерище.
Документ № 002
Командующему 21-й армии.

В настоящем прошу вашего разъяснения о дальнейшем пребывании при 63 СК ПП - 307 СП 1/318 артиллерии Б. М. Который имеет
существенные недостатки Дивизион используется не по назначению и выполняет директивы армии и корпуса за № 008 от 01.08.1941 по огневой
производительности. На основании приказа командира 307 СП выпущен 81 снаряд по скоплениям мелких групп противника. И стрельба велась на
предельной дальности - 18 километров, и после стрельбы результатов не имеем.»
Вам известно такое выражение " в белый свет как в копеечку"?? Вот об этом и сообщали Паршин и его сослуживцы. Мол товарищи вышестоящие командиры, заберите нас отсюда!!



"Треугольная роща".

Но вместо этого последовал приказ - уничтожить огневые точки противника в Треугольной роще (местность северо - западнее села Костюшово)
12 -го августа в штаб ушло сообщение.
" По заявлению начарта 63 СК от 09.08.1941 была поставлена части задача разрушить ДЗОТ на высоте 140,0 северо-западнее Костяшево
По которым вел огонь командир Третьей батареи лейтенант Вайдман. В течение 10 - 11 выпущено 58 бетонобойных гранат.
Разрушено 4 ДЗОТА. По наблюдению и корректировке командира батареи.



лейтенант Вайдман предвоенное фото

15 августа 1941 года 63-й стрелковый корпус, а вместе с ним и 318 ГАП попал в окружение. Фактически вся материальная часть осталась в Рогачевском котле. Что касается личного состава, одни погибли, другие попали в плен, некоторым удалось выйти из окружения. В числе «счастливчиков» был и лейтенант Вайдман, упоминаемый в документе за 12 августа 1941-го.
В частях артиллерии большой мощности он провоевал всю Великую Отечественную и помимо советских наград был отмечен и иностранными - медалями «За Одру, Нису и Балтику», и «Победы и Свободы».



Семен Вайдман 1945 г.

В 41-м, 20-го августа ему исполнилось 24 года. Думается, свой день рождения он «отметил» удачным выходом из окружения.
Сохранились отчеты немецкого командования, где описываются захваченные советские орудия. О 203 мм пушках - ни слова. Значит все шесть Б-4 , прежде чем выходить из окружения, артиллеристы уничтожили. Судя по документам, покинул и Рогачевский котел и командир дивизиона капитан Паршин. Он пропал без вести осенью 41-го, под Москвой. Возможно в Вяземском котле.
Думается, точку в этой истории ставить еще рано. Еще осенью, я попросил одного из друзей нашего поискового отряда, жителя Рогачевского района поискать место дислокации дивизиона 318 ГАП. Просил его искать « очень большие, очень большие капониры, точнее то, что от них осталось!??» И где-то через неделю пришло сообщение - нашел!!! И прислал фото. И схему.



траншея рядом с капониром.



По словам нашего товарища, он, прежде чем пускать в путь, пообщался с местным охотником. И тот, знаток округи - сразу привел его к нужному месту. Сомнений не было - такие следы земляных работ могли остаться только после очень больших орудий. Хотелось бы когда-нибудь побывать там.

61-я стрелковая дивизия (1ф), Николвй Фиников, 63 СК, 318 -й ГАП, Белоруссия год 41-й, артиллерия

Previous post Next post
Up