Последняя весна деда Ивана

Mar 23, 2011 21:54



 zihuatanexo ©
Несколько месяцев в году он был белым, Совсем немного времени -чёрным. но чаще всего - зеленым. Он - это участок в 20 соток окружавший дом деда Ивана. Каждую весну он засаживал его картошкой, капустой, морковью и свеклой. Этот "ассортимент" не менялся еще с войны. Когда началось военное лихолетье, старик уже был пенсионером и его не призвали. Он сразу понял, что когда пришла такая напасть, огород может стать спасением и всю душу и силы вкладывал в выращивание овощей. Урожая хватало и чтобы налоги заплатить и себя обеспечить и кому надо помочь.
Весну дед Иван "жаловал" среди других времен года более всего. Когда начинались проталины и появлялись тут и там черные пятна земли, он любил обозрев свои владения смотреть в небо и вдыхать запах весеннего ветра наполненного и ароматами деревни - дыма труб, преющего в стогах сена и и холодом не желающего сдаваться снега.
Когда начинала сохнуть земля, дед Иван каждый день выходил из дома,чтобы исполнить ежегодный ритуал. Он, наклонившись до земли, собирал щепотью пальцев землю в ладонь, сжимал ее, а потом раскрыв ладонь недолго смотрел на почву и сыпал ее по ветру. Так он определял - когда браться за лопату - "кормить" землю семенами свеклы, моркови, сажать картошку. Наконец наступал день, когда высохнув, почва переставала напоминать грязь. Тогда дед Иван брался за грабли и лопату, очищал свои сотки от оставшейся кое-где с осени ботвы. И после этого начинались обычные хлопоты - огород был страстью деда Ивана.
Единственное, чего не было на его земле, так это ни плодовых деревьев , ни кустарника типа смородины или крыжовника. Кроме меда иных сластей в жизни старик не признавал.
Но каждый май, когда рядом с межой начинали на соседском огороде снежным цветом пылать вишни, он то и дело оставив дела подходил к деревьям, и смотрел. Пять минут, десять. Многие замечали это, но не задавались вопросом, что зачем?? Ну чудит старик и что с того?? Сельские мальчишки шептались, что дед видно колдун - он "перешептывается" с деревцами, оттого они и родят летом столько вишен.
Вечерами дед Иван садился на завалинку, и то калякая о чем-то с одним из приятелей, то просто сумерничая в одиночку, нет-нет да поглядывал в сторону белеющих вишен.
Где-то на исходе лета, вишни сплошь покрывались рдеющими пятнами плодов.
А соседка Лукерья, или по уличному баба Луша, подходя к меже с большой кружкой наполненной вишнями, выкликала деда Ивана.
---Сосед, иди угостись из фронтовой!!!----
Кружку ее покойному мужу Федору, солдату БАО, сделал из дюраля знакомый моторист, для "украшения" выцарапав на боку звезду, и когда Федор возвращался домой в 1946 году, он наряду с трофеями из Германии не забыл прихватить и ее, как память о фронтовых друзьях.
Но дед Иван попыхивая самокруткой отказывался каждый раз от сладких вишен, недовольно мотая головой.
----Сама угощайся или вон бутузам своим раздай.-------
 У бабки Луши было трое внуков и те часто гостили у нее.
Деду Ивану не раз предлагали, давай мол посадим тебе саженец. Будешь весной смотреть, радоваться, но старик вновь и вновь ворчливо отказывался.
---Для меня весна - смотреть на цвет вишни, а есть ее мне потом ненадобно...не для меня ягода создана!!----
Как-то в одну позднюю осень, дел Иван до того никогда не жаловавшийся на болячки и привыкший лечить радикулит баней слег. Сих хватало чтобы дойти до стола, до будки туалета и назад. Продукты ему приносила родня. А предложение вызвать врача - отверг наотрез.
--Стар я просто дети, стар, время мое заканчивается------
Родные переживали, боялись внезапной смерти деда Ивана, но он успокаивал всех, говоря -
----- До весны выдержу, на это сил хватит-----
Когда кончился февраль и пришел март, дед Иван никак не прореагировал. Зябко кутаясь в одеяло он ворчал, это так, календарь один, это еще не весна...
Когда за окном белый цвет сменился черным, дед Иван все чаще просил оставить окно открытым вдыхая запахи весны. Он лежал и умирать не собирался. Родные были с ним каждый день, но старик был бодр и не терял присутствия духа.
Пришел и кончился апрель.
Дед Иван все чаще стал спрашивать у людей находившихся рядом с ним в доме
- "Скажите, сады цветут??"
Сил на то, чтобы дойти до межи посмотреть на соседские вишни у него уже не было.
---Нет , --- отвечали ему, --дед Иван, как зацветут мы скажем...---
В один из майских дней к нему в комнату быстрым шагом вошла внучка, дочь его племянницы - Валентина
---Дед, зацвели сады, вишни побелели!!!---
Старик приподнялся и крепким голосом, ( и откуда силы взялись?) потребовал.
---Несите ветку!!!---
Быстрым шагом один из взрослых сходил на огород к бабе Луше и сломанную ветку принесли в дом.
Дед Иван своими мозолистыми пальцами провел по цветкам вишни и улыбнувшись прошептал..
--Сады цветут!----
По его морщинистой щеке пробежала слеза.
Он повернулся на другой бок и затих. Когда через пару минут, к нему подошли чтобы поправить подушку, старик уже не дышал.
Похоронили его на Митрофаньевском кладбище. Когда в августе кто-то из домашних пришел на погост и заодно проведал  свежий холмик, то нашел на насыпи горку уже потемневших и сморщившихся от солнца и времени вишен. Кто их принес узнать не пытались. Да и зачем?

Это произошло в  1963 года. А Валентина - это моя мама. Она и рассказала мне эту историю.
Вишня - мое самое любимое дерево.

личное, вишня, семья, память

Previous post Next post
Up