Странная штука. В Пятигорске за свою жизнь я был раз шесть, не меньше, а вот на месте дуэли Лермонтова довелось побыввать впервые лишь в этом году. Молча стояли, я Ната и Анна, глядя на памятник. За нашими спинами шумел большой веселый, многолюдный город, но в эти минуты я даже не ощущал его присутсвия.
Стоял, пытаясь представить - как это было.
А потом вспомнил давным давно прочитаннвый рассказ Виктора Астафьева из его "Затесей".
«Мне в детстве повезло. Очень повезло. Литературе обучал меня странный и умный человек. Странный потому, что вел он уроки с нарушением всех педагогических методик и инструкций. Начал он с того, что положил перед собою карманные часы и заставил нас читать вслух из «Хрестоматии».
Каждый ученик читал минуту, и через минуту следовал приговор:
- Истукан! До пятого класса дошел, а читать не умеешь!
- Ничего. Для второго класса годен.
- На каком языке говоришь? На русском? Это тебе кажется…
- Что ты читаешь? «Богатыри Невы»? «Богатыри - не вы!» Значит, не ты, не вон тот, что в носу ковыряет и палец скоро сломит… Ясно? Ни черта не ясно! Чтобы Лермонтова понять - любить его надо. Любить, как мать, как родину. Сильнее жизни любить. Как любил учитель из Пензенской губернии…
И он рассказал.
Узнавши о гибели Лермонтова, учитель из глухого пензенского села в одну ночь написал стихотворение «На смерть поэта», а сам пошел после этого и повесился.
Позднее я прочитал у Цвейга об авторе «Марсельезы», о гении, вспыхнувшем и погасшем в одну ночь, и вспомнил урок литературы, сердитого нашего учителя и последние слова стихотворения безымянного поэта:
В ту ночь свирепо буря бушевала,
Ревела на высотах Машука.
Казалось , что Россия отпевала
Поручика Тенгинского полка.
Так я и не знаю, был или не был учитель в Пензенской губернии, из потрясения и горя которого вылилось единственное стихотворение. НО ЛЕРМОНТОВА С ТЕХ ПОР ЛЮБЛЮ, КАК МАТЬ, КАК РОДИНУ. БОЛЬШЕ ЖИЗНИ ЛЮБЛЮ…»
Знаете, нас всех еще в детстве закормили школьной программой по литературе. Дети прочтите к следующему уроку вот эту книгу, вот вам план литературы на лето. Брр, даже вспоминать не хочется.
У нас, пензенцев, особое отношение к Лермонтову. Ибо в его имение "Тарханы" где он был похоронен и лежит поныне, школьников начинают возить автобусами с малых лет. Ну, раз съездили, но нет, везут снова и снова. И для кого-то Лермонтов становится чем-то вроде кашляющего за стенкой соседа. Все знают о его присутствии, но видеть - мало кто видел.
Увы, но я сам лишь последние лет десять как осознал всю уникальность этой личности. Нас с отроческих лет призывают восхищаться его стихами, прозой, службой в армии. Да не этим всем пичкать надо молодые умы. А просто, что называется на пальцах объяснить..
Сколько лет было Лермонтову когда его застрелили на дуэли? 27?
А сколько всего он успел, а??
Вот над этим и подумайте. Мало прожил, а сколько всего нам, потомкам оставил.
Да, знаю, желчен был и вреден. А где вы видели гения без изъянов?
"Страна рабов, страна господ.." Ловко он отметелил нашу Николаевскую Родину. А ничего, сглотнули. Потому как "неча на зеркало пенять, коли рожа крива".
Вот так. Спасибо ВАМ Михаил Юрьевич. И с наступающим днем рождения!