(момент съемок фильма "Секретный фарватер")
"..Чтобы не видеть его мутных, странно настороженных глаз и трясущихся щек Гейнца , Шубин склонился над фотоснимками.
Все они имели одну особенность. На заднем плане между кустами и деревьями обязательно просвечивала полоска водной глади. Участки были с видом на море! В этом, вероятно, заключался особый загробный «комфорт», как его понимал механик. Устроившись наконец в одной из могил, он мог иногда позволить себе развлечение - высовывался бы из под плиты и показывал морю язык: «Ну что? Перехитрил? Ушел от тебя?»
Сумасшествие, мания? Суеверие, перешедшее в манию? Тонкий коммерческий расчет - даже в сношениях с потусторонним миром?
- Теперь мне ясно, - сказал Шубин. - Вы хотите обмануть судьбу.
- Но мы все хотим обмануть ее, - рассудительно ответил механик. - А вы разве нет?"
(из книги Леонида Платова "Секретный фарватер")
Те кто читал эту книгу наверняка запомнили эпизод с механиком с "Летучего голландца, который коллекционировал кладбищенские квитанции. уж очень ему хотелось закончить жизнь не в океаских глубинах, а в каком-нибудь из портовых городов.
И "прихоть" моряка кригсмарине вполне объясняется. Суеверие свойственно многим из тех, кто посвятил жизнь рекам, морям и океанам.
Ну вот к примеру занимательная история, которая произошла в офицером цур зее, командиром подводной лодки U - 162 J?rgen Wattenberg.
Будучи 1900-го года рождения он был одним самых "старых" подводных волков Третьего рейха. Надо сказать, что большинство командиров субмарин были люди от 20-ти до 30-ти лет. Но Jrgen Wattenberg быстро показал "коллегам", чего он стоит. Забегая вперед скажу, что его лодка пиратствовала в Атлантике сравнительно недолго - семь месяцев. Но и за этот период успела отправить на дно 14 торговых кораблей союзников.
4-го мая 1942-го, находясь неподалеку от побережья Британской Гайаны, с субмарины заметили парусную шхуну. Мелочь для подводного боевого корабля. НО желание записать еще одну победу пересиливало всё.
Построенная на Барбадосе шхуна "Florence M. Douglas", водоизмещением 119 тонн шла с Нидерландских Антильских островов в порт Джорджтаун Британской Гайаны, с грузом соли. На борту девять человек. И ни пулемета, ни тем более пушки. "Мирная мишень". Поэтому немцы тратить торпеды не собирались.
U -162 остановила парусник выстрелом из носового орудия. примерно в 75 милях к северу от Джорджтауна.
Вот что позднее капитан шхуны Herbert Rexford Every рассказал офицерам ВМФ США.
" У подводной лодки было 4 пушки примерно 3-дюймового калибра; 2 в носовой части боевой рубки и 2 в корме, а также пулемет на мостике. У субмарины не было никаких опознавательных знаков. Она была окрашена в светло-серый цвет. Когда подводная лодка всплыла на поверхность, на палубу вышли один офицер и шесть членов артиллерийского экипажа. На офицере в возрасте от 30 до 40 лет был пробковый шлем кокни, шорты и белая рубашка. Члены экипажа были одеты в шорты цвета хаки. только были хорошо загорелыми, светлыми волосами и все были моложе 20 лет. «На удивление молодые»,
координаты места гибели шхуны
Гитлеровцы приказали морякам и капитану "Florence M. Douglas" покинуть корабль. Но видя что моряки не бегут к шлюпке, а помчались в каюту за личными вещами дважды выстрелили, Такой "довод" на экипаж шхуны подействовал. Когда шлюпка была спущена и британцы "отгребли" в сторону, немцы открыли огонь,, произведя 18 выстрелов. Огонь велся по такелажу и фалам, повалились стеньги, была разрушена надстройка.Один из снарядов попал ниже ватерлинии и парусник стал погружаться в воду. И тут произошло непредвиденное. С борта тонущего судна что-то "метнулось" в воду и быстро быстро поплыло в сторону субмарины.
И вскоре артиллеристы U -162 уже разглядывали "пленника" - маленькую черную свинью. Надо полагать, что у многих сразу в голове появилась мысль о вкусном ужине и хрюшку передали внутрь. Но тут один из артиллеристов заметил пикирующий самолет.
А дальше было как по схеме
- Всем вниз! Срочное погружение!------
И лодка стала проваливаться в глубину. Надо полагать все ожидали бомбометания, внутри в отсеках слышались только команды, и визг маленькой свиньи, оставленной в рубке.
вообще в годы Второй Мировой войны при схожих обстоятельствах самолеты союзников уничтожили бомбами десятки немецких субмарин. Но этим немцам повезло. То ли у летчика не было бомб, то ли просто решил не тратить боезапас.Словом, когда прозвучала команда "Отбой" Jrgen Wattenberg объявил хрюшку счастливой свиньей" и сообщил, что на камбуз она не попадет. Слишком маленькая, чтобы накормить всех. Отныне она - талисман U - 162.
Капитан U -162 и Дуглас
Свинке дали прозвище - Дуглас, в честь потопленного корабля. Местом ее пребывания определили машинное отделение. Там она и прожила до конца военного похода. Когда субмарина вернулась в порт базирования Лорьян. Дугласа представили в качестве трофея и талисмана командиру Второй флотилии немецких субмарин. А U - 162 вскоре ушла в очередной поход. Дуглас остался на берегу, немцы народ душещипательный, поэтому я думаю, что свинку определили жить где-нибудь при кухне и при случае демонстрировали курсантам гитлеровского подплава, как любопытный экспонат.
Эсминц Его Величества Patfinder участвовавший в потоплении U - 162
U - 162 настигли британские эсминцы 2-го сентября 1942-го. когда на глубину сыплются бомбы и довольно метко, в субмарине происходит полный тарарам и не всем удается выбраться из поврежденных отсеков. Но экипаж подлодки, потеряв всего двух человек всплыл и попал в плен.
Всех передали американцам. У янки уже скопилось немалое число "волков" Деница. И их переводи из лагеря в лагерь. 27 января 1944 - го года подводники с U - 162 оказались в лагере Папаго-Парк, Скоттсдейл, Аризона.
лагерь для военнопленных Папаго-Парк
Война шла к концу, но поговорка " Старикам здесь не место" была не про Jürgen Wattenberg. Он организовал и руководил побегом 25 военнопленных из этого лагеря в ночь с 23 на 24 декабря 1944 года и оставался на свободе дольше всех, до 28 января.
Везучий был этот гитлеровец.
Разумеется побег стал для местной прессы сенсацией. Где воюющая Европа и где штат Аризона?? В газетах печатались фотографии блКак сообщают американские источники, всех 25 "сурово наказали". Каждый потом сколько дней "был в побеге" потом столько же дней провел на хлебе и на воде! Диета!
Через пару лет Jürgen Wattenberg оказался дома. Он уже был человеком в возрасте, поэтому в военно морском флоте, имею в виду бундесвер, он не служил.
Устроился работать менеджером в пивоваренную компанию Lübeck branch of the Bavaria & St. Pauli Brewery.
И, надо полагать, после рабочего дня оказавшись за столом, на котором в кружках желтело пенное и громоздились ароматные и вкусные колбаски, он не раз вспоминал и походы на U - 162, и возможно хрюкающий талисман субмарины по кличке Дуглас. Умер капитан U - 162 в 1994-м году в возрасте 94-х лет.
(При подготовке поста использовались материалы
https://uboat.net/men/wattenberg.htmhttps://www.bajanthings.com/http://www.uboatarchive.net/U-162A/U-162.htm