Интересный человек из села Малые Коноплицы.

Oct 18, 2019 13:27



это и другие фото этого поста сделаны на смартфон. Приношу извинения за качество.

Представьте себе жизнь пенсионера. В селе. Либо дела на огороде, либо наблюдение за окружающим твой дом пейзажем.
Все привычно глазу, ты знаешь, когда приедет автолавка. Все привычно и буднично. А потом как снег на голову появляются несколько человек, которым ты нужен.
(За 6 часов до этого)
В то утро наша группа выдвинулась в северо-восточном направлении. Работать предстояло в нескольких километрах от лагеря. Но у нас был транспорт - накануне, в гости к Дмитрию Плюцаку приехал в гости брат из Москвы. Мы загрузились в его внедорожник и быстро добрались куда надо.



Предстояло отработать участок местности примыкавший к грунтовой дороге. Мы разбились на несколько троек, - один с щупом, двое с лопатами и разбрелись по высокому, едва ли не в рост человека разнотравью. После нескольких "мокрых" дней наконец-то небом завладело солнце и многие, словно соскучившись, подставляли лица под лучи светила.
Мы долго были в этом месте, шурфовали почву, прозванивали металлоискателем.



изучение схемы захоронения

А потом нас подозвал Владимир Голутвин. Он молча показал на характерные углубления в грунте и вздохнул.
Мы переглянулись. Все и так было понятно - бойцов скорее всего эксгумировали отсюда в 50-е. Все, здесь можно ставить точку.
Устроили короткий совет. Приняли решение взять курс на север, подальше от Малых Коноплиц.
близилось обеденное время и потому мы предложили молодым поисковикам отправиться в лагерь, потрапезничать. А мы сели в машину, и через 20 минут были на нужной нам территории. Одна грунтовая дорога, развилка, вот их уже две, потом мы видим еще одну "грунтовку". Куда двигаться то??
Но мои спутники уже были тут год назад и знали куда ехать. Наконец остановились.



Быстро разобрали инструмент и начали отрабатывать участок лиственного леса. Попадались осколки. Потом на обочине "грунтовки" металлоискатель "зацепил" сигнал. Копнули. две гильзы. Не то от ППШ, не то от ТТ.
. В какой-то момент, глядя на коллег мне показалось, что все у нас более, чем замечательно. Что нами найдено не несколько бойцов, а в разы больше. Эх, если бы так....
Мы двигались по лесу цепью. Били щупами, шурфили. в какой-то момент звяканье лопат о землю начало смолкать. А вскоре и вовсе затихло. Все объяснялось просто - в ходе движения мы набрели на большую поляну, где-то метров 50 на 50 сплошь покрытой брусникой. Признаться никогда в жизни не ел эту ягоду "вживую". Минут пятнадцать мы "отрабатывали" брусничник. Но только перестали попадаться красные капельки ягод, как их сменила черника. Что за чёерт!
На поисковиков, по примеру людей каменного века, занявшихся собирательством, набрел Дмитрий Плюцак. Поглядев на нас, он мрачно пробурчал
----И как вы только её едите?? У меня от нее живот болит!------
----Может это не от ягоды?? Может это от воды? От той, что покрепче?---парировал кто-то из поисковиков.
Потом мы вновь принялись отрабатывать местность. Шурфили, били щупами.
А потом мы сменили диспозицию. По грунтовой дороге прошли около двух сот метров. Устроили привал.
Илья Астафьев обратил мое внимание на перекопанный грунт неподалеку.
----Видишь??---------
------Да..-----
----Вон там, в 2018-м мы нашли немецкую "госпиталку". Я то думал фрицев уже достали. А они судя по всему по прежнему здесь лежат.---
Про найденное год назад захоронение немцев я и до этого слышал. "Набили" могилу, думали наши. А потом стали попадаться куски немецкого обмундирования, ну и все понятно стало. Гитлеровцы!
После слов Ильи я порылся в рюкзаке, достал смартфон. Так раздел музыка, есть.
И включил "У не дих " Рамштайн».

image Click to view



После чего поглядел вверх, на деревья, на небо..Да, давненько здесь не звучала немецкая речь. Где-то через минуту я прервал "концерт по заявкам мертвым слушателей Третьего рейха". Хватит.
Минут через десять со стороны просеки послышались голоса. Это пришли из лагеря молодые поисковики. Принесли нам консервы и горячее - вкуснейшее овощное рагу и пончики.



Это были особые "походные" пончики, над которыми колдовала наш командир. И вкус бесподобный и аромат - сколько не напеки, они быстро исчезали в наших желудках.
Утолив голод заговорили о дальнейших действиях. И тут Илья Астафьев предложил отправиться в Малые Коноплицы. Там живет старик, который когда-то работал в местном лесничестве. А лесники они народ знающий - им каждая тропинка и бугорок знакомы. Сказано - сделано! Прыгнули во внедорожник к Виталию, брату Плюцака и поехали в село.
Пожилого мужчину мы застали дома, он сидел на веранде.
Наскоро ему объяснили кто мы. откуда и для чего он нам нужен.
---------Значит захоронения ищете?....Много времени прошло..Вроде видел------
Мужчина замолчал, видимо вспоминая что-то уже подзабытое.
-------вспомните пожалуйста! только учтите..нам нужны не перезахороненные бойцы! Те, что с войны остались!-----
----Что-то тут было..и памятник стоял. Вроде видел!----
----А это официальный памятник?-------
---Да я не знаю, не помню...--------
-----Далеко отсюда?* Поедемте с нами? Вы покажете! Мы отвезем и привезем!-----
Выяснилось, что сельчанина зовут Александр Николаевич Крумкачев, он 1936-го года рождения.
Мы усадили его рядом с водителем и поехали в нужном направлении. На несколько минут в салоне машины повисло молчание. И тут заговорил Александр Николаевич.
--------А вы знаете, молодые люди, я помню как война началась!-------
Мы молчали. я принялся анализировать, сколько лет тогда было сельчанину? Но тут кто-то, не выдержав, пробормотал
---Так вроде немцы сюда не скоро пришли..Как же помните?-------
-----Так я не здесь тогда был..Когда западную Беларусь присоединили, моего батьку послали в Брестскую область в Кобринский район в село Меленково.. Так вот послали его как механизтора МТС создавать.
22-го июня он рано утром с водителем на ферму поехал. А тут немцы, самолеты. Обстреляли. Шофера убило, машина разбита. Он скорее в село. Нас собрал, и мы уехали, пока немец не пришел. Когда домой вернулись, отца в армию призвали. А тут окружение, он домой и пришел...Потом в партизаны ушел....Все. Кажется, приехали..------
Мы остановились у кромки леса. Покинули транспорт и двинулись по дороге.



Попадались вырубки. один квартал леса сменялся другим. Александр Николаевич вёл нас. Иногда он останавливался, словно припоминая путь, потом вновь шёл.
В одном месте старик свернул не туда. Пройдя метров 50, остановился, жестом руки попросил нас остановиться. Помолчал. Потом со словами, - да, давно я здесь не бывал, вернулся на прежнюю дорогу потом прошед еще метров 100, "взял" левее,



и мы вышли аккурат к воинскому мемориалу. Небольшая ограда, памятник.



Илья подошел к нему, оглядел.
---Вот! Видите? Это инвентарный номер! официальный..Да, здесь "ловить" нечего..-----
Мы огорченно вздохнули..Да, эту "братку" копать нельзя.



Переглянулись, сфотографировались на память и пошли к машине.
Александр Николаевич Крумкачев, верно обрадовавшись, что нашел слушателей продолжал рассказывать.
---Так вот я говорил, что отец, он 1901-го года рождения был, ушел в партизаны. А в 1943-м их на задание послали. Одиннадцать ушло на задание, а вернулось двое. Девять погибло и отец в том числе..-----
Мы дошли до машины, сели в нее, поехали. В одном месте "грунтовку" перегородил нам внедорожник с белорусскими номерами. Мы были на внедорожнике с московскими номерами. Водитель "белоруса" стал отъезжать назад, пропуская нас и тут мы увидели стоящих на обочине двух молодых русоволосых женщин. Они что-то рассматривали. Самый глазастый из нас тут же сообщил.
----Это верно грибники! Они лисички разглядывают1-------
---Скорее всего.. И главное похожи..Может сестры:?---------
------Может, ....А они ничего! Очень даже симпатичные!-------
Тут молчавший до этого сельчанин , сидевший на переднем сиденье, обернулся, посмотрел на нас и улыбнулся.
------Что? Понравились?? Есть у нас красивые!-------
Мы смутились... Мы то думали, он в свои мысли погружен, а он, что называется моментально вошел в курс дела.
Наше молчание старик верно истолковал по своему.
----Так вот отец в партизанах погиб. А наши Коноплицы немец в феврале 44-го сжег, когда отступал. И такая у меня к немцам злость была..Я после войны в Мирске жил и работал. Мы дороги делали. И вот одно время рядом с лагерем пленных трудились. Нас двое с напарником охрана и за "колючку" пропускала. А немцы, кормили их нормально, один толстый такой был. Так вот я как-то его гудроном облил. Нам ничего не было, но больше на территорию лагеря не пускали. А фриц этот говорили, ожог получил.....
В начале 60-х я с тургруппой в Москве был. Привезли нас на ВДНХ, выставку сельскохозяйственную смотреть. Рядом полно таких же групп. И вдруг как огнем ожгло - по немецки говорят.
Мать честная! Немцы! Один из наших аж в лице переменился, говорит, с оккупации этого не слышал. Мы на этих так уставились. На немцев. А экскурсовод верно умная была, как глянула на наши лица, наверное сообразила, и говорит , что этих мол трогать нельзя. Это немецкие товарищи из ГДР.
Александр Николаевич продолжал говорить, а я тут же попытался представить себе эту сцену. И тут вспомнил слова сержанта из 52-го поискового батальона Минобороны Беларуси про раскопки убитых из Брестского гетто.

image Click to view



"....Мы там почти два месяца работали. Больше тысячи человек. Все в одной яме. И у каждого - выстрел в затылок. Взрослые это еще ничего, ..Но вот когда останки детей, тут силы нужны, чтобы сдержаться...
Нас тогда многие приезжали смотреть и снимать. Телевизионщики из Польши, Франции, даже вроде американцы были. А однажды работаем - кто-то подошел. Обычно втихомолку, но говорят. А тут вдруг тишина..Что такое?
Смотрим, да это ж немцы. Стоят, смотрят на сотни костей расстрелянных и в глазах такой ужас. Ведь это все их прадеды и деды сотворили..Такое разве можно простить и забыть?-----



В одном месте машина остановилась. Мы вылезли. Здесь не было привычного нам лесного пейзажа - сплошь оплывшие от времени траншеи и широкие углубления оставшиеся не то от землянок, не то от блиндажей.
Александр Николаевич подобно бравому солдату Швейку и тут нашел момент, чтобы поделиться воспоминаниями.
-----да много здесь понакопано. ..Много. Как никак несколько месяцев фронт стоял в 44-м. Вот году в 63-м приезжаю в Москву. Нужно было автозапчасти купить. Заезжаю в автомагазин. Мне говорят, только что кончились, но есть такие в автомагазине у станции метро "Динамо" А тут мужчина стоит, лет за сорок. Он и говорит. Я мол как раз туда еду. Подвезти? Отчего же. Выходим, а у него машина ну как "пирожок".
Интересуется, откуда я.
----С Белоруссии----
---А точнее?-----
-----Рогачев. Рогачевский район!-----
----А село, село какое?-------
----Коноплицы!!-----
---Так их несколько, ваши какие?----
----Малые Коноплицы... Левобережные!------
И тут, по словам сельчанина, водитель как матернулся, а потом добавил
--------Пропади они пропадом ваши Малые Коноплицы! Меня там чуть не убило! Мы с полком через Новые на Малые Коноплицы вышли, немцы как раз отступили. Потом мы через Друть на Лысую гору, и тут немцы как дадут из пушек...Эх мы и откатились назад! До сих пор не забуду, какой ад там был..------
--Он из 129-й дивизии, верно был, этот москвич, -----сообщил я Александру Николаевичу.
-------Возможно..Нет ну надо же, в многомиллионной Москве наткнуться на того, кто освобождал твое село. нет это ж надо!--
Нам надо было возвращаться. Мы довезли Крумкачева до Малых Коноплиц. Его жена ожидала его на улице. Посыпались упреки.
----Ты куда уехал? Соседки говорят приехали несколько на большой машине, забрали и увезли! т ычто пугаешь меня!----
Александр Николаевич принялся успокаивать супругу.
--- Да ничего, спасибо ребятам, вспомнил молодость!-----
Мы тоже принялись успокаивать женщину. Хотя выезд и был безрезультатен, но сам белорус оказался очень интересеным человеком. И такие встречи запоминаются на всю жизнь.

нацизм, поисковики - особые люди, Белоруссия год 41-й, "Поиск-Вездеход", люди

Previous post Next post
Up