Несколько лет назад во время очередной Вахты в Беларуси, мы работали в районе Друтского плацдарма. Местность эта нами была изучена мало, мы искали останки бойцов погибших на позициях, а они, несмотря на наличие большого количества осколков снарядов и мин, не попадались. Оплывшие от времени ходы сообщения, воронки, - все было. А погибших красноармейцев
ни одного.
Истину мы узнали лишь через два года когда благодаря помощи одного сельчанина мы наткнулись на могилы захороненных в лесу воинов 348-й дивизии. Многие из них погибли на том самом плацдарме, но убитых вывезли на " большую землю", для захоронения на военном погосте. Так вот в ходе обследования берега Друти один из поисковиков поймал сигнал "цветнины" . Копнул. Пуговица. Копнул еще остатки шинели и кости. Позвал нас. Через полчаса раскопок выяснилось, что мы откопали двух гитлеровцев.
Один целый, с жетоном, а вот второй был видимо, порван снарядом. Череп и немного костей. И без жетона. С нами был офицер из 52- го отдельного батальона Минобороны республики Беларусь. Он задокументировал находку, упаковал останки фрицев в пакеты. Мы поинтересовались их дальнейшей судьбой.
---Куда их денем? Передадим Союзу по уходу за немецкими могилами. А они их в Шатково отвезут----
Сборной кладбище для солдат и офицеров вермахта открылось близ Бобруйска несколько лет назад. Я был на подобном погосте, но во Ржеве. Поле с подстриженной травой. каменные кресты и плиты с именами. Но пост не про кладбище.
С первой по пятую Вахту мы неизменно устраивали поисковый лагерь в одном и том же месте - у песчаного мыса, близ Друти. Метрах в 50-ти от лагеря сплошным пунктиром тянулись немецкие траншеи. Мы находили гильзы от винтовок "Маузер", ржавые консервные банки. наконец использованные тюбики из под зубной пасты. Словом, мы имели возможность представить, чем занимались здесь солдаты вермахта. Но вот увидеть их.... Странное дело, в сети полным полно сканов немецких похоронок с фотографиями завоевателей. Но вот задокументированных свидетельств - похоронок о гибели гитлеровцев в районе Рогачева, ничего этого мне не попадалось, А вот когда в поисковик ввел слова Schatkowo и цифры 1944, то увидел не только информацию, но и лица всевозможных Генрихов и Отто. Самой интересной находкой оказалась статья о поездке гражданина ФРГ на могилу дяди в Шатково. В статье рассказывается, как отец немца до последнего дня вспоминал родного брата убитого в 44-м в Беларуси и завещал ему приложить все усилия, чтобы найти место последнего упокоения солдата фюрера. В статье так же рассказывается о той важной миссии, которой занимается на территории современной Беларуси Народный Союз Германии по уходу за воинскими захоронениями. В ходе эксгумации одного из немецких кладбищ, восточнее Бобруйска, были обнаружены и останки Карла Стелтера, его " опознали" по половинке жетона, лежащего в могиле и его племянник,
герой статьи, вместе с группой таких же "родственников" побывал в Шатково.
https://www.haz.de/Umland/Wennigsen/Nachrichten/Hannelore-Nimmrich-aus-Wennigsen-steht-nach-70-Jahren-in-Weissrussland-am-Grab-ihres-gefallenen-OnkelsИтак, когда убили Карла Стелтера это понятно - скорее всего на исходе Рогачевско- Жлобинской операции. Но точной привязки к месту смерти то нет! Повторный поиск в сети дал желаемый результат.
Рядовой Baumann Josef Родился 27.03.1925
До очередного дня рождения не дожил. Был убит 23 марта 1944 года, километр севернее Коноплиц, близ города Рогачев. Скорее всего, в виду имели Большие Коноплицы. Малые и Новые Коноплицы уже с месяц к этому времени находились в тылу Красной Армии. значится перезахороненным в Шатково. Вероятно.
Кто помог отправить Йозефа Бауманна в мир иной долго искать не пришлось. Напротив немецких траншей занимала позиции наша 323 стрелковая дивизия. Немец был вероятно убит при артобстреле - в оперативной сводке есть упоминание об обстреле вражеских подразделений.
А родители Йозефа не дождавшиеся сына умерли в 60-е.
Vater: Josef Baumann *01.11.1896 +25.07.1960
Mutter: Elisabeth Baumann, geb. Glas *02.05.1895 +30.09.1967