Там, где была война. Вахта памяти в Беларуси.

Sep 24, 2019 16:10



---------Тута! Вот туточки они были могилки эти! ----
Для большей убедительности своих слов старушка показала палкой, где именно были хоронения.
----Только нетути их теперь. Нету. Да уже говорила..Говорила. Выкопали и куда-то увезли... Да. А потом как-то внук одного из солдатиков приезжал, из Жлобина. Постоял, поплакал. Я ему все объяснила, он и уехал-----
Большего от старой женщины добиться было нельзя. В какой-то момент я завладел ее вниманием и принялся расспрашивать про "прошлое".
С Ариной Крапицкой, старожилом из села Новые Коноплицы я познакомился еще в 2017-м году. Тогда-то впервые я и услышал вышеприведенный рассказ про несколько солдатских захоронений на околице. Странно, но вот про дивизионное кладбище, что размещалось в 500-ста метрах от деревни она нам ничего не поведала.
впрочем, бабушка Арина была родом из другой деревни, а в Новые Коноплицы приехала, когда вышла замуж за местного парня.
Утро того дня начиналось привычным порядком. Побудка, завтрак4 сваренный дежурными нас они побаловали чаем и рисовой кашей с сухофруктами. Я, лично большой любитель изюма и кураги, а кто-то не очень, поэтому кому-то досталась и вторая порция.
К чаю полагались бутерброды с паштетом и плавленым сыром. И фразой этого утра стали слова Дмитрия Плюцака.
-----Почему так? Почему хлеба больше, чем паштета? Очень тонко мажут!----



А потом было построение и вводная. По схеме отрабатываем окраину села и информацию, что здесь были захоронения. Мне-то про это было известно, но но существовал шанс, что одно - два захоронения, люди осуществлявшие эксгумацию могли пропустить. Потому надо было идти, копать и проверять. Я пересказал коллегам слова бабушки Арины сказанные еще два года назад.
На своем привычном месте - на лавочке у палисадника она появлялась редко. Дмитрий Плюцак пояснил, что у старушки сломана рука - беда случилась, когда она шла по двору и упала. И теперь ей трудно одной хозяйствовать и готовить пищу. Как никак 87 годов. Так вот придя на место, в присутствии военных из 52 -го батальона мы стали бить шурфы.



Я вырыл три ямы. Мои, да и не только мои - 99 % не дали никакого результата. Еще пара представляли интерес - перекопанный грунт уходил вглубь. Но тут кто-то предложил зайти с лопатами и "шурфануть" край огорода Крапицких. Предложение все одобрили, но что скажут хозяева? Вернее хозяйка, ибо ее невестка и внучки жили в Рогачеве, и в данный момент их здесь не было. Гонцы ушли и мы начали прикидывать, где копать. Вскоре появился Дмитрий Плюцак сообщивший, что копать разрешили, и тут кто-то закричал
---Идет! Сама идет!------
И верно..По проселочной дороге в нашу сторону бойко семенила бабушка арина. Подойдя она и произнесла короткую речь про перенесенные могилы. Но копать огород разрешила. Мы еще с полчаса повозились на окраине Новых Коноплиц. Те два шурфа с "мешанкой" скорее всего мы разбили на месте бывших могил. И перекоп ничего не дал. Останки извлекли полностью.



А молодые поисковики узнали историю времен войны про семью Арины Крапицкой. И ее родители и два ее брата вытянули счастливый билет. Все уцелели в войну. Отец был инвалидом и потому его не призвали. Партизанил старший брат, 1925-го года рождения, потом его призвали в Красную Армию и уцелел, вернулся с войны.
---А? Немцы при оккупации? Так у нас был маленькая деревня, тут, около Грабова. Немцы приедут, переночуют и дальше. А партизаны к нам не заглядывали, у них отряды большие были, где им унас разместиться?..А потом как фронт стал приближаться, папа запряг лошадь, нас на телегу и в лес. Так и переждали. А вёску спалили, да. Эту - Новые Коноплицы! Немец спалил..----
Время было дорого и советом старших поисковых групп, было принято решение выдвинуться на восток. На ту дорогу, по которой 23 февраля 1944-го года наступал 518-й и 438 полки 129-й стрелковой дивизии. Бомбили их в тот день крепко.



страница из "Описание боевых действий 129-й сд"

Была надежда, что рядом с могилой, которую поисковики "подняли" в 2018-м, может быть еще захоронка. Дошли до нужного места и вновь - прокол грунта щупами и рытье шурфов лопатами. Поглядывали на место прошлогодних раскопок,



На перекопанной земле буйно кустилась растительность. Где-то с полчаса мы искали, не судьба. И тут ближе к прошлогодней «братке» подошли с щупами Владимир, старший нашей группы, и Николай из 52-го батальона.
В какой-то момент послышался характерный звук. Все, кому он был хорошо знаком, в том числе и я обернулись. Кость? Подошли ближе. Владимир и Николай пробили грунт рядом еще в нескольких местах. Да, вроде бы кость.
Но кому она принадлежит? Может животному.
Стали копать яму. Пока небольшую. Когда углубились как надо, Александра жестом отстранила "копарей".



Потом встала на колени и согнувшись долго шарила в яме. Установилась полная тишина. Все следили за её действиями, наконец она выпрямилась, стряхнула песок с перчаток. Посмотрела на нас довольным взглядом.
-----Это череп! Я нащупала пальцами глазницы. Есть боец!-----
Все облегченно выдохнули. Дмитрий Плюцак включил рацию
----Пустынный Орел вызывает лагерь...Пустынный Орел вызывает лагерь.. Прием----
Рация тут же откликнулась.
----------Лагерь слушает. Прием-------
----------У нас хорошая новость..Найден боец!-------
----------Молодцы! Рады за вас..Возвращайтесь..Пообедаем, а после обеда все на раскоп!----
Поисковики пошли к лагерю, несколько человек задержались. Сейчас уже и не помню по какой причине.



Потом тронулись в путь. Подходя к палаткам, увидел идущего навстречу Дмитрия Плюцака. Он нёс миску наполненную только что сваренным супом.
---Куда это ты?------
---Да бабушку покормить. Невестка только завтра приедет, вот она и попросила. Надо заботиться о старом человеке!--
Я в ответ одобрительно кивнул.
После обеда пошли на раскоп. Проходя мимо дома Арины Крапицкой, увидел её , и сидящего рядом Дмитрия.



Он что-то рассказывал женщине.
Немного забегу вперед. В последний день Вахты, когда весь лагерь спал крепким сном, часть поисковиков ночью вернулась из поездки в Минск, я вышел костровой площадке. Посмотрел на пустые вёдра, взял их и пошел к колодцу.
Колодезный ворот заскрипел, засопел.
---Сынок!------
Я поднял голову. На лавочке сидела бабушка Арина.
----Сынок, ты не мог бы воды ведерко принести? А то мои только завтра приедут! Одно ведерко!----
----Сейчас бабушка. сейчас!-------
Я наполнил оба ведра водой и пошел к домовладению Крапицких. То и дело поминая Христа и благодаря меня, старушка показала мне куда вылить воду. Я осмотрелся. Просторный двор, в углу возились куры.



Пожелал бабушке долгих лет жизни и вернулся к колодцу..Так вот, после обеда, мы вернулись на раскоп. Точнее его еще предстояло сделать.





Несколько человек стали рыть землю, другие продолжили шурфовать территорию.
А вот что было дальше - не видел. Ибо мне и Илье Мурылеву поручили сьездить на разведку в окрестности одного села. Была карандашная схема и информация, полученная от одного из местных жителей. Он кстати схему и нарисовал. Как мне рассказали сельчанин поведал про траншею и предметы воинского снаряжения, которые там были найдены.
И мы с Ильёй поехали, благо транспорт у нас был.
Доехали до окрестностей села Г. Осмотрелись. Нужный нам лес Дорожный зак указатель. Так от него вправо и вглубь леса. То, что местность "битая" нам сразу стало ясно. Ямки от копов "черных". И старые и достаточно новые.



Прошли метров 50 и на бруствере траншеи, судя по всему немецкой, из 1944-го года нашли противогаз. Наш, еще довоенный.



Не стали его брать, двинулись дальше. Еше одна траншея, так поваленная береза с вывороченным корнем, обошли её. Есть.
Вновь траншея, но чья она? Включили металлоискатель, и оказалось, что и копать особо не нужно - под слоем листвы поржавевшие патроны.



От винтовки Мосина.
---Илья, а ведь это наши..Еще довоенные..-----
----Ты хочешь сказать, что это 41-й?------
----Он самый...Да...Жаль, не успели патроны по немцам расстрелять..------
Илья спрыгнул в траншею. А потом сделал пару шурфов. Я в это время с металлоискателем ходил по краю. Заметив, что он что-то рассматривает, подошел ближе.



-----А ведь это кость!--------
----Да, похоже, что кость. Все, разведка закончена. Надо возвращаться сюда уже с военными из батальона-----
По дороге к машине металлоискатель зацепил еще один "звук". Копнули.



Железная штуковина с завитыми "усами". Где-то подобное я уже видел..Ну, точно, это ж труба от РС. Только небольшого калибра. Илья находку забрал с собой. У себя в школе, где он работает учителем, он занимается созданием музея. Пригодится для экспозиции. А вообще местность показалась нам интересной - патроны из 41-го, РС из 1944-го.
Да, война оставила здесь свой след.
Уже вернувшись в лагерь, мы расспросили про эксгумацию. Был найден один боец. Сохранились предметы амуниции.
Судя по обнаруженным в районе ног осколкам, солдата ранило и он умер от большой потери крови. Или болевого шока.
Вечная память.. Все что нам было известно - боец был из 438-го полка 129-й дивизии. Погиб при бомбежке.

документы из военных архивов, железо войны, 129 стрелковая дивизия, "Поиск-Вездеход"

Previous post Next post
Up