Последний, оставшийся в живых.

Feb 11, 2020 18:49



"...За время войны мне не раз пришлось жить бок о бок с американцами, англичанами и норвежцами. Из этого общения я сделал для себя вывод: самые невозмутимые - норвежцы, самые покладистые - американцы, самые нетерпимые - англичане. Больше всех мне нравились норвежцы, спокойно идущие на смерть и на свадьбу."
Валентин Пикуль "Мальчики с бантиками".

Аккурат в католическое Рождество 25 декабря 1942 из Британии в Новый свет отправился очередной конвой. ONS - 156 - торговые корабли в сопровождении военных - тральщиков и эсминцев. С караваном шел и норвежский пароход Ingerfem.



Законы военного времени суровы - если шедшее в караване судно по прричине поломки машины начинало сбавлять ход, никто не останавливался. Случись поблизости вражеская субмарина, её экипажу не составило бы особого труда отправить на дно два-три стоящих без движения транспорта.
Поэтому, когда на "Ингерфеме" случилась поломка двигателя, он стал быстро отставать от конвоя и очень скоро эскорт скрылся за горизонтом. "Норвежец" малым ходом продолжил путь к берегам США.



За несколько минут до полуночти, в 23.56 часов 29 декабря 1942 года "в Ингерфем" ударила торпеда. Пароход стал мишенью для немецкой подлодки "U - 631" Корабль стал тонуть и экипаж - норвежцы, британцы и один эстонец стали спускать на воду шлюпки. В одной из них занял место судовой артиллерист Ole Johan Nеss.



Он видел как капитан , третий помощник капитана и наводчик корабельной пушки попытались спустить третью спасательную шлюпку, но в этот момент U -631 выпустила еще одну торпеду. При взрыве транспорт разломился надвое и сразу затонул.
в одной из шлюпок находилось 33 моряка. Что с ними стало - тайна покрытая мраком.
Товарищами Ole Johan Naess были семеро моряков. Их лодка в плохую погоду, а в северной Атлантике это норма, начинала "черпать воду" и ее приходилось спешно вычерпывать. Через три дня, когда волнение в океане резко усилилось, шлюпка опрокинулась. Барахтавшимся в волнах людям удалось перевернуть ее вновь, на киль. Многие были измотаны, и видимо для некоторых это напряжение сил стало роковым. Третий помощник капитана и два моряка умерли. Их тела опустили в воду. Океанская эпопея продолжилась.День шел за днем, на горизонте - ни одного судна, помощи ждать неоткуда.
Через неделю после первого опрокидывания шлюпки, беда повторилась. И вновь шлюпку удалось поставить на киль. Люди выиграли схватку со смертью, но только на короткое время. В ту ночь четверо моряков умерли. Оле Несс остался один. Один на десятки километров вокруг. Ему было 22 года. Он " похоронил" в волнах всех четверых. Все случившееся стало "последней каплей" для Ole Johan Naess.
И он прыгнул в воду, но шторм не прекращался и волна "вернула" его в шлюпку. Желая умереть, он принялся пить морскую воду, но все кончилось тем, что его просто вырвало. Через некоторое время Оле Несс потерял сознание.
11 января 1943-го года одинокую шлюпку заметили с американского корабля. Дело было в 500 -та милях к западу от Шотландии. На дне лодки лежал человек, без сознания. Забравшиеся в шлюпку моряки с "американца", не смогли "распрямить" лежащего человека, его так и подняли на борт, "скрюченным". Корабельный врач предпринял все усилия, чтобы вывести спасенного из бессознательного состояния. Американский корабль шел в Британию, и уже на берегу, в больнице Ole Johan Naеss получил качественную медицинскую помощь. Ему угрожала ампутация ног, но врачи сумели спасти их. У него были пролежни - его лечили и от этого. Оле Несс провел в больнице несколько месяцев, после выписки сел за руль грузовика на военной норвежской базе на территории Британии.
После войны завел семью. Увы, информацию об истории, случившейся с Ole Johan Nеss я нашел всего на одном англоязычном и еще двух ресурсах на норвежском языке.



В Норвегии помнят о судовом артиллеристе Оле и его 13-ти дневной одиссее в Северной Атлантике. На одном из сайтов обнаружил фото его родственников. Они принесли в морской музей в Нарвике его вещи, в которых он вернулся с военной службы домой.



внучка Оле Несса держит морскую одежду своего деда. Позади стенд посвященный Оле

Что говорить, Оле Нессу, выдержавшему 13-ти дневную "одиночку" без воды и пищи, в стужу, очень сильно повезло... очень.

merchant navy, Норвегия, кригсмарине, Валентин Пикуль, royal navy

Previous post Next post
Up