Заслуга капитана Лапойнта.

Nov 27, 2019 14:27



Не было ни радостных криков ---Земля!, ---ни всеобщего воодушевления при виде суши. Сушу они увидели когда до нее оставались считанные метры.
Была ночь, наполненная мерцающим сиянием далеких звезд. К песчаному берегу острова пристали с людьми, измученными донельзя долгим путешествием по волнам.
Эта история началась 27-го июня 1942-го года. Шла Вторая мировая война и войска антигитлеровской коалиции нуждались в постоянной подпитке боеприпасами и снаряжением.



остров Большой Инагуа

Старенький сухогруз "Potlatch", на момент описываемых событий ему было уже 22 года, шел в маршруту Нью-Йорк - Тринидад - Суэц. Судно везло оружие, танки и грузовики в качестве палубного груза для английской 8-й армии, сражающейся в песках Египта.
Вечером 27 июня одиноко движущийся корабль заметили с немецкой субмарины U - 153.



немецкая подводная лодка U - 153

Заметить было немудрено, ибо из трубы шёл густой черный дым, который было видно за многие морские мили. По пути транспорт несколько раз останавливался, иp-за проблем с машинами. Торпедный залп застал команду врасплох. Погибли пять моряков и один офицер.
После взрыва, который проделал приличную брешь в борту, "Potlatch" стал погружаться.



Семь офицеров, 32 члена экипажа и 16 артиллеристов покинули сухогруз и заняли места спасательной шлюпке, и шести спасательных плотах.



Капитан "Potlatch" объявил товарищам по несчастью о намерении достичь суши. Чтобы волны не раскидали спасательные плоты, все они были взяты на буксир моряки на шлюпке взялись за весла, В сущности так поступали почти все экипажи торпедированных судов после "эвакуации" в океан. Но редко кому удавалось долго держаться вместе. Утлые суденышки волны растаскивали в разные стороны.



капитан Лапойнт

Это понимал и капитан Джон Лапойнт. Кроме того плотики замедляли ход шлюпки и тогда он приказал всем морякам занять в ней места. У них было совсем немного еды и воды. И никаких астрономических приборов или компаса. Курс в сторону островов Карибского моря капитан держал по сиявшим в ночном небе звездам. Шли дни, а суши или её признаков все не было. На десятый день плавания американцы увидели одинокую шлюпку. В ней находились моряки с голландского корабля "Tysa" . Пообщавшись, союзники разминулись.
Кстати, потопившая "Potlatch" немецкая субмарина U - 153 была уничтожена союзной авиацией 6 июля.
Время от времени, моряки освежались, устраивая купания в волнах. Все прекратилось 11 июля, когда на одного из матросов, Джона Мартина Миллера, напала акула. Серую хищницу отогнали, но ее зубы успели нанести глубокую рану на предплечье.



иллюстрация изображающая спасение моряка

Все чем могли помочь товарищу, это перевязать рану. На шлюпке не было медикаментов. Началось заражение крови и моряк умер через неделю после нападения акулы, 18 июля 1942-гогода. Как пишется в подобных случаях, похороны прошли в океане.За несколько дней до этого на шлюпке закончились продукты питания. От жажды спасали редкие дожди - воду старались собрать и сберечь, для еды использовали плавающий на поверхности планктон и водоросли.
Через 26 дней после гибели корабля, шлюпка причалила к острову Большой Инагуа. Тогда он был необитаем.
47 человек ступили на твердую землю.



В ходе обследования острова моряки заметили диких ослов и проследили, куда они ходят на водопой. Так появилась возможность пополнить запас пресной воды. Оставаться здесь не имело смысла и капитан приказал команде вновь отправиться в плавание - к следующему, видневшемуся неподалеку острову. Это был Малый Инагуа. Туда американцы добирались несколько часов - между островами было мелководье и половине команды, спрыгнув воду пришлось толкать шлюпку в нужном направлении. Испытание даже для здоровых и сильных мужчин, что говорить об ослабевших янки.
Через два дня пребывания на Малом Инагуа, набравшись сил офицеры и матросы продолжили путешествие и добрались до острова Аклинс. Люди спешили на берег, но остров был буквально опоясан острыми коралловыми рифами и капитан Лапойнт сумел удержать своих моряков от спешки. Уткнувшуюся в песок шлюпку и вылезающих из нее матросов увидели дети местных жителей. Они позвали взрослых. После слов приветствия сразу снарядили в ближайшую деревню посыльных - за водой и едой.
Помимо слов благодарности прозвучал вопрос, где мы находимся?
Капитан Лапойнт не имея карты, все это время думал, что они приплыли на Виргинские острова, но нет, это были Багамы.
Здесь экипаж лишился еще одного члена команды . Не выдержав тягот и лишений многодневной эпопеи умер помощник кока Дэвид Парсон, афроамериканец. Ему было 62 года.



Островитяне и члены экипажа корабля

По воспоминаниям островитян, их поразило, что 26 дней проведенных в спасательной шлюпке не ожесточили, а напротив, сблизили членов команды потопленного судна. К примеру капитан Лапойнт был рядом с Дэвидом Парсоном, когда тот умирал.



А в свидетельстве о смерти, которое по просьбе местного констебля должен был заполнить Лапойнт, тот записал, что помощник кока был его другом.





Афроамериканца похоронли на кладбище и могила сохранилась до наших дней.



Другие члены экипажа транспорта держались, но с трудом. Один из артиллеристов, Генри Дженсен позже вспоминал, что "команда напоминала передвигающиеся трупы. Мы достигли предела. Когда мы вышли в рейс я весил 78 килограмм, после того как мы достигли суши мой вес не превышал 39-ти килограмм.
К концу плавания, от недоедания у многих начались видения - кто-то замечал идущий на помощь корабль, кто-то летящий вдали гидросамолет. Но ничего этого не было и в помине".
На яхте Vergermere которая доставляла продовольствие на острова архипелага, (владелец Бетти Карстерс) команду потопленного сухогруза привезли в в столицу Багамских островов Нассау, прибыв 1 августа.
Через несколько недель, команда сухогруза вновь оказалась ва Нью-Йорке.



Джон Лапойнт (второй слева)

Капитан Джон Джозеф Лапоинт, был награжден медалью торгового флота США " За выдающиеся заслуги".
Что такого он сделал? Плыли, плыли и доплыли? Нет, все не так просто. Минимум воды и еды. Почти 50 человек в одной шлюпке. день проходит за днем и ни корабля вдали ни самолета. Капитан Лапойнт выходя в рейс взял на себя ответственность не только за груз, но и за людей. И он сделал все, чтобы спасти людей. Так что награду он получил заслуженно.
Что было дальше? Продолжалась война и Лапойнт получил новый корабль, только что спущенный на воду "Либерти" "Сэмюэль Гомперс". Плавание проходило в южных широтах Тихого океана.



30 января 1943 года транспорт, которым командовал Лапойнт был торпедирован и потоплен японской подводной лодкой I-10 (Yamada) близ берегов Австралии. Погибло несколько человек, но среди спасшихся был и капитан Джон Лапойнт. Точно известно о гибели одного из спасшихся с "Potlatch" - молодой радист погиб вместе с торговым судном в Атлантике. Корабль был торпедирован немецкой подлодкой.
Ну, и последнее. В начале 1945-го года на одной из верфей США был спущен на воду очередной "либерти". Его назвали "John Martin Miller". да да, в честь того самого моряка который погиб от укуса акулы.
http://www.usmm.org/heroes.html
http://www.tribune242.com/news/2013/nov/07/how-did-u-boat-victim-end-up-buried-in-acklins/
https://www.wrecksite.eu/wreck.aspx?136078
http://scottsheywood.blogspot.com/2013/05/the-bahamas-in-world-war-ii.html
https://uboat.net/allies/merchants/ship/1856.html
https://www.bahamas.com/islands/inagua

merchant navy, союзники, Карибское море, кригсмарине, liberty fleet day

Previous post Next post
Up